Лучший педагог года

Конспект бинарной НОД по развитию речи в старшей группе на тему «Зимние забавы» с использованием элементов ТРИЗ.

Елена Русак
Конспект бинарной НОД по развитию речи в старшей группе на тему «Зимние забавы» с использованием элементов ТРИЗ.
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: развитие связной речи, формирование умения составлять рассказ по сюжетной картине.

Задачи:

Коррекционно-развивающие задачи:

• Развивать навык снятия физического и эмоционального напряжения.

Создавать условия для психологического и эмоционального комфорта детей, их речевой активности.

• Развивать навык целенаправленного восприятия, памяти, мышления, воображения, творческой фантазии в процессе решения творческих задач.

• Развивать речевой слух.

• Развивать умение комментировать свои действия, давать словесный отчёт о выполнении упражнения, делать словесно-логические обобщения.

Публикация «Конспект бинарной НОД по развитию речи в старшей группе на тему „Зимние забавы“ с использованием элементов ТРИЗ,» размещена в разделах

• Развивать зрительный анализ и синтез.

Коррекционно-образовательные задачи:

• Обобщение и уточнение знаний детей о зиме и зимних забавах.

• Активизация и расширение словаря за счёт слов-действий, слов-признаков. Обогащение предметного словаря: гололед, морозно, ситуация.

Активизация словаря признаков: белая, холодная, снежная, морозная.

• Развитие связной речи. Формирование навыков построения предложений.

• Совершенствовать грамматический строй речи, формировать навык словоизменения и словообразования (образование относительных прилагательных; употребление существительных в родительном падеже; использование в речи родственных слов).

Воспитательные задачи:

• Воспитывать личностные качества: активность, любознательность, самостоятельность, умение применять полученные знания в самостоятельной деятельности.

• Воспитание устойчивого познавательного интереса, инициативы, коллективности, стремления к активной деятельности, самостоятельности в принятии решений.

• Воспитание внимания к собственной речи и к речи окружающих.

Материал к занятию:

1. Сюжетная картинка с изображением зимних забав детей.

2. Части снеговика, вырезанные из картона. Магнитный мольберт. Магнитики.

3. Загадки о зимних забавах, прикрепленные к столу воспитателя, закрытые бумажными снежинками.

4. Снежки-комочки, сделанные из ваты.

5. Картинка с символами (ухо, глаз, нос, рука, язык, закрытыми снежинками.

6. Клубок белой веревочки.

7. Мячик.

8. Фонограмма плясовой музыки «Ах, вы, сени, мои сени»

9. Коробочка.

Ход занятия:

Организационный момент. Дети сидят полукругом. Воспитатель вносит картинку с прикрепленными скотчем снежинками, закрывающими символы, изображающие части тела.

Логопед: – Ребята, в нашей группе хозяйничают волшебники. Угадайте, кто они? Помогите им избавиться от назойливых снежинок.

• Один говорит: «Я вижу» (цвет, форму, величину).

Дети отгадывают. Воспитатель отрывает одну снежинку, открывает ГЛАЗ.

• Второй говорит: «Я слышу звук».

Дети отгадывают. Воспитатель отрывает другую снежинку, открывает УХО.

• Третий говорит: «Я чувствую запах». Отрывает третью снежинку, открывает НОС.

• Четвертый говорит: «Я пробую на вкус». Воспитатель отрывает четвертую снежинку, открывает ЯЗЫК.

• Пятый говорит:

«Я ощущаю поверхность (твердая, мягкая, гладкая, шершавая, холодная, влажность, температуру, форму, количество, части».

Освобождают картинку ПАЛЬЦЫ.

Логопед: - Волшебники на свободе, теперь догадайтесь, где они живут?

Дети: - На нашем лице живут УХО, ГЛАЗ, ЯЗЫК, НОС.

Логопед: - Волшебники очень любят зимние забавы и приготовили нам сюрприз, но где-то его спрятали. А что такое сюрприз? Хотите найти его? Тогда отправимся в путь. Поможет нам волшебный клубочек.

