Анжелика Приходько
Конспект логопедического занятия в старшей логопедической группе
▼ Скачать + Заказать документы
Логопедическая НОД в старшей логопедической группе «Формирование и развитие связной речи»
(лексическая тема «Насекомые»)
Программное содержание:
Коррекционно – образовательные задачи:
1. Расширять и закреплять знания детей о насекомых, вводить в активный словарь детей обобщающее понятие «насекомые»
2. Продолжать упражнять в составлении предложений разных конструкции с использованием союза «потому что»
3. Продолжать учить составлять описательный рассказ
Публикация «Конспект логопедического занятия в старшей логопедической группе» размещена в разделах
4. Совершенствовать навык связной речи
5. Совершенствовать словарь антонимов
6. Закреплять произношение звуков (Ж, (З)
7. Закреплять навыки деления слов на слоги
Коррекционно – развивающие задачи:
1. Развивать зрительную и слуховую память, мышление, внимание
2. Развивать логическое мышление, учить отгадывать загадки
3. Развивать артикуляционную, мелкую и общую моторику
4. Совершенствовать правильный, плавный выдох
5. Развивать фонематическое восприятие
Коррекционно – воспитательные задачи:
1. Воспитание любви и уважения к родной природе
2. Воспитывать внимательное отношение к слову, положительной мотивации к занятию
Предварительная работа:
1. Беседа о насекомых
2. Загадывание загадок
3. Составление описательного рассказа о насекомом
4. Выучить пальчиковую гимнастику и физминутку
Оборудование: предметные картинки насекомых (бабочка, пчела, кузнечик, муравей, гусеница, божья коровка, стрекоза, цветы, презентация, письмо, зеленая ткань, мяч, карточки с изображением бабочек для штриховки
Ход НОД:
1. Самомассаж и артикуляционная гимнастика
Руки растираем и разогреваем,
И лицо теплом своим мы обогреваем.
Грабельки сгребают все плохие мысли
(раздвинутые пальцы рук растирают лоб от середины к вискам)
Ушки растираем вверх и вниз мы быстро.
Их вперед сгибаем, тянем вниз за мочки,
А теперь, погладим пальцами мы щечки.
Щечки разминаем, чтобы надувались.
Губки пожуем мы, чтобы улыбались («улыбка»)
Мы почистим зубки, чтобы улыбаться («почистим зубки»)
Сядем на качели, чтобы покачаться («качели»)
Громко в барабаны мы вот так ударим («барабанщик»)
А потом от носа мы к губам сползаем (движения по спирали- носогубные складки)
2. Организационный момент
- Ребята, какое время года у нас сейчас? Назовите признаки весны. Хотите пойти погулять на весеннюю полянку? (ответы детей)
3. Кинесиологическое упражнение
«Мы к лесной полянке вышли,
Поднимая ноги выше,
Через кустики и кочки,
Через ветви и пенечки.
Кто очень ловко шагал,
Не споткнулся, не упал?»
4. Дыхательная гимнастика
- Посмотрите, какая красивая полянка. Что растут на полянке? (цветы)
- Давайте возьмем по одному цветочку и понюхаем, как они вкусно пахнут. Вдох через нос, длинный выдох через рот.
5. Постановка проблемы
- Присаживайтесь на полянку. На полянке никого нет, только письмо лежит. Интересно от кого оно? (Читаю письмо)
«Дорогие ребята, мы попали в беду, злой паук заколдовал нас, помогите, нам, пожалуйста»
- Как вы думаете от кого это письмо? (ответы детей)
Однажды над насекомыми
Пронесся злой паук
На полянке разноцветной
Он всех заколдовал
Чтоб бабочки порхали
Трудился муравей
И осы, чтоб жужжали
Та помоги скорей
- Как можно помочь нашим друзьям?
- Чтобы помочь нашим шестиногим малышам, мы свами превратимся в насекомых. У меня есть волшебный цветок, который поможет нам.
6. Проговаривание
- Закройте глаза и повторяйте за мной
«Нам цветочек помоