Ольга Дементьева
Конспект логопедической непрерывной образовательной деятельности по формированию звукопроизношения «Звук [Ш] и буква «Ш»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Сокровища Черной Жемчужины. Звук и буква Шш»
Цель: автоматизация правильного произношения шипящих звуков в игровой деятельности; формирование коммуникативной стороны речи воспитанников.
Задачи
Коррекционно-образовательные : совершенствование навыков звуко-слогового, звукобуквенного анализа, синтеза и представлений.
Коррекционно-развивающие:
- развитие внимания, зрительного восприятия, мыслительных процессов;
- совершенствование артикуляционной, общей и мелкой моторики, координации речи с движением;
Публикация «Конспект логопедической непрерывной образовательной деятельности по формированию звукопроизношения „Звук [Ш] и буква „Ш“» размещена в разделах
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
- развитие навыка самоконтроля за собственной речью.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитание навыков взаимодействия и сотрудничества, инициативности, активности и самостоятельности;
- воспитание у детей позитивного отношения к логопедическим занятиям.
Ход ОД
Проблемная ситуация:
Логопед : Ребята, посмотрите внимательно, вы не замечаете ничего необычного?
В группе стоит компьютер.
Логопед : Ребята, а для чего он нам?
Логопед : «Что вы предлагаете, ребята?
Дети предлагают свои варианты.
Давайте проверим нашу электронную почту.
Логопед и дети проверяют почту.
Логопед : Ребята, письмо! Кто бы мог его прислать?
Варианты детей.
Логопед читает письмо.
Логопед : «SOS!SOS!SOS! Сегодня во время шторма потерпел крушение туристический лайнер «Черная Жемчужина». В корпусе корабля огромная пробоина, трюм заливает водой. Провизии осталось на 1 день. Долго мы не продержимся. Спасите нас! Капитан лайнера «Черная Жемчужина» Джек Морган.
P.S. Высылаем вам карту с координатами»
Ребята, морякам нужна помощь. Согласны ли вы стать моряками и плыть на помощь?
Дети: Да.
Логопед : Нас ждут сложные испытания и только, справившись с ними, мы сможем помочь команде корабля «Черная Жемчужина». Вы готовы к испытаниям? Тогда в путь.
А на чем мы можем отправиться на помощь?
Ответы детей
Логопед : Давайте отправимся в путь на катере.
Развитие зрительного внимания
Логопед : (разворачивает карту и показывает детям) Ребята вот карта, по мере выполнения заданий, мы будем продвигается вперед и отмечать на карте те места, где мы уже побывали).
3. Введение в тему. Кораблик приплыл к Замку звуков.
Характеристика звука.
Логопед : Итак, первое испытание. (Конверт с предложением) Я сейчас прочитаю предложение, а Вы определите какой звук чаще других слышится в этих словах? (Ш)
Бабушка штопает Мишины штанишки.
Логопед : Дайте характеристику этому звуку. Какой это звук? (гласный или согласный)
Дети: Согласный, потому что есть преграда –зубы.
Логопед : Еще он какой?
Дети: Твердый, глухой.
Логопед : Можем плыть дальше.
II. Основная часть.
- Игра «Не пропусти звук»(с помощью флажков)
Цель: Развитие фонематического слуха, внимания, мышления.
Логопед : Ребята, выходите из своих кают на палубу мы поиграем.
Логопед : Я буду говорить звуки, слоги, слова, а вы постарайтесь не пропустить звук Ш
Логопед : Ребята, а что такое звуки?
Дети: Звуки – то, что мы слышим и произносим
Логопед : А как мы можем обозначить звук Ш? (буквой Ш)
Развитие мелкой моторики
Логопед : Ребята, а сейчас вернитесь в свои каюты и попробуйте выложить букву Ш.
Подумайте, где вам удобно будет это сделать?
-Что вам для этого понадобиться?
-Молодцы! А теперь давайте найдем букву Ш среди других букв. Молодцы! Отправляемся в путь дальше.
Логопед : Ребята, теперь мы подплыли к Равнине звуковых линеек.
Логопед : Друзья, у нас был долгий путь, и мы справились с частью испытаний и очень устали. Давайте отдохнем и подышим морским воздухом.
Дыхательная гимнастика
Логопед : Вот мы с Вами стоим на корабле. Нам нужно торопиться на помощь. Но ветра совсем нет, а без ветра корабль не может плыть дальше. Ребята, что делать, как нам наполнить паруса воздухом? Правильно, давайте все вместе подуем. (Вдох носом- выдох ртом) (включить звук)
(музыкальное сопровождение «Шум моря»)
Ну вот, мы немного отдохнули, набрались сил. Пора отправляться дальше. В путь!