Для этого подготовим свои глазки, ушки, носики, язычки, ручки, чтобы они помогли нам в поисках волшебного сюрприза.

Самомассаж лица по методике О. И. Крупенчук.

Ручки растираем и разогреваем

И теплом лицо свое мы умываем.

Грабельки сгребают все плохие мысли,

Ушки растираем вверх и вниз мы быстро.

Их потом сгибаем, тянем вниз за мочки,

А потом уходим пальцами на щечки.

Щечки разминаем, чтобы надувались,

Губки разминаем, чтобы улыбались.

Уголками губ мы щеки поднимаем,

А потом от носа к уголкам стекаем.

Под губой язык лежит,

Кулачок в него стучит.

Под другой губой лежит,

Другой кулак в него стучит.

Тянем подбородок и его щипаем,

А потом по шейке пальцами стекаем.

Воспитатель: – Теперь пора в путь по волшебной дорожке-веревочке нашего клубочка!

Подходят к снежинкам, закрывающим загадки на большом столе воспитателя.

Упражнение на дыхание «Снежинки».

Логопед: – Посмотрите, на стол прилетели снежинки. Сделайте глубокий вдох через нос и губками сдуйте снежинки!

(Упражнение выполняется стоя).

Воспитатель просит четырех детей отгадать освободившиеся от снежинок загадки о зимних забавах, а остальных помочь, если они затруднятся.

1. Мои новые дружки и блестящи, и легки,

И на льду со мной резвятся, и мороза не боятся. (Коньки)

2. Две новые кленовые подошвы двухметровые:

На них поставил две ноги – и по большим снегам беги. (Лыжи)

3. Ой, насыпало снежка! Вывожу коня-дружка.

За верёвочку-узду через двор коня веду,

С горки вниз на нем лечу, а назад его тащу. (Санки)

4. Меня не растили – из снега слепили.

Вместо носа ловко вставили морковку.

Глазки – угольки, ручки – сучки.

Холодный большой. Кто я такой? (Снеговик)

Лог. - Молодцы, а теперь дальше ведет волшебная веревочка-дорожка нашего клубочка (к магнитному мольберту). Садятся на стульчики.

Игра «Лепка снеговика»

Отгадайте загадку:

Что за нелепый человек

Пробрался в двадцать первый век?

Морковкой нос, в руке метла,

Боится солнца и тепла.

(Снеговик)

Логопед: - Молодцы! Давайте мы с вами поиграем и слепим снеговика, только не обычного, а волшебного. Для начала, давайте вспомним, с чего начинается лепка снеговика. Отвечайте полными предложениями, красиво и правильно.

Дети: - Для лепки снеговика надо скатать снежные комья.

Логопед: - Сколько снежных комьев понадобиться, чтоб слепить снеговика?

Дети: - Понадобится 3 снежных кома.

Логопед: - Какие по размеру должны быть снежные комья?

Дети: - Первый - большого размера (поставим вниз, второй - среднего размера (поставим в середину, третий - маленький (поставим наверх). (Из белого картона вырезаны круги, вывешиваем их на доску).

Логопед: - Все, готов наш снеговик?

Дети: - Нет.

Логопед: - Чего не хватает?

Дети: - У снеговика нет глаз.

Логопед: - Из чего, чаще всего делают глаза снеговику?

Дети: - Глаза снеговику делают из угольков.

Логопед: - Сделаем глазки. (Вывешиваем черные магниты одинакового размера).

Логопед: - Чего еще нет у снеговика?

Дети: - У снеговика нет носа.

Логопед: - Из чего сделаем нос?

Дети: - Нос снеговику делают из морковки. (Крепим к снеговику нос, вырезанный из красного картона)

Логопед: - Чего еще нет у снеговика?

Дети: - У снеговика нет рта.

Логопед: - Из чего делают рот снеговику?

Дети: - Рот снеговику сделаем из веточки.

Логопед: - Сделаем рот. (Крепим рот, вырезанный из картона).

