Юлия Пестова
Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Весна шагает по планете»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Закрепить знания о времени года весна, о характерных признаках весны, о весенних месяцах (март, апрель, май, последовательности месяцев.
Задачи:
1. Развитие связной речи, согласование существительных с прилагательными и глаголами.
2. Расширять знания детей в познавательно-исследовательской деятельности, в конструировании, наблюдении.
3. Развитие мелкой моторики и координация развития речи с движениями.
4. Развитие слуховой памяти и внимания.
5. Формировать умение соблюдать правила поведения на занятии, уважительно относиться к товарищу.
Интеграция образовательных областей:
Публикация «Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста „Весна шагает по планете“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2015
«Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
«Социально-коммуникативное развитие»:
Формировать представления детей о здоровье сберегающем поведении в обществе (прикрывать рот платком при чихании, отворачиваться при кашле, состояния окружающей среды (несоблюдение правил личной гигиены – угроза не только своему здоровью, но и здоровью окружающих).
«Познавательное развитие»:
Учить преобразовывать образец в соответствии с заданными условиями.
Систематизировать и углублять знания детей о сезонных изменениях в природе (становится теплее, греет и ярко светит солнце, вырастают и зацветают растения, появляются насекомые, прилетают птицы, начинают вить гнёзда и выводить птенцов и т. д.). Способствовать проявлению познавательного интереса в процессе общения со взрослыми и сверстниками: задает вопросы поискового характера (почему? зачем).
«Речевое развитие»:
Формировать умение составлять описательные рассказы об объектах и явлениях природы, характеризуя особенности весеннего сезона по репродукциям художественных картин. Учить строить сложные предложения.
«Физическое развитие»:
Формировать представления детей о витаминах, закаливании, физических упражнениях, соблюдении режима дня.
«Художественно-эстетическое развитие»:
Учить детей передавать весенние явления с использованием разных изобразительных техник и материалов (коллективная работа на протяжении тематической недели «Весна шагает по планете»).
Знакомство с песнями о весне, играми, танцами. Слушание звуков весенней природы (оттепель, капель, пение птиц).
Предварительная работа:
Наблюдение с детьми за изменениями, происходящими с веточками (набухание почек, появление листочков).
Чтение художественной литературы о весне, заучивание стихотворений, дидактические игры на знакомство с временами года («Ботаническое лото», «Живая природа», «Времена года», «Первоцветы», «Весна» и др., рассматривание пейзажных картин о весне («Грачи прилетели» Саврасов, «Вешние воды» И. Левитан и др., отгадывание загадок о весне.
Рассматривание наглядно- дидактического пособия «Времена года», «Весна», модели отражающие признаки весны, картинок «Полезные для здоровья предметы и вещи», наблюдение за поведением птиц, обращение внимания на одежду взрослых и детей в соответствии с погодными условиями, развивающие игры направленные на знакомство детей с изменениями в природе «Найди ошибку», «Сгруппируй», «Найди отличия».
Перед проведением занятия набрать в ведерко снега (сосулек) и занести в группу.
Оборудование:
Конверт с письмом от Весны, картинки игры «Когда это бывает» с изображением всех времен года и признаков весны, разрезная картинка солнца - 5частей, конструктор, картинки перелетных птиц – скворца и грача, картинки игры «Что сначала, что потом»; краска гуашевая, салфетки, ватман, заранее подготовленные фигурки цветов и птиц, клей, аудиозаписи со звуками ручья, весенней капели, скворцов, пения птиц весной.
Ход занятия:
1. Организационный момент
Воспитатель: Ребята сегодня утром я получила письмо. Посмотрите, оно такое весеннее, солнечное, как вы думаете от кого оно?
Дети: от Весны!
(читает) «Дорогие ребята, волшебница Зима не хочет уступать место мне, Весне. Спрятала меня, заколдовала, засыпала дорожку ко мне снегами непроходимыми, закрыла солнышко тучами снеговыми. Помогите мне, освободите. До скорой встречи»
- Ну, что, ребята, готовы помочь Весне?
- Да, готовы.
2. Основная часть занятия
- Ну, что, ребята, сможем помочь Весне?
- Да, сможем.
- А как, же мы сможем, помочь весне?
- Позовем весну, сделаем скворечники для птиц.
- Ребята, вы молодцы, что не побоялись отправиться в путешествие, чтобы помочь Весне. А как вы думаете, что будет, если Весна не наступит? Хорошо это или плохо?
- Солнышко не будет греть и не растает снег.
Снег не растает - не будет ручейков - цветам и деревьям нечего будет пить. Не проснутся насекомые, не прилетят перелетные птицы. Не расцветут прекрасные весенние цветы.
- Мы отправляемся с вами в путешествие, чтобы помочь Весне! Все ли готовы? А на чем мы можем отправиться в наше путешествие?
- Пешком, на машине, на велосипеде.
- Но прежде я прошу вас закрыть глазки:
Раз, два, три, четыре, пять!
Все, кто хочет погулять,
Оглянитесь, повернитесь,
В весеннем царстве очутитесь!
- Вот мы и оказались в весеннем царстве! Но посмотрите - солнышко не светит, сосулек на крыше нет, птички не поют, снег не растаял, цветочки не распустились. Что случилось?
- Здесь нет Весны.
