Мария Попова
Программа дополнительного образования «Весёлые пальчики» для детей 3–4 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Программа дополнительного образования
«Весёлые пальчики»
Развитие мелкой моторики у дошкольников
Возраст обучающихся: 3 - 4 года
Срок реализации программы: 1 год
Содержание
1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
1.2. Цели и задачи
1.3. Принципы и подходы реализации программы
1.4. Основные направления работы для развития мелкой моторики руки координации движений.
1.5. Целевые ориентиры освоения программы
2. Содержательный раздел
2.1. Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей.
2.2. Описание вариативных форм, способов, методов и приемов реализации программы
2.3. Взаимодействие с семьями воспитанников
3. Организационный раздел
3.1. Условия реализации программы
3.2. Материально –техническое и методическое обеспечение реализации программы
3.3. Календарно-тематический план
3.4. Список литературы
1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Мелкая моторика – это точные и тонкие движения пальцев рук. От развития мелкой моторики напрямую зависит подготовленность руки к письму, работа речевых и мыслительных центров головного мозга. Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка, так как развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка, внимания. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка требует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строками, то его речь станет более четкой, ритмичной, яркой, и усилится контроль, за выполняемыми движениями. Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений. У ребенка развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он может «рассказывать пальцами» целые истории. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.
Актуальность заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей младшего возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, психического и физического развития ребёнка.
1.2. Цели и задачи программы
Цель: создание условий для развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук детей младшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Формировать практические умения и навыки;
2. Обучать различным навыкам работы с бумагой, пластилином, крупами, пуговицами и другим различным материалом;
3. Развивать гибкость и подвижность пальцев и кистей рук;
4. Развивать творческую активность, пространственное мышление, фантазию;
5. Воспитывать внимательность к выполнению заданий, усидчивость, целенаправленность.
1.3. Принципы и подходы реализации программы.
• принцип доступности – обучение и воспитание ребенка в доступной привлекательной и соответствующей его возрасту форме;
• принцип дифференцированного и индивидуального подхода к ребенку с учетом его психофизических и возрастных особенностей. Данный принцип обеспечивает развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами и индивидуальными возможностями, особенностями его развития;
• принцип оздоровительной направленности – на пальцах рук есть много точек, массаж которых помогает укреплять здоровье ребенка;
• принцип коммуникативности – создание атмосферы доброжелательного общения между детьми.
1.4 Основные направления работы для развития мелкой моторики рук и координации движений.
Работа кружка включает в себя следующие разделы:
• Пальчиковая гимнастика, физкультминутки.
• Массаж кистей рук (карандашами, шишками, массажными мячами).
• Рисование, лепка.
• Раскрашивание рисунка, штриховка.
• Конструирование.
• Игры и действия с мелкими предметами.
• Работа с сыпучими материалами: крупой, фасолью, горохом.
• Нанизывание бус, пуговиц на проволоку.
1.5. Целевые ориентиры освоения программы
К концу года занятий в кружке дети должны знать:
- правила техники безопасности;
- некоторые виды бумаги (цветная, картон, гофрированная, салфетка, газета и др.);
- свойства бумаги (тонкая, толстая, мягкая, жесткая);
- несколько разных способов нанесения краски (кистью, ватной палочкой, губкой и др.);
- основные формы штриховки (вертикальная, горизонтальная);
- основные правила склеивания;
- понятие «конструктор», «мозаика»;
- некоторые приемы лепки (шарик, колбаска и. т. п.);
- несколько пальчиковых игр в комплексе со стишками.
должны уметь:
- пользоваться клеем, салфеткой;
- правильно держать кисть, карандаш;
- работать с трафаретами;
- заштриховывать предметы двумя способами;
- застегивать, расстегивать пуговицы, кнопки, крючки;
- повторять пальчиковые гимнастики за воспитателем.
2. Содержательный раздел
2.1. Возрастные и индивидуальные особенности детей 3 - 4 лет
В возрасте 3 - 4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться.
Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. В этом возрасте они только начинают формироваться. Графические образы бедны. У одних детей в изображениях отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы. Дети уже могут использовать цвет. Большое значение для развития мелкой моторики имеет лепка. Младшие дошкольники способны под руководством взрослого вылепить простые предметы. Известно, что аппликация оказывает положительное влияние на развитие восприятия. В этом возрасте детям доступны простейшие виды аппликации.
Конструктивная деятельность в младшем дошкольном возрасте ограничена возведением несложных построек по образцу и по замыслу. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до 5 и более форм предметов и до 7 и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине. Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3 - 4 слова и 5 - 6 названий предметов. К концу младшего дошкольного возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений. В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают в качестве заместителей других. Взаимоотношения детей обусловлены нормами и правилами. В результате целенаправленного воздействия они могут усвоить относительно большое количество норм, которые выступают основанием для оценки собственных действий и действий других детей.
