Нина Крапивкина
Конспект непосредственно образовательной деятельности группы старшего дошкольного возраста «Пушкинские встречи»
▼ Скачать + Заказать документы
(6–7 лет)
Форма проведения: семейный абонемент
В зале тишина. Звучит медленная музыка.
На стуле сидит старушка со спицами в руках. Вбегает мальчик.
Мальчик:
Няня, няня, расскажи мне сказку.
Няня:
Тише, тише, батенька, не шуми.
Мальчик:
Няня, няня, ну расскажи.
Няня:
Садись, Александр Сергеевич поудобней и слушай.
Няня:
Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности группы старшего дошкольного возраста „Пушкинские встречи“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пушкин А.С. Конспекты занятий
- Пушкин, Александр Сергеевич
- Старшая группа
- Темочки
Жили-были старик со старухой. Жили они как люди сказывают у синего моря. А жили они в ветхой землянке. Старик ходил каждый день к морю, рыбу ловить. И вот люди говорят поймал старик однажды рыбку. Которая умела человеческим голосом говорить. И говорит ему рыбка: «Отпусти меня. Я выполню любое твое желание» Старик добрый был, он и отпустил рыбку. Пришел старик к своей старухе, рассказал ей все. Ох как она его ругала, что не чего у нею не пропросила.
Ведущий:
Маленький Александр Пушкин очень любил свою няню. Арину Радионовну. С ней были связаны самые теплые воспинания. Она пленила его своими чудесными сказками в детстве. Она скрашивала его одиночество во время ссылки в Михайловское.
В долгие зимние вечера Арина Родионовна рассказывала Александру Сергеевичу сказки, пела песни.
Русская народная песня «…»
Ведущий:
Она – единственная моя подруга, и с нею только мне не скучно. " - писал Пушкин брату из Михайловского. Александр Пушкнин перенес в свои произведения многие образы из няниных сказок. Он всегда с большой теплотой вспоминал Арину Родионовну, посвящал ей стихи.
Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя,
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.
Ты под окном своей светлицы
Горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.
Глядишь в забытые вороты
На черный, отдаленный путь:
Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь.
Ведущий:
Пушкин любил народный фольклор. Взрослые отнеслись к ним с высокомерной брезгливостью, видя в них падение Пушкина. Даже Баратынский выражал свое негативное отношение к этому творчеству Пушкина - как смеет великий поэт отдавать свои силы такому "низкопробному" жанру. А дети, к которым и не думал обращаться поэт, когда писал сказки о царе Салтане, о мертвой царевне, о золотом петушке, полюбили эти стихи и ввели их в свой духовный обиход.
Ребенок 1.
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На поднятых парусах
Мимо острова крутого,
Мимо города большого:
Кораблю пристать велят.
Пристают к заставе гости;
Князь Гвидон зовет их в гости,
Их и кормит и поит
И ответ держать велит:
«Чем вы, гости, торг ведете,
И куда теперь плывете?»
Ребенок 2.
«Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе.
Не боишься никого,
Кроме бога одного.
Аль откажешь мне в ответе?
Не видал ли где на свете
Ты царевны молодой?
Ребенок 3.
Петушок с высокой спицы
Стал стеречь его границы.
Чуть опасность где видна,
Верный сторож как со сна
Шевельнётся, встрепенётся,
К той сторонке обернётся
И кричит: “Кири-ку-ку.
Царствуй, лёжа на боку!”
И соседи присмирели,
Воевать уже не смели:
Таковой им царь Дадон
Дал отпор со всех сторон!
Ребенок 4
У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо - песнь заводит,
Налево - сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит.
Ребенок 5
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
Там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской.
Ребенок 6
Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя;
Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несёт богатыря;
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит;
Там ступа с Бабою Ягой
Идёт, бредёт сама собой,
Там царь Кащей над златом чахнет;
Там русский дух. там Русью пахнет!
И там я был, и мёд я пил;
У моря видел дуб зелёный;
Под ним сидел, и кот учёный
Свои мне сказки говорил.
Инсценировка по сказке «О рыбаке и рыбке»
Участники:
• Ведущий — ребенок,
• Старик,
• Старуха,
• Золотая рыбка.
Взрослые из ткани, изображающие синее море.
Ведущий-ребенок (входит, усаживается в кресло, раскрывает книгу).
Жил старик со своею старухой
У самого синего моря.
Появляются Старик и Старуха.
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу.
Раз он в море закинул невод, —
Пришел невод с одною тиной.
Он в другой раз закинул невод, —
Пришел невод с травой морскою.
В третий раз закинул он невод, —
Пришел невод с одною рыбкой,
С непростою рыбкой, — с золотою.
Появляется золотая рыбка
Как взмолится золотая рыбка!
Голосом молвит человечьим:
Рыбка: (жалобно).
Отпусти ты, старче, меня
Дорогой за себя дам откуп:
Откуплюсь, чем только пожелаешь.
Ведущий.
Удивился старик, испугался:
Он рыбачил тридцать лет и три года
И не слыхивал, чтоб рыба говорила.
Отпустил он рыбку золотую
И сказал ей ласковое слово.
Старик :
Бог с тобою, золотая рыбка!
Твоего мне откупа не надо.
Ступай себе в синее море,
Гуляй там себе на просторе.
Ведущий:
Пожалуй, нет такого человека, который не знал хотя бы одного стихотворения Александра Сергеевича Пушкина. Эти стихи хочется еще и еще раз перечитывать. Они наполнены необыкновенной свежестью и согреты душевной теплотой автора. Каждое стихотворение выражает настроение поэта.
Родитель 1.
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.
Ведущий:
В стихотворении «Волшебница – зима» Пушкин олицетворяет зиму, властную, гордую, холодную. При этом называет её сказочным, добрым, пожалуй, самым детским словом - «волшебница». Но всё же мы ждем её, уставшие от грязи и унылого вида обнаженных деревьев.
Родитель 2.
Идет волшебница-зима,
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов,
Легла волнистыми коврами
Среди полей вокруг холмов.
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз, и рады мы
Проказам матушки-зимы.
Ведущий:
Стихотворение «Зимняя дорога», пронизанное грустью, написано в период отчаяния Пушкина, когда он чувствовал, что окружающие всё меньше и меньше понимают его. Его лирический герой быстро рос духовно, опережая своих современников.
Родитель 3
Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льет печально свет она.
По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.
Ведущий:
Стихотворение «Зимнее утро», противоположно по настроению автора в «Зимней дороге». Оно солнечное, бодрое, радостное. Это утро не только природы, но и души лирического героя. Когда читаешь это стихотворение, охватывает чувство, словно впервые видишь зиму, красоту природы в это время года.
Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный,-
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела -
А нынче. погляди в окно:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?
Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.
Ведущий:
А. С. Пушкин не играл на музыкальных инструментах, не обладал певческим голосом, но всё это совершенно не исключает его музыкальной одарённости и постоянного, живого и искреннего внимания к музыке, проникновения в её сущность.
Большую художественную ценность представляют романсы на стихи А. С. Пушкина. Их характеризуют черты, типичные для всего творчества композитора - искренность лирического чувства, душевная открытость, простота выражения, глубокие связи с русской народной песней и бытовым романсом.
Совершенство формы и тонкость понимания пушкинских текстов, психологический подтекст фортепианной партии - всё это позволяет глубже и ярче понять творчество великого поэта, равно как и ощутить особенности музыкального стиля каждого композитора.
Романс "Я помня чудное мгновенье" на стихотворение Адександра Сергеевича Пушкина