Марина Лобастова
Конспект логоритмического занятия «Осень. Звук и буква «А»
Оборудование: трек «С барабаном ходит ёжик», мячи среднего размера и зеркала (по количеству детей, презентация, картинки для артикуляционной гимнастики (круговая мышца рта, пиктограммы (радость, грусть, задумчивость).
Ход занятия
1. Упражнение на расслабление мышц рук «Кулачки» (сидя на стульчиках).
- Ребята, сядем ближе к краю стула, обопрёмся о спинку. Руки свободно положим на колени, ноги слегка расставим. (Логопед показывает и помогает детям принять позу покоя.) Внимание!
Все умеют танцевать,
Но не все пока умеют
Прыгать, бегать, рисовать,
Расслабляться, отдыхать.
Публикация «Конспект логоритмического занятия „Осень, Звук и буква „А“» размещена в разделах
- Буква А и звук [А]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Логоритмика. Логоритмические занятия
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Темочки
Формула общего покоя произносится логопедом тихим голосом, в замедленном темпе, с длительными паузами.
Есть у нас игра такая -
Очень легкая, простая:
Замедляется движенье,
Исчезает напряженье …
И становится понятно:
Расслабление - приятно!
- Сожмите пальцы в кулачок (руки лежат на коленях) покрепче. Чтобы косточки побелели. Вот как напряглись кисти рук! Сильное напряжение! Нам неприятно так сидеть. Руки устали. Перестаньте сжимать пальцы, распрямите их. Вот и расслабились руки. Отдыхают. Кисти рук потеплели. Легко, приятно стало. (Упражнение выполняется три раза.) А теперь слушайте и делайте, как я. Спокойный вдох - выдох, еще раз: вдох - выдох.
Руки на коленях,
Кулачки сжаты,
Крепко, с напряжением,
Пальчики прижаты.
(Большой палец прижимаем к остальным.)
Пальчики сильней сжимаем –
Отпускаем, разжимаем.
(Легко приподнять и уронить расслабленную кисть каждого ребенка.)
Дышится легко, ровно, глубоко.
2. Разминка с мячами (сидя на полу).
Выполняется сидя под трек «С барабаном ходит ёжик». Дети ударяют по мячу, который находится между ногами, на слова из песни «бум-бум-бум» и проговаривают их.
3. Беседа по теме «Осень».
- «Подскажите словечко».
Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далёкий птицы улетели,
Если небо хмурое, если дождик льётся,
Это время года … (осенью) зовётся.
М. Ходякова
- Осень наступает после лета, 1 сентября. Когда наступает осень? (Ответ индивидуальный, а потом хоровой.)
(Слайд 1-пробел)
- На небе появляются серые тучи. (Ответ индивидуальный, а потом хоровой.)
(Слайд 2)
- Идут долгие дожди, после которых появляются лужи. (Ответ индивидуальный, а потом хоровой.)
(Слайд 3)
- Листья желтеют и опадают – начинается листопад. (Ответ индивидуальный, а потом хоровой.)
- Осенью люди собирают (слайд 4). овощи, (пробел). фрукты, (пробел). ягоды и (пробел). грибы. Что собирают люди осенью?
(Ответ индивидуальный, а потом хоровой.)
4. Упражнение «Яблоко».
(Слайд 5-пустой)
- Выполним упражнение «Яблоко». Сначала делаю я, а потом все вместе.
Та-та-та – яблоко моя мечта.
Дети сжимают и разжимают пальцы.
Ато-ато-ато – витаминами богато.
Хлопают в ладоши.
Ти-ти-ти – где же яблоко найти?
Поднимают и опускают плечи.
Ать-ать-ать – надо яблоню искать.
Приставляют к глазам то одну ладонь, то другую.
5. Упражнение для шеи «Любопытная Варвара» (сидя за столом).
- Сначала логопед рассказывает о правилах поведения на занятии.
Сядьте красиво, руки на месте!
Локти у края, спинка прямая!
Глазки внимательно смотрят,
Ушки внимательно слушают.
Ножки, ручки не мешают.
- Сейчас выполним упражнение «Любопытная Варвара». Поверните голову влево, постарайтесь повернуть ее так, чтобы увидеть, как можно дальше. Сейчас мышцы шеи напряжены! Потрогайте шею справа, ощутите напряженность мышц. Возвращаемся в исходное положение. Посмотрите прямо. Мышцы шеи расслабились. Легко дышится. Теперь поверните голову вправо. Еще больше! Постарайтесь справа увидеть, как можно дальше. Теперь мышцы шеи слева напряглись, стали как каменные. Даже дышать трудно. Посмотрите прямо. Расслабились мышцы шеи. Легко дышится. (Логопед подходит к каждому ребенку и учит его ощущать напряжение и расслабление шейных мышц.) Слушайте и делайте, как я.
