Алекперова Заира
Опыт работы «Напольные игры в работе с детьми дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс
«Использование напольных игр в работе с детьми дошкольного возраста»
Цель: знакомство с практикой использования напольных игр, повышение уровня компетентности педагогов в области использования напольных игр с детьми дошкольного возраста
Задачи:
-сформулировать интерес у педагогов дошкольных образовательных учреждений к внедрению и реализации современных игровых технологий;
-познакомить с вариантами применения различного дидактического напольного материала на практике
-развивать двигательную активность
Оборудование: проектор, напольное панно, буквы, сюжетные картинки с дикими животными, муз. инструменты, картинки с изображением муз. инструментов, карточки с цифрами, набор геометрических фигур, набор палочек Кюизенера.
Теоретическая часть
Добрый день уважаемые члены жюри, уважаемые коллеги.
Я, Алекперова Заира Гусенхаевна, воспитатель Муниципального Бюджетного Дошкольного Образовательного Учреждения «Центр Развития Ребёнка -детский сад №14 «Ласточка» города Дербент, с детьми работаю 17 лет.
Тема нашего мастер-класса: «Использование напольных игр в работе с детьми дошкольного возраста»
«Поверхность пола, так безгранична
Использовать его вполне логично
Придумывай, рисуй, играй
Себя и друга развивай».
Звучит музыка из передачи Что? Где? Когда? Вношу черный ящик.
Уважаемые коллеги, перед вами черный ящик. В нем находится дорогой, достаточно нужный предмет, который очень часто мешает детям и взрослым использовать двигательную нагрузку и быть ближе друг к другу? (варианты ответов)
И так, вопрос: -Что находится внутри черного ящика?
-Верно, внутри телефон, т. к. именно этот предмет чаще всего заменяет прямое общение. Дети с раннего возраста растут в цифровой среде, но никакие гаджеты не способны заменить общение детей и взрослых.
Проблема малоподвижности детей вследствие использования телевизоров, гаджетов в наше время набирает обороты, способствует снижению движения до минимума. И, к сожалению, это тенденция коснулась и дошкольников. Сегодня дошкольное образование, а вместе с ним и воспитатели осуществляют активный поиск эффективных средств развития детей. В дошкольном возрасте это игра. И наша задача вернуть в детство игру, ту самую – познавательную, исследовательскую, творческую, в которой ребенок учится общаться взаимодействовать, в которой он познает мир.
Считаю выход из проблемы в расширении игрового опыта детей, а подбирать и предлагать игры необходимо те, которые будут способствовать развитию движения, инициативности, коммуникации, самостоятельности. И я нашла для себя решение - это напольные игры, технология «умный пол». В дошкольное образование технология, «умный пол» пришла из реджио-педагогики. Создатель реджио-педагогики – итальянский педагог и психолог Лорис Малагуцци (1920–1994). Основная цель реджио-подхода — сохранять и развивать все возможные способы самовыражения ребёнка.
Не секрет что дети любят играть на полу.
Пол – это пространство детства и напольные игры, имеют синтетический эффект, они развивают, позволяют двигаться в условиях группы безопасно и использовать любое тематическое содержание. Напольные игры - это отличное дополнение к педагогической программе. Они уникальны тем, что в результате позволяют осваивать новые знания, закреплять их в непринужденной эмоционально-позитивной обстановке, развивается общение между детьми, они учатся взаимодействовать со сверстниками, с педагогами. Также напольные игры трансформируемы, вариативны, мобильны, доступны.
И они позволяют зонировать и быстро изменять развивающую предметно- пространственную среду в группе. Здесь ребенок чувствует свободу действий, свободу масштабности полотна, свободу ориентировки в пространстве. Здесь никто и ничто не ограничивает, здесь ничто не падает со стола, никто и ничто не мешает играть и взаимодействовать, и в соответствии с индивидуальными уникальными интересами каждого ребенка.
Я, разработала серию развивающих напольных игр, создала картотеку и классифицировала их.
Первый блок - мобильные игры с использованием готовых игровых полей. Они представляют собой достаточно большое баннерное полотно с изображением соответствующих элементов клетка, круги, следы. И, так как они мобильны, дети могут самостоятельно выбрать место для игры на полу.
Второй блок - статичные игры они могут быть изготовлены из бумаги, цветного малярного скотча, изоленты. И они предназначены для игры, на уже имеющихся, поверхности пола. Зафиксировал и играй.
Третий блок - игры с использованием подручных предметов. А что обычно под рукой у воспитателя - карандаши, пластиковые стаканчики, палочки, цветная бумага.
И четвертый блок - это игры, придуманные и изготовленные самими детьми. Это самые ценные для меня полотна. А как придумать игру самостоятельно? Да очень просто, для того чтобы поиграть нам необходимо наличие игроков игровых полей, правил игры,
инвентаря и дидактического материала.
Эффективным методом рождения идей, является метод мозгового штурма. Собираете детей, предлагаете тему или берете тему от самих детей, генерируете идею, создаете условия, а затем просто не мешайте. Можно участвовать в изготовлении, можно советовать, спорить доказывать свою точку зрения, а дети изготовят сами. А затем несколько дней будут играть в свою игру, добавляя и расширяя сюжет через погружение в игровые ситуации. Наблюдая за детьми, я вижу, что мои воспитанники стали более самостоятельными, инициативными они научились взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Использование напольных игр, показал стабильный результат диагностики в усвоении программного материала детьми по всем образовательным областям. Коллеги активно поддерживают мои новые педагогические идеи. Я делюсь с ними практикой использования напольных игр в работе с детьми на мастер-классах, семинарах практикумах. Создание и использование напольных игр помогают педагогам организовывать групповую, подгрупповую, индивидуальную и самостоятельную деятельность с детьми.
А для родителей напольные игры интересны тем, что помогают организовать семейный досуг, выявить потенциал ребенка, его интересы и объединяют семью таким образом. Происходит взаимодействие между детьми, педагогами и родителями, как с активными участниками образовательных отношений.
Я предлагаю сейчас педагогам испытать на себе важность и значимость этих игр. Вы увидите, как поменяется настроение, как зарядитесь энергией.
Для участия мне нужна фокус - группа в составе 6 человек.
Давайте поиграем в мою авторскую игру «Народные промыслы Дагестана»
Игра называется «Народные промыслы Дагестана»
Предлагаю вам отправиться по значимым местам Дагестана, где представлены народные ремесла, памятники архитектуры, земледелие и животноводство. Благодаря чему наша республика известна всему миру. Эта игра имеет несколько вариантов, мы с вами возьмём упрощенный вариант из-за ограничения времени.
Уважаемые коллеги выберите карточку и займите место на игровом поле в соответствии с цифрой вашей карточки. Вы на зеленых кружочках, а это значит вам нужно рассказать о той местности на котором вы стоите. А начнем мы игру со столицы нашей республики и т. д. (Какое значение имеет тот или иной район, город, село)
Данная игра предназначена для детей 5-7 лет и может быть использована в совместной деятельности - детей и воспитателя, детей и родителей, и между детьми. Игра имеет не только развлекательное, но и образовательное значение, помогает осваивать и систематизировать знания детей в познавательном развитии. Подробное описание игры размещён на сайте Мааm.ru, желающие могут навести камеру на QR - код и ознакомиться с ней.
2 игра «Загадки - обманки» Будьте внимательны загадки с подвохом.
Ваша задача: Нужно прослушать текст загадки ответить и прыгнуть в квадрат, где находится отгадка, сделать это нужно одновременно. Слушайте внимательно!
Кто любит по ветвям носиться?
Конечно, рыжая…лисица (нет, это белка) –Где живет белка? Какое оно животное? Чем питается белка? Молодцы! Всё верно.
Кто в малине знает толк?
Косолапый, бурый…волк (нет, это медведь)
От рыжей лисицы в кустарник удрав,
Свернулся клубочком колючий…удав (нет, это ёж)
Быстрее всех от страха несётся…черепаха (нет, это заяц)
Съела зайчонка и ловит второго
Огненно-рыжая злая…корова (нет, это лиса)
Простой вопрос для малышей:
Кого боится кот?. мышей (нет, собак)
Как вы считаете, вариант подобной напольной игры к какому виду деятельности относится? Речевому развитию детей. Да, данная игра систематизирует и закрепляет знания по развитию речи.
3. Переходим к следующей игре, которая называется «Цветные палочки» (с использованием палочек Кюизенера)
Перед вами игровое поле с палочками Кюизенера. Прошу вас занять рабочие места. Берётся определённое число (например, 5). Нужно взять столько палочек, сколько обозначено этой цифрой на карточке. И именно те палочки, которые обозначают число 10. Задание:
Используя все палочки, выложите геометрическую фигуру.