Взаимоотношения детей ярко проявляются в игровой деятельности. Они скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие. Однако уже в этом возрасте могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения. Конфликты между детьми возникают преимущественно по поводу игрушек.
2.2. Описание вариативных форм, способов, методов и приемов реализации программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.
Методы и приемы:
1. Наглядный метод (наблюдение, использование игрушек, картин, иллюстраций, показ игровых действий). Широкое использование наглядного материала способствует формированию обобщенных представлений о геометрических фигурах, цвете, величине. Яркий наглядный материал позволяет успешно проводить с ребенком различные игры.
2. Словесный метод. Основной способ познания для ребенка этого возраста – рассказы, ответы на его вопросы, а также вопросы к нему. В самом начале занятия необходима мотивация детей - помочь решить проблему. В процессе дидактических игр используются вопросы к детям.
3. Практический, то есть игровой. Дети осуществляют практические действия с предметами.
Для развития моторики рук используются следующие приемы:
• самомассаж кистей рук;
• пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры;
• выполнение движений с мелкими предметами (мозаика, конструктор, крупы, мелкие игрушки, счетные палочки, пуговицы, бусины, камушки.)
• рисование (пальчиками, пластилином, штриховка по образцу, закрашивание).
Формы организации образовательной деятельности - занятия проводятся по подгруппам и индивидуально.
2.3. Взаимодействие с семьями воспитанников
- Просветительская деятельность, направленная на повышение психолого-педагогической культуры в вопросах творческого развития детей (памятки для родителей, групповые и индивидуальные беседы, выставки творческих работ).
- Развивающая деятельность, направленная на создание условий для совместного творчества детей и родителей (открытые занятия, мастер-классы, практикумы).
Формы работы с родителями
- консультации;
- индивидуальные беседы;
- презентации;
- открытые занятия;
- мастер-классы;
- практикумы;
- разработка памяток;
- организация творческих выставок.
Работа с родителями на 2024-2025 г:
Анкетирование «Развитие мелкой моторики у дошкольников»;
Консультация «Мелкая моторика – развивает малыша»;
Папка передвижка «Пальчиковая гимнастика»
Консультация для родителей «Важность рисования в жизни ребенка».
Организация выставки «Игры, способствующие развитию мелкой
моторики»
Конкурс для родителей «Лучшее пособие для развития мелкой моторики»
Изготовление буклета «Предметы для самомассажа».
Родительское собрание «Итоги года».
3. Организационный раздел.
Организация образовательного процесса
- Возраст детей участвующих в реализации данной программы: 3-4 года.
- Программа рассчитана на 1 год обучения.
- Занятие проводится один раз в неделю, во второй половине дня.
- Продолжительность не более 20 минут.
Учебный план
Месяц Периодичность проведения занятий в неделю Количество занятий в месяц Продолжительность
одного занятия в минутах
Сентябрь1 2 не более 20 минут
Октябрь 1 4 не более 20 минут
Ноябрь 1 4 не более 20 минут
Декабрь 1 4 не более 20 минут
Январь 1 3 не более 20 минут
Февраль 1 4 не более 20 минут
Март 1 4 не более 20 минут
Апрель 1 4 не более 20 минут
Май 1 2 3 не более 20 минут
Итого количество занятий в год 32
3.1. Условия реализации программы
В ДОУ созданы необходимые условия для осуществления образовательного процесса с детьми дошкольного возраста.
Материально – техническое оснащение и оборудование в детском саду соответствует санитарным нормам, педагогическим требованиям, современному уровню образования.
3.2. Материально – техническое и методическое обеспечение
реализации программы.
- Дидактические и наглядные пособия;
- ИКТ;
- Методическая литература;
- Репродукции картин;
- Художественная литература;
- Видеозаписи и аудиозаписи;
- резиновые игрушки, мячики;
- конструктор, шнуровки, мозаика, прищепки, счетные палочки, крупы, мелкие игрушки, пуговицы, бусины и т. д;
- фигурки пальчикового театра;
- картотека пальчиковых игр;
Требования к освоению программы
Критерии оценки
- Умение разминать пальцами и ладошками пластилин.
- Умение застегивать пуговицы, крючки, молнии, замочки; закручивать крышки, заводить механические игрушки ключиками, шнуровка.
- Игры с конструктором, мозаикой, кубиками, раскладывание и складывание разборных игрушек.
- Конструирование из кубиков домиков, башен и т. п., сначала по образцу, затем по памяти и произвольно.
- Многократное сжимание пальцев в кулак и разжимание и поочередное выполнение движений руки: кулак – ладонь – ребро.
Оценка в баллах:
0 баллов: задание не понимает, действует неадекватно;
1 балл: испытывает трудности,
2 балла: отмечается дифференцированность движений пальцев рук, достаточная координация при отсутствии синхронности движений обеих рук;
3 балла: способен синхронно и точно выполнять движения обеими руками.
Оценочный ключ для фиксации уровня развития мелкой моторики рук:
Уровень: количество баллов
ВЫСОКИЙ (В) -6 баллов
СРЕДНИЙ (С)- 4-5 баллов
НИЗКИЙ (Н) -до 3 баллов
3.3. Календарно-тематический план
Срок реализации Тема занятия Содержание деятельности
Сентябрь
•«Ежик»
•«Приключения фасольки» – лепка с семечками
– выкладывание рисунков на плоскости из фасоли, работа в «сухом бассейне»
Октябрь
•«Волшебные палочки»
•«Листопад»
•«Раскраски с заданиями»
•«Улитка» – выкладывание фигурок из спичек
– обрывная аппликация
– знакомство со штриховкой
– аппликация из ниток
Ноябрь
•«Зонтик»
•«Первый снег»
•«Лабиринты»
•«Народные промыслы» – рисование (трафареты)
– аппликация с манной крупой
– рисуночные задания
– знакомство с дымковской игрушкой, рисование «Птичка»
Декабрь
•«Превращения листочка»
•«Морозные узоры»
•«Зимние загадки»
•«Дед Мороз» – знакомство с техникой оригами
– мозаика из риса на пластилиновой основе
– рисуночные задания
– рисование с элементами аппликации
Ноябрь
•«Раскраски»
•«Снегирь»
•«Следы на снегу»
•«Шкатулка» – раскрашивание фломастерами, графический диктант
– аппликация из мятой бумаги с элементами лепки
– мозаика на пластилиновой основе
– роспись картонной коробки
Декабрь
• «Валентинки»
• «Танк»
•«Проведи дорожку»
•«Коврик» – рисование (трафареты, печати)
– лепка (пластилин, картон, зубочистки)
– рисуночные задания
– аппликация из ткани
Январь
•«Украшение для мамы»
•«Шнуровочки»
•«Ваза из пластилина» – изготовление бус из макарон
– шнуровка разными способами
– мозаика на пластилиновой основе
Февраль
•«Волшебный поднос»
•«Первоцветы»
•«Заштрихуй по образцу»
•«Цирк» - рисование цифр и геометрических фигур на подносе с манной крупой.
– рисуночные задания
– рисование (трафареты, фломастеры)
Март
•«Гвоздики к празднику»
•«Обведи и заштрихуй»
•«Узоры на полоске»
•«Следы на песке» – объемная аппликация
– рисуночные задания
– аппликация из геометрических фигур
– рисование пальчиками на подносе с песком
Апрель
•«Железная дорога»
•«Пасхальное яичко»
•«Веселые пуговки»
•«Веревочки» – поделка из спичек и пластилина
– рисование (с трафаретами)
– лепка из соленого теста, раскрашивание
– плетение косичек, завязывание узелков, бантиков
Май
•«Медведь проснулся»
•«Волшебные камешки»
•«Одуванчики цветут» – лепка с шишками
– раскрашивание речной гальки
– рисование (гуашь)
3.4. Список литературы
1. Борисенко М. Г. Наши пальчики играют. - Екатеринбург: Паритет, 2005.
2. Давыдова Г. Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», Москва, 2008г.
3. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Ранней возраст: учебно-методическая пособие. – М. : ИД «Цветной мир», 2012. – 144 с.
4. Тимофеева Е. Ю. Пальчиковая гимнастика. - М. : Корона Принт, 2008.
5. Ткаченко Т. А. Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков. - М. : ЭКСМО, 2010.
6. Узорова О. В. Пальчиковая гимнастика. - М. : АСТ: Астрель: Владимир: ВКТ, 2010
7. Черенкова Е. Ф. Оригинальные пальчиковые игры. - М. : Дом ХХI век, 2014.
8. Шанина С. А., Гаврилова А. С. Пальчиковые упражнения для развития речи и мышления ребенка. – М. : РИПОЛ классик: ДОМ. XXI век. 2010. – 249 с.
9. Шмелева Е. Б. Пальчиковые игры. Пособия по развитию мелкой моторики и речи у детей 2-4 лет. – М. : Издательство «Ювента», 2008. – 48 с.