Логопед: - Чего еще нет у снеговика?

Дети: - У снеговика нет рук.

Логопед: - Из чего сделаем руки?

Дети: - Руки снеговику сделаем из снежных комьев и веточек.

Логопед: - Делаем руки. (Крепим снежные комья и руки- веточки, вырезанные из цветного картона).

Логопед: - Чего не хватает у нашего снеговика на голове?

Дети: - Надо одеть на голову снеговику ведро.

Логопед: - Одеваем ведро (из картона).

Логопед: - Вот и готов наш снеговик.

Логопед: - Мы лепили снеговика, старались и немного устали, давайте отдохнем.

Физкультминутка.

Дети выполняют движения, указанные в тексте.

(Встают рядом со стульчиками).

На дворе мороз и ветер

На дворе гуляют дети (ходьба)

Ручки, ручки потирают,

Ручки, ручки согревают (потирают ладонь о ладонь).

Чтоб не мерзли наши ручки,

Мы похлопаем в ладошки (ритмичные хлопки).

Вот как хлопать мы умеем,

Вот как ручки мы согреем! (быстрые ритмы)

Чтоб не зябли наши ножки,

Мы потопаем немножко (топают ритмично на месте).

Вот как топать мы умеем,

Вот как ножки мы согреем! (быстрые ритмы)

Нам мороз теперь не страшен,

Все мы весело попляшем.

(Динамическое упражнение «На дворе мороз и ветер» А. Ануфриева, О. Милюкова, произвольные плясовые движения под музыку)

Волшебный клубочек дальше катится. На пути у детей появляется веселый мячик.

Дидактическая игра с мячом.

Воспитатель: - А сейчас поиграем с мячом. Он спрашивает, а вы отвечаете:

Зима - она какая? (снежная, морозная, холодная, вьюжная, метельная и т. д.)

- Мячик «называет» слово, а вы ребята, рассказываете, что оно представляет:

Снег – зима, снеговик, снежки.

Новый год – елка, праздник, подарки.

Варежки – гулять, руки, тепло, рукавички.

Гололед – мороз, скользко, лед, каток.

Морозно – холодно, иней, зима, гололед.

Ситуация – сюжет, происшествие, действие, история, событие.

Логопед. – Вот мы и подошли к сюрпризу наших волшебников. Клубочек привел нас к картине, на которой мы попадаем в разные ситуации. Но картину волшебники нам подарят, если мы перечислим все ситуации, в которые попали дети на прогулке. Ответьте, пожалуйста, кто что делает?

Молодцы! Вы хорошо справились с заданием.

(Дети садятся на свои места за столы. На доске висит картинка с изображением зимних забав.)

Воспитатель: - Ребята, посмотрите на картинку и расскажите, что на ней нарисовано. За правильно построенное предложение вы получите снежок. Отвечаем красиво и четко, спрашиваю только тех, кто поднимает руку.

Итог деятельности.

Воспитатель: - Понравился вам сюрприз наших волшебников? Они дарят вам картину «Зимние забавы». Угадайте любимые зимние забавы волшебников Руки и Глаза.

Правильно – «Игра в снежки».

Игра называется «Самый ловкий».

Дети кидают по очереди свои снежки в коробочку. Молодцы!

Публикации по теме:

«Звук [С], буква С». Конспект занятия в старшей группе по подготовке к обучению грамоте детей с ОНР Конспект занятия в старшей группе по подготовке к обучению грамоте детей с ОНР. Провела учитель-логопед Анисимова Светлана Александровна.

Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования. Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования. Самостоятельного анализа ситуации или объекта; Развитие децентрации.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект бинарной НОД по развитию речи в старшей группе на тему «Зимние забавы» с использованием элементов ТРИЗ.
Опубликовано: 22 февраля 2015 в 20:46
+30Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект бинарной НОД по развитию речи в старшей группе на тему «Зимние забавы» с использованием элементов ТРИЗ.» (включая файлы) размещена пользователем Елена Русак в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 20.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД