Галина Овчинникова
Конспект логопедического занятия «Веселые приключения звуков [с]-[ш]»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Учить дифференцировать звуки [С] - [Ш]
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- упражнять в правильном произношении и различении звуков [С] - [Ш]
- дифференцировать звуки [С] - [Ш] в слогах, словах, словосочетаниях;
Коррекционно-развивающие:
- закрепить умение дифференцировать звуки [С] - [Ш]
- развивать артикуляционную и мелкую моторику;
- развивать фонематический слух;
- развивать память, внимание;
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать самостоятельность;
Публикация «Конспект логопедического занятия „Веселые приключения звуков [с]-[ш]“» размещена в разделах
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Звуки [С] - [Ш]. Дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Темочки
- формировать положительное отношение к занятию;
- воспитание правильной звуковой культуры речи.
Материал: изображения Замка Гласных звуков, Замка Согласных звуков; картинка «Страна Чудес» с изображениями забавных предметов, в названиях которых есть звуки [с], [ш]; игрушка или рисунок Страшилы; рисунки цветов, символы звуков; раздаточный материал — предметные картинки, в названиях которых есть звуки [с], [ш].
Ход занятия
Организованный момент
-- Я предлагаю сегодня, занятие провести на волшебной полянке, а чтобы оказаться на полянке нужно закрыть глаза и представить, зеленую травку, красивые цветы и порхающих над ними бабочек. Слышишь голоса птиц (включить аудио запись, логопед этим временем на столе раскладывает цветы и бабочки)
— Катя, открой глаза и посмотри, мы с тобой оказались на красивой полянке. А вдалеке стоят деревья.
— Покажите, какие там большие деревья.
— Подул теплый ветерок — ш-ш-ш, зашелестели листья.
(Ребенок быстро шевелит пальчиками).
— Подул холодный ветер — ос-с, закачались сосны.
(Ребенок покачивает и машет руками).
— Ветер затих — не шевелятся больше ни листочки, ни ветки (расслабиться).
— Снова подул ветер (снова напряглись и зашевелились, а затем расслабились).
Сообщение темы занятия
— Как шумела листва от теплого ветерка? (Ш-ш-ш-ш.) Как подул холодный ветер? (С-с-с-с.) Сегодня мы будем повторять звуки [с], [ш].
Сравнение звуков [с], [ш] по артикуляционным и акустическим признакам.
Произношение звуков [с], [ш] в слогах
— Решили звуки [с], [ш] совершить путешествие. Мы отправляемся вместе с ними. Подошли звуки [с], [ш] к Красному Замку. Какие звуки в нем живут? (Гласные звуки.) Давайте подружим звуки [с], [ш] с гласными
звуками.
Звук [с] подружился со звуком [а]. Что получилось? (Слог са)
Аналогичные задания проводятся с другими звуками.
Гласный звук [о] подружился вначале со звуком [с], а затем — со звуком [ш] и получились слоги. (Со, шо.)
Познакомились слоги са — ша, су — шу, со — шо.
Потом решили поговорить друг с другом:
«Са-са. Ша-ша» (удивленно, с оживлением,
«Су-су! Шу-шу /» (восхищенно,
«Со-со-со. Шо-шо-шо» (грустно).
Дети повторяют слоги с выражением эмоций.
Произношение звуков [с], [ш] в словах
— Пошли звуки [с], [ш] дальше и пригласили с собой гласные звуки. Пришли они вместе в Страну Чудес.
— «Ой! Да здесь все предметы с нашими звуками!» Звук [ш] просит нас назвать «его» слова.
Дети называют слова со звуком [ш].
Затем называют слова со звуком [с].
Задание усложняется: дети должны найти предметы по заданной позиции звука в их названии.
— А сейчас гласные звуки хотят, чтобы их тоже назвали.
Выделяются гласные звуки из слов слои, шкаф, сыр, шар, зонт.
— Что общего в этих словах? (В них один гласный звук и один слог.)
Деление слов на слоги
— Какое правило, мы вспоминаем, когда делим слово на слоги? (Сколько в слове гласных, столько и слогов.)
Деление на слоги слов мышка, кошка, шапка, груша. Выделение ударного звука.
