Немцева Анна Николаевна
«Пересказ сказки «Лиса и кувшин». Конспект занятия по развитию речи в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
«Пересказ сказки «Лиса и кувшин». Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.
Цель: учить детей последовательно и логично пересказывать литературный текст, стараясь правильно строить предложения.
Задачи:
Образовательные:
• учить рассказывать сказку без наводящих вопросов, выразительно;
• объяснить значение слова жать;
• учить подбирать синонимы к глаголам, составлять предложения с заданными словами, правильно сочетая их по смыслу;
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лиса, лисичка. Литература, сказки о лисе для детей
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Посуда. Все о посуде для детей
- Посуда. Конспекты занятий, НОД
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
• учить произносить предложения с разными оттенками интонации (сердитая, просительная, ласковая).
Развивающие:
• развивать связную речь;
• развивать монологическую форму речи;
• развивать мышление, память.
Воспитательные:
• воспитывать умение не перебивать взрослых и детей;
• воспитывать интерес к русскому народному творчеству.
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Оборудование: иллюстрации к сказке «Лиса и кувшин», мнемотаблица.
Содержание организованной образовательной деятельности
1. Организационный момент
Внимание! Внимание!
Дорогие зрители,
Чудеса сейчас придут
Интересно будет тут!
Я на вас погляжу,
Да и сказку расскажу!
Вы на ус всё намотайте,
Сказку рассказать мне помогайте!
Не грусти, улыбнись!
Сказка дарит нам сюрприз!
2. Основная часть
Методические приемы
Воспитатель: Ребята, чтобы сказку прочитать,
Её название сначала придётся угадать!
Название зашифровано в двух загадках.
Вот первая загадка:
Рыжая плутовка,
Хитрая да ловкая.
Хвост пушистый,
Мех золотистый.
В лесу живет,
В деревне кур крадет. (Лиса)
(Выставить на мольберте изображение лисы).
Воспитатель: А вот вам и вторая загадка:
Горлышко узкое,
Круглые бока.
Нужен нам для молока.
И даже в жаркий день всегда
В нём холодная вода. (Кувшин)
Если загадка вызовет у детей затруднение, можно предложить подсказку: это посуда, в старину её делали из глины и хранили там молоко или квас, из этой посуды журавль лису окрошкой потчевал в сказке «Лиса и журавль».
(Выставить на мольберте изображение кувшина).
Воспитатель: Перед нами и ответ. Вы догадались, как называется эта сказка? («Лиса и кувшин»)
Воспитатель: Ребята, существует много сказок про лису. А какие русские народные сказки знаете вы, где лиса является главной героиней?» («Лиса и журавль», «Волк и лиса», «Заюшкина избушка», «Лиса и Кот» и др.)
Воспитатель: Молодцы, много знаете сказок о лисе.
Воспитатель: Сейчас я прочитаю вам сказку «Лиса и кувшин», а вы попробуете ее пересказать.
Чтение сказки. Рассматривание иллюстраций к сказке.
Воспитатель: В сказке встретились незнакомые для вас слова, давайте подумаем, что они означают.
Беседа по содержанию прочитанного:
Вопросы к тексту:
Воспитатель: О ком была эта сказка? (О лисе)
Воспитатель: С чего сказка началась? (Лиса нашла кувшин)
Воспитатель: Что случилось с лисой? (У нее застряла голова в кувшине)
Воспитатель: Как лиса сначала разговаривала с кувшином, каким голосом? (Ласковым)
Воспитатель: Какие слова она говорила? (Отпусти меня кувшинушко, полно баловать)
Воспитатель: Произнесите эти слова так, чтобы вы услышали, что лиса говорит ласково.
Воспитатель: Каким голосом стала потом разговаривать лиса, после того как кувшин не отпустил лису? (Сердитым)
Воспитатель: Какие слова она говорила? (Погоди же ты, я тебя утоплю)
Воспитатель: Произнесите эти слова так, чтобы все услышали, что лиса говорит сердито.
Воспитатель: Чем заканчивается сказка? (Кувшин-то утонул, и лису за собой потянул).
Физкультминутка
Утром лисонька проснулась,
Лапкой вправо потянулась,
Лапкой влево потянулась,
Солнцу нежно улыбнулась
В кулачок все пальцы сжала,
Растирать все лапки стала –
Лапки, ножки и бока.
Вот какая красота!
А потом ладошкой
Пошлёпала немножко.
Ну, красавица – Лиса!
До чего же хороша!
Повторное чтение с установкой на последующий пересказ.
Воспитатель: Внимательно послушайте сказку снова. Вы будете ее рассказывать. Запомните, как разговаривала лиса с кувшином вначале и как после.
Воспитатель рассказывает сказку, вызывает для пересказа 3-4 детей.
Пересказы детей. (3-4 ребенка)
Дети пересказывают сказку, используя мнемотаблицу.
Воспитатель спрашивает детей, в чьем исполнении сказка понравилась больше.
Воспитатель: Молодцы. А теперь давайте мы с вами поиграем.
Игра: «Придумай конец сказке»
Воспитатель: Ребята, вы помните, чем закончилась сказка? (Ответы детей)
Воспитатель: Хотите тоже быть сказочниками, и придумать свой конец сказки.
Воспитатель: Стала лиса кувшин в реке топить….
Варианты: (Баба увидела, что лиса тонет в реке в кувшине и вытащила лису из кувшина. Шерсть у лисы намокла, стала скользкой. Кувшин и соскользнул с лисы. Кувшин утонул, а лиса убежала).
Игра «Назови ласково»
Воспитатель бросает мяч и называет слово, ребенок ловит и называет то же слово, но уже «ласково», возвращает мяч воспитателю.
Медведь косолапый – мишка косолапенький
Лиса хитрая – лисичка хитренькая
Заяц белый – зайчик беленький
Серый волк – серенький волчок
Курица – курочка,
Петух - петушок,
Зима - зимушка,
Снег – снежок,
Дерево - деревце,
Шишка- шишечка.
Игра «Подберите близкие по смыслу слова»
Думать – размышлять
Удивить – изумить
Заболеть – занемочь
Кружиться – вертеться
Посылать – отправлять
Хотеть – желать
Воспитатель: Составьте предложение со словом - «размышлять». (Дети составляют предложение)
Воспитатель: Составьте предложение со словом - «вертеться». (Дети составляют предложение)
3. Заключительная часть
Подведение итогов по теме. Обобщающие вопросы по теме.
Воспитатель: Что делали на занятии? (Ответы детей)
Воспитатель: С какой русской народной сказкой мы познакомились? («Лиса и кувшин»)
Воспитатель: Кто главный герои сказки? (Лиса)
Воспитатель: Какой лиса оказалась в сказке? (Хитрая, жадная)
Воспитатель: Чему нас научила эта сказка? (Ответы детей)
Воспитатель: Что нового узнали? (Ответы детей)
Рефлексия.
Воспитатель: Вам понравилось занятие? (Ответы детей)
Воспитатель: Что вам больше всего понравилось на занятии? (Ответы детей)
Воспитатель: Что было сложным? (Ответы детей)