Вера Тарлыкова
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание
Образовательные задачи :
Учить составлять рассказ о зиме, используя мнемодорожку.
Учить согласовывать прилагательное с существительным
Упражнять в поборе однокоренных слов.
Формировать умение грамотно строить свои высказывания.
Развивать воображение, память, внимание, усидчивость.
Развивать творческие способности детей.
Развивать логическое мышление.
Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2015
Воспитательные задачи:
Воспитывать доброе отношение друг к другу.
Воспитывать умение детей дружно и согласованно работать.
Воспитывать умение подводить итог своей деятельности.
Словарная работа:
Обогащать словарь детей антонимами, однокоренными словами, существительными в согласовании с прилагательными.
Предшествующая работа:
• подготовка конспекта занятий, изготовление дидактических игр;
• проведение словесной игры «Скажи наоборот»;
• чтение русских народных сказок «Гуси лебеди», «Снегурочка»;
• ознакомление с мнемосхемой.
Методические приемы:
• игровой момент: дети помогают вернуть книгу «Любимые сказки», выполняя задания яблони, волшебных ворот, сроки - белобоки, Лесовичка
• словесная игра «Отгадай загадки на яблочках»
• упражнение «Составим рассказ о зиме» (мнемосхема)
• физкультминутка «Дождик»
• словесная игра «Скажи наоборот»
• игровое упражнение «Какая? Какое?»
• рисование ключика для сундука с книгой «Любимые сказки»
Материалы и оборудование:
Сказочная яблоня, сундук, волшебные зеркала с изображениями яблони, книга «Любимые сказки», мнемосхемы по зимней тематике, рукавичка, лесовичок с письмом, монетки, Баба – Яга в ступе.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята послушайте меня, пожалуйста. Ходила я в гости к Василисе Премудрой и взяла ей c собой нашу книгу «Любимые сказки». Василисе Премудрой очень понравились эти сказки. Но налетели ветры буйные, унесли нашу книгу сказок в Тридевятое царство. А заколдовали ветер Кощей с Бабой-Ягой. Василиса дала мне зеркальце волшебное, которое поможет нам найти дорогу в Тридевятое царство. Пора нам отправляется в дорогу. Давайте возьмёмся за руки, закроем глазки, почувствуем тепло, дружбу, силу, поддержку друг друга. Ну, вот настроились пора и в путь. Возьму я зеркальце волшебное и скажу заветные слова. А вы ребята мне помогайте, потихоньку слова повторяйте.
1 часть
Ясно зеркальце проснись,
Путь дорога покажись.
(На зеркале нарисована яблоня)
Воспитатель: Ребята посмотрите, что это нам зеркальце показывает. (Яблоню). Значит путь наш с вами к яблоньке (подходят к яблоне). Ребята если мы с вами в Тридевятом царстве, то скажите мне, пожалуйста, в какой сказке яблоня помогла девочке и её брату спрятаться от тех, кто их догонял. (Гуси- лебеди) Молодцы! А как девочка просила о помощи яблоньку. (Яблонька – матушка покажи, куда гуси – лебеди полетели). Давайте и мы у яблоньки дорогу спросим. (Яблонька матушка покажи нам дорогу, где искать нам нашу книгу)
Яблонька: Отгадайте сначала загадки мои на яблочках, тогда и путь свой узнаете.
Воспитатель: Готовы загадки отгадывать? (срывает яблочки и читает загадки)
1. Он пушистый, серебристый,
Но рукой его не тронь:
Станет капелькою чистой
Как поймаешь на ладонь.
Он все время занят делом,
Он не может зря идти.
Он идет и красит белым
Все, что видит на пути. (снег)
2. Сколько – лет – никто не знает,
В ступе и с метлой летает,
Нос – крючком, горбом спина,
С нечестью лесной дружна.
Дом её на курьих ножках,
Ну и вредная немножко…
Это (Бабка-Ежка)
3. Я румяную матрешку
От подруг не оторву,
Подожду, когда Матрешка
Упадет сама в траву. (Яблоко)
4. Был такой однажды случай:
Дом стоял в лесу дремучем.
В дом хозяева зашли –
Безобразие нашли.
На трёх стульях кто сидел?
Кто похлёбку всю доел?
Кто помчался без оглядки
Из самой маленькой кроватки?
Кто шмыгнул в окно как ветер,
В старой сказке …. (Три медведя)
5. Красна девица грустна:
Ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко!