Игра «Подбери картинку к схеме»
Цель: научить определять место звука в слове (начало, середина, конец) по представлению.
Ход игры. У детей — схемы слов (прямоугольники, разделенные поперек на три части, с раскрашенной первой частью — начало слова, раскрашенной второй частью — середина слова, раскрашенной третьей частью — конец слова). Ребенок берет картинку, определяет место звука Ш в этом слове, накладывает картинку на соответствующий квадрат.
Логопед : Молодцы, вы успешно справились с этим заданием, и мы можем плыть дальше.
Дети, мы с вами проплываем «Остров Слов»
5. Остров Слов. Звуковой анализ слова.
Цель: выполнять звуковой анализ слов, развитие фонематического слуха, обогащение словарного запаса, развитие восприятия, внимания, мышления.
Логопед вместе с детьми проводит звуковой анализ слова КИТ
- Сколько звуков в слове?
- Какой звук первый? Охарактеризуйте?
- Какой звук последний? Охарактеризуйте?
- Сколько в слове согласных звуков?
- Сколько в слове гласных звуков?
-Из чего состоит слово? (из слогов)
- Сколько слогов в слове КИТ? Давайте вместе проверим
6. Остров Физминутки
Физминутка «Живая стрелка»
Задачи: Закреплять умение определять в слове первый звук, давать ему характеристику. Упражнять в беге по кругу и остановке по сигналу.
Воспитывать целеустремленность.
В центре круга находится ребенок, изображающий стрелку. Ребенок кружится вокруг себя, вытянув вперед правую руку. Дети, взявшись за руки, идут по кругу со словами:
Наша стрелка оживилась,
Быстро, быстро закружилась!
Сделай круг и обернись,
А теперь остановись!
Логопед : Ребята, а сейчас мы входим в очень сложный Пролив Противоположностей. Здесь нас ждет новое задание
Игра «Скажи наоборот»
Цель: Упражнение детей в подборе антонимов.
Медуза гладкая, а Рыба-еж….колючая
Океан глубокий, а море…. мелкое
Кит большой, а рыбка…. маленькая
Море соленое, а река…пресная
Корабль высокий, а лодка…низкая
Море широкое, а река …. узкая
Озеро холодное, а ручеек…. теплый
Болото грязное, а море….чистое
Дельфин-млекопитающее, а акула…хищник
Задание на чтение слогов
Цель: Отработка навыка послогового чтения.
Л: Ребята, мы с успехом справились, добрались до последнего испытания.
Капитан корабля оставил нам несколько знаков, соединив их вместе, мы получим координаты нахождения корабля. Нам нужно найти их.
Где нам можно это сделать? Как именно лучше это сделать?
Чтобы получить координаты нужно прочитать надписи на карточках: (ША, ШО, ШУ, ШЫ, ШЭ, АШ, УШ, ОШ, ЫШ, ЭШ).
Дети читают слоги.
Мы узнали координаты. Отметили их на своей карте.
Мы помогли капитану и его команде. Давайте отправим капитанам других кораблей письма о нашем путешествии и спасении команды «Черной жемчужины»
Только как же мы сможем отправить письма?
Варианты детей.
Мы можем написать с вами письма после занятия или можете сделать это дома с родителями и мы их потом отправим.
III. Рефлексия.
- Ну, вот и подошло к концу наше путешествие. Пришла пора возвращаться в детский сад.
- Ребята, вам понравилось путешествовать? (ответы детей)
- С каким звуком и буквой мы познакомились?
- Где мы с вами побывали?
- Для чего вы это сделали?
- Какие трудности испытали? Как с ними справились?
- Что было самым интересным?
- Кому и что вы расскажете?
Ребята, мне очень понравилось путешествовать с вами. Я очень горжусь, тем, что вы смелые, не боитесь трудностей.
Я хочу вручить диплом моряка Матвею и Макару за то, что они дали характеристику звуку Ш, мне очень понравилось, как Вика, Даша и Сережа выложили буквы из ракушек, я довольна Кариной и Ярославом, потому что в игре с флажками они были внимательны и не пропустили звук Ш, мне понравилось, что Артем и Никита верно подобрали картинки к схемам, а Денис и Вова проявили активность в игре «Скажи наоборот».
- Теперь попрощаемся с гостями и пойдем в группу.