Логопед произносит слова машина, санки, неправильно ставя ударение. Дети исправляют.
Звуковой анализ слов
— Зашли звуки к нам в гости и спрашивают, чем мы их обозначаем? (Кружочками.)
Звуковой анализ слов миска, мишка. Сравнение этих слов.
Физминутка
— Изобразите мимикой и позами предметы и существа, увиденные
вами в Стране Чудес.
На-на-на, изображаем мы слона.
Ву-ву-ву, изобразим мы сову.
Аф-аф-аф, постоим как старый шкаф.
Лет-лет-лет, полетим как самолет. И т. д.
Произношение звуков [с], [ш] в чистоговорках. Словотворчество
Детей.
— Захотелось звукам посмеяться вместе с нами. И придумали они чистоговорки-небылицы со словами слон, лиса, душ:
Лон-лон-лон, на лопате едет слон.
Са-са-са, на луне сидит лиса.
Уш-уш-уш, слон с лисою съели душ.
Дети повторяют чистоговорки вместе с логопедом.
Произношение звуков [с], [ш] в рифмованных фразах.
Словообразование
— Сейчас прилетит птица, в названии которой есть слог куш.
— Кто это? (Кукушка.)
— Она сообщила нам, что звуки [с], [ш] попали к Страшиле, который живет на острове. Он перепутал в словах не только звуки [с], [ш], а еще и слова. Поедем к нему. Закройте глаза.
Выставляется фигурка Страшилы.
— Теперь откройте глаза. А вот и Страшила. Какой он?
— Покажите, как вам страшно. Что ты, Страшила, натворил? Послушайте, дети.
Читаются рифмовки-путаницы.
Кошка ловит «миску»,
Мама моет «мышку».
На виду у детворы «Крысу» красят маляры.
Пожарный носит «кашку»,
Саша ела «каску».
Танцует Миша в «машке»,
Конфету дали «маске».
— Чтобы Страшила вернул звуки [с], [ш] и правильные слова на место, образуйте для него добрые слова от слов, которые я назову:
— ласка. (ласковый,
— слава. (славный,
— послушание. (послушный,
— смелость. (смелый).
— Ура! Страшила возвратил «перепутанные» звуки [с], [ш] на место и отдал правильные слова.
Дети хором вместе с логопедом повторяют рифмовки, заменяя «путаные» звуки и слова на правильные.
— А теперь скажите ему хорошие слова о друзьях и о себе.
— (Петя добрый, и я добрый. Аня красивая и ласковая. Я смелый.)
Развитие фонематических представлений
— Поблагодарим Страшилу. Скажем дружно: «Спасибо, Страшила!» И еще подарим ему подарки-картинки. Сначала те, на которых нарисованы предметы, в названиях которых есть звук [с], а потом те, что со звуком [ш].
Дети выбирают подарки из лежащих на их столах картинок.
Разгадывание ребусов из слов
— Страшила благодарит нас за подарки и предлагает интересные задания. Возьмите первые звуки из слов сумка, осень, куст и соедините в слово.
— Какое слово получилось? (Сок.)
— Возьмите первые звуки из слов шуба, утка, мак. Какое слово получилось? (Шум.)
Работа с буквами по загадкам
Выставляется полоска с четырьмя окошками.
—Прежде чем выставлять буквы в эти окошечки, нужно узнать, какое слово там должно быть. Эти слова — отгадки загадок.
- Теплая, пушистая, греет нас зимой (Шуба.)
- Огромный, широкий, деревянный, хранит в себе все вещи дома (Шкаф.)
Выставляется полоска с шестью окошечками.
— А теперь назовите слово-отгадку из шести звуков.
- Едет, гудит, с пути уйди! (Машина.)
Дети составляют названные слова из букв разрезной азбуки. Творческие задания детей
— Придумайте задания Страшиле. Пусть он отгадает слова со звуками [с], [ш], задуманные вами. Называйте только первый и последний звуки слова.
Ну, что занятие подошло к концу, а нам пора возвращаться в наш кабинет. Закроем глазки. Посчитаем до пяти, вот и снова мы в кабинете.
Итог занятия
Что тебе больше всего понравилось на занятии, какое задание тебе показалось самым легким, а где испытывала трудность