Слёзы льёт бедняжка.
(Снегурка)
2 часть
Воспитатель:. Ребята, вот про какой лес нам яблонька сказала. (находят рукавичку Снегурочки… Да это же Снегурочки рукавичка. Надо Снегурочке помочь рукавичку найти. Но как мы ей поможем? Ребята, а кто в лесу все новости разносит? Конечно – же, сорока – белобока. (появляется сорока)
Сорока – белобока: Сначала вы составьте предложения по схемам, тогда и помогу.
Воспитатель: Ребята, я вам сейчас раздам схемы, а вы по этим схемам придумайте предложения, чтобы всем вместе составить рассказ о зиме. (ребята составляют рассказ).
Физкультминутка
Раз, два, три, четыре, пять, - загибают пальчики, начиная с большого
Мы во двор пошли гулять – «идут» указательным и средним пальчиками
Бабу снежную лепили – «лепят» снежок двумя ладонями
Птичек крошками кормили – «крошат» хлебушек всеми пальчиками
С горки мы потом катались – проводят указательным пальцем правой руки по ладони
левой руки
А еще в снегу валялись – кладут руки на стол то ладонью, то тыльной стороной
Все в снегу домой пришли – отряхивают ладони
Съели суп и спать легли – «едят ложкой» и руки под щеку
3 часть
Воспитатель: Снова зеркальце возьму, и в него я посмотрю. Ясно зеркальце проснись Путь дорога покажись. Смотрите, ребята, зеркальце показывает волшебные ворота. Значит, наш путь лежит к лесу через эти ворота. (Подходят к воротам). Ворота красивые, узорчатые. Но чтобы попасть в лес, надо пройти в волшебные ворота в игре «Скажи наоборот» :
-большой - маленький;
- громко - тихо;
-грустный - радостный;
- высокий – низкий;
- открыть- закрыть;
- пустой – полный;
- вежливый – грубый;
- легко – трудно;
- тепло – холодно;
- сильный – слабый;
- солнечный – пасмурный;
- чистый – грязный.
4 часть
Воспитатель: Молодцы. Прошли мы ворота. Но кто нам поможет выбраться из заколдованного леса? (ответы детей). Позовём Лесовичка. (зовут). Не откликается. Да вот же он сидит. Только он почему - то неподвижный. Рядом конвертик лежит. Прочитаем? Конечно, чужие письма читать нельзя, но вдруг в этом письме зов о помощи. «Дорогие дети, меня заколдовала Баба Яга. Вы мне можете помочь, если назовете, какая бывает в лесу погода. Баба Яга, которая живет в избушке на курьих ножках, не знает и поэтому она рассердилась. Помогите ей разобраться? А за каждый ответ Бабе – Яге соберите монетки, чтобы она могла заправлять свои ступы.
- Если дождь идет – дождливая;
- дует ветер – ветряная;
-холодно – холодная;
- если пасмурно – пасмурная;
- если хмуро – хмурая;
- если сыро – сырая;
- если солнечно – солнечная;
- если ясно – ясная;
- если мороз – морозная.
- А теперь давайте, ребята, поиграем в игру «Скажи со словом «зимний»»
- Небо какое? – Зимнее.
- Ветер какой? – Зимний.
- Аллея какая? – Зимняя.
- Солнце какое? Зимнее.
- Туча какая? –Зимняя.
- Лес какой? – Зимний.
- Погода какая? – Зимняя.
- Сапоги какие? – Зимние.
- Утро какое? – Зимнее.
- Пальто какое? – Зимнее
Воспитатель: Вот мы вышли из леса. Ой, ребята, посмотрите, под сугробом стоит сундук. А на сундуке висит замок, да какой большой. Чтобы открыть этот замок нужно каждому нарисовать один ключ тогда замок сразу и откроется. (Дети садятся за столы и рисуют ключи, когда все нарисовали, раздаётся звук, как будто открылся замок).
Воспитатель: Ребята, слышали, замок открылся. Молодцы! Нашли книгу «Любимые сказки». А как вы думаете, почему Кощей и Баба Яга утащили нашу «Книгу сказок». Правильно ребята, потому что в этих сказках много добра, волшебства. Мы сегодня с вами постарались и вернули свою книгу, для этого нам пришлось преодолеть трудный путь, разгадать загадки и пройти все испытания. Мы победили потому, что очень дружные ребята. Теперь мы будем продолжать читать сказки и сочинять их.