Из пяти палочек выложить букву (А, Ш, Б, Г, Э)
Из палочек выложите любую цифру (5, 9, 6, 4)
Как мы видим, в данной игре, как и в других представленных играх, происходит интеграция образовательных областей (это и формирование математических представлений, и обучение грамоте). Аналогичное задание можно выполнить с любым числом.
4. Сейчас я вам предлагаю придумать свою игру с использованием данных игровых полей. Вам нужно решить проблемную ситуацию. Предлагаю зачитать текст проблемной ситуации, участник фокус - группы зачитывает: «Старшая сестра Пати сказала девочке о том, что она постоянно путает геометрические фигуры».
-К кому за помощью может обратиться Патя в детском саду? (к воспитателю, товарищам)
Нужно помочь Пате. Проявите своё творчество. На столе лежат необходимые материалы: ножницы и цветная бумага с готовыми трафаретами геометрических фигур, картон, маркер. Выбирайте то, что вам нужно для вашей игры.
Участники мастер - класса придумывают свой вариант игры, обсуждают решения заданной проблемной ситуации.
Пока наша фокус группа занята делом, я прошу вас уважаемые члены жюри поработать с моими утверждениями. Если вы согласны с моим утверждением, поднимите зеленую ладошку, если нет – красную, ладошки перед вами.
Современный дошкольник часто использует гаджеты для игры.
Основной вид деятельности ребёнка дошкольного возраста - это труд.
Игра - основной вид деятельности ребёнка - дошкольника.
Дети любят играть с воспитателем.
Ребята - дошкольники любят играть на полу.
В своей работе я тоже столкнулась с некоторыми противоречиями: между необходимостью использования поверхности пола для игры и отсутствием такого инструментария в группе, между проблемой малоподвижности детей дома вследствие использования гаджетов и просмотра телевизора и необходимостью двигательной активности детей как фактора укрепления их здоровья. Я пришла к выводу, что в группе необходимо создать такое игровое поле, которое позволит в подвижной форме заниматься с ребятами. Вы сегодня убедились, что с помощью напольных игр можно не только занять ребенка увлекательной игрой, но и решить программные образовательные задачи.
Посовещавшись, педагоги придумывают игру «Повтори за мной», «Найди не достающие фигуры» «Угадай какой фигуры не стало?» и т. д. Далее, педагоги вырезают геометрические фигуры. Каждая фигура имеет свой определенный цвет. Затем, педагоги, вырезанные фигуры раскладывают на игровом поле в шахматном порядке.
Первый игрок предлагает Пате пройти по кружкам, передвигаться прыжками по игровому полю, называя в каждом квадрате, на что похож круг, Патя повторяет действия игрока. Последующий игрок предлагает Пате пройти по квадратам и назвать на что похож квадрат. Аналогичное задание проводиться с треугольниками.
Данный вид игровой деятельности способствует формированию и закреплению знаний о геометрических фигурах, цвете, и т. д.
Уважаемые коллеги, давайте проведём рефлексию, используя цветные ладошки. Если вы что-то возьмёте из содержания мастер - класса для использования в своей работе, поднимите, пожалуйста, зелёную ладошку. Если вы всё это уже знали, и материал вам не пригодится в дальнейшем, поднимите красную ладошку.
Наш мастер - класс окончен. Спасибо за внимание.
Нужно помочь Пате. Проявите своё творчество. На столе лежат необходимые материалы: ножницы и цветная бумага с готовыми трафаретами геометрических фигур, картон, маркер. Выбирайте то, что вам нужно для вашей игры.
Участники мастер - класса придумывают свой вариант игры, обсуждают решения заданной проблемной ситуации. Посовещавшись, педагоги придумывают игру «Повтори за мной», «Найди не достающие фигуры» «Угадай какой фигуры не стало?» и т. д. Далее, педагоги вырезают геометрические фигуры. Каждая фигура имеет свой определенный цвет. Затем, педагоги, вырезанные фигуры раскладывают на игровом поле в шахматном порядке.
Первый игрок предлагает Пате пройти по кружкам, передвигаться прыжками по игровому полю, называя в каждом квадрате, на что похож круг, Патя повторяет действия игрока. Последующий игрок предлагает Пате пройти по квадратам и назвать на что похож квадрат. Аналогичное задание проводиться с треугольниками.