- Ребята, скажите, что такое Весна?
- Весна – это время года.
- Зима недаром злиться прошла её пора…Какие еще времена года вы знаете?
- Зима, весна, лето, осень
- Сколько всего времен года?
- Четыре
- Какое время года наступает после зимы?
- После зимы наступает весна.
- Что бывает только весной? Какие приметы весны вы знаете?
- Становится теплее, греет и ярко светит солнце, Снег тает. Текут ручейки. Много воды. Радуются дети - можно пускать по воде лодочки, шлепать по лужам в резиновых сапогах. Радуются деревья – они попьют талой воды и будут зеленеть и цвести, появляются первые весенние цветы, просыпаются насекомые. Прилетают перелетные птицы из теплых стран - грачи и скворцы. Радуются воробьи. Они пьют воду, купаются в лужах и громко чирикают: «Весна пришла!»
Дидактическая игра «Назови весенние месяцы»
- Назовите весенние месяцы.
- Март, апрель, май.
- А сколько всего весенних месяцев?
- Три месяца.
Просмотр презентации «Весенние месяцы»
Дидактическая игра «Когда это бывает?» (выбор из 4 картинок признаков времен года картинки весны)
- Ребята, посмотрите, Зима спрятала Весну среди других времен года, давайте отыщем ее. Сначала выложите картинки по порядку, начиная с зимы. Теперь найдите и покажите картинку, на которой изображена весна. Почему вы думаете, что это весна?
(Дети выбирают карточки с признаками весны и кладут их рядом с изображением весны)
- Как вы думаете, какая самая главная примета весны? С чего начинается весна?
- Самая главная примета весны – это солнышко. Без него весна не начинается.
- Посмотрите, ребята, Зима спрятала солнышко за снежную тучку. Не может оно направить свои горячие лучики на землю. Давайте поможем солнышку!
Игровое упражнение «Собери целое солнышко»
Пара детей собирает солнышко из 5 частей (разрезная картинка)
Звучит аудиозапись «Весенний ручей».
- Молодцы, ребята! Солнышко мы разбудили, начал таять снег и побежал ручеёк, но нам надо как - то через него перебраться, чтобы мы смогли дальше продолжить своё путешествие!
Конструирование из строительного материала «Мост через ручеёк»
(Дети строят мостик из конструктора.)
- Молодцы, ребята, какой замечательный мостик у вас получился! А какой он?
- Широкий, узкий, длинный, короткий.
- Теперь мы сможем продолжить наше путешествие! Посмотрите как солнышко разыгралось, оно предлагает нам поиграть с ним!
Динамическая пауза «Солнышко»
Солнце лучик золотой
Протянуло нам с тобой. (Дети стоят в кругу, протягивают руки вперед)
Носики подставили, (Гладят носик)
Щечки всеподжарили (Гладятщечки)
Зажмурили глазки (Зажмуривают глаза)
И оказались на полянке. (Открывают глаза)
- Расправьте пальчики – вы теперь солнечные лучики, и растопили весь снег на крыше, с крыш закапало. Давайте послушаем, как звенит капель. Какие чудесные звуки! Как красиво звенит весенняя капель!
Звучит аудиозапись «Весенняя капель».
- Что вы услышали на аудиозаписи?
- Закапала капель.
- А откуда берутся сосульки?
- Снег тает, превращается в воду. Еще холодно, вода замерзает.
Ребята, а можно сосульки облизывать? Что будет, если сосульку взять в рот? Посмотрите снег (сосульки) в нашем ведёрочке растаяли, пока мы с вами путешествуем. Что вы тут видите?
- Много грязи, мусора.
Сосульки брать в рот нельзя, потому что можно заболеть.
- Ребята, а что нам помогает сохранять здоровье весной?
- Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!
Звучит аудиозапись «Скворцы».
- Ребята, вспомните, какие птицы самые первые прилетают весной с юга?
Загадки
Всех перелётных птиц черней,
Чистит пашню от червей.
(грач)
«Из дальних стран вернулся я,
Чтоб вас порадовать, друзья.
Весна пришла! Зиме – конец!» –
Пел у скворечника (скворец)
- Молодцы, ребята, выполнили задание, угадали птиц, запели они свои веселые весенние песенки!
Звучит аудиозапись «Пение птиц весной».
- Посмотрите как много всего, весеннего нас окружает, значит, мы освободили Весну, назовите ее признаки.
- Ярко светит солнце, тает снег, капают сосульки, прилетают скворцы и грачи.
Дидактическая игра «Что сначала, что потом?»
Дети раскладывают картинки с признаками весны, соблюдая последовательность признаков весны.
Коллаж «Весенние мелодии»
- Молодцы, ребята, выполнили все задания и освободили Весну! Я предлагаю сделать вам ей подарок, нарисовать её портрет, всем вместе!
(рисование ладошками - коллективная работа на протяжении тематической недели «Весна шагает по планете»)
3. Заключительная часть занятия
- Чем мы сегодня занимались? Что узнали о весне? С кем встретились? Кому мы помогли? Что больше всего понравилось?
Поощрение КАЖДОГО РЕБЕНКА.
Домашнее задание : Создать «Книгу – малышку» о природе весной, вырезать картинку с изображением раннего весеннего пейзажа, вклеить ее в книгу, составить описательный рассказ о весне.