Любопытная Варвара
Смотрит влево.
Смотрит вправо.
А потом опять вперед –
Тут немного отдохнет.
Шея не напряжена!
И расслаблена.
(Движения повторяются по два раза в каждую сторону.)
- Теперь поднимите голову вверх. Посмотрите на потолок. Больше откиньте голову назад! Как напряглась шея! Неприятно! Дышать трудно! Выпрямились! Легко стало, свободно дышится. Слушайте и делайте, как я.
Расслабление приятно!
Шея не напряжена
И расслаблена.
А Варвара смотрит вверх!
Выше всех, все дальше вверх!
Возвращается обратно -
- А сейчас медленно опустите голову вниз. Напрягаются мышцы шеи сзади. Стали твердые. Выпрямитесь. Шея расслаблена. Приятно! Хорошо дышится. Слушайте и делайте, как я.
А теперь посмотрим вниз -
Мышцы шеи напряглись!
Возвращается обратно –
Расслабление приятно!
Шея не напряжена
И расслаблена.
Дышится легко, ровно, глубоко.
- Закончилась наша игра. Вы немного отдохнули, успокоились. Расслабились ваши руки, ноги, шея. Руки и ноги стали послушными. Вам легко и приятно дышится.
6. Дыхательное упражнение: тренировка вдоха и выдоха носом, рот при этом закрыт.
7. Артикуляционные упражнения для круговой мышцы рта (перед зеркалом, с картинками).
- «Толстяк»: надуть обе щеки и подержать.
- «Худышка»: втянуть обе щеки и подержать.
- Чередование упражнений «Толстяк» и «Худышка».
- «Шарики»: поочерёдное надувание щёк.
- «Футбол»: с напряжением упирать язык то в одну щеку, то в другую.
- «Фырканье» («Кучер»): дуть в расслабленные губы, вызывая их вибрацию.
- «Рыбка»: тихо и быстро произносить звук «п-п-п».
8. Звук и буква «А».
А) Знакомство со звуком «А».
- Внимание на экран (пробел). Выполним упражнение «Бегемот»: открывание широкого рта максимум на улыбке (перед зеркалом).
Бегемот разинул рот,
Булку просит бегемот:
«А-а» - вот и все его слова.
- Произнесение гласного звука «А» на твёрдой атаке (сердито) на широко открытом рте, при этом ребёнок может помочь себе кулачками.
- Произнесение звука «А» в режиме фонетической ритмики, с руками: из положения «стоя», из положения «сидя». (Пробел)
- Какой звук произносили? (Произносили звук «А».) Звук «А» мы можем петь, тянуть. (Дети берут зеркала.) Посмотрите в зеркало, как широко открывается рот, когда мы произносим звук «А». Губы в спокойном состоянии, кончик языка находится у нижних зубов, язык плоский, горлышко «работает» (для контроля за работой голосовых связок дети кладут руку на горлышко), нет никакой преграды для воздушной струи (логопед показывает жестом руки гласный звук: правая рука возле рта, изгиб ладошки вперёд, предполагающий свободный проход воздуха изо рта). Звуки, которые мы можем петь, тянуть, называются гласные, от слов «глас», «голос». Какие звуки называют гласными? (Гласными называют звуки, которые мы можем петь, тянуть.)
(Пробел)
Б) Знакомство с буквой «А».
- Гласный звук «А» на письме обозначается буквой «А». Букву мы видим и можем изобразить.
- Посмотрите, как можно составить букву «А» из пальчиков: указательный и средний пальцы правой руки опущены вниз, остальные - сжаты в кулак, а указательный палец левой руки образует «поясок».
- Посмотрите, как можно сложить букву «А» из палочек.
Дети выполняют вместе с логопедом.
В) Вывод.
- Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы пишем и видим». (Логопед показывает жестом руки, чем отличается звук от буквы: звук - подносит правую руку к губам, а затем к уху; буква - показывает правую руку ладонью вперёд, а затем подносит её к глазам.)
9. «Оценка на занятии».
(Слайд 6-пустой)
- Вот и закончилось занятие. Про что говорили? (Ответы детей.) Что делали? (Ответы детей.)
Далее логопед оценивает ребят: доволен работой (поведением) на занятии (пиктограмма - радость, не очень доволен (грусть), затрудняюсь ответить (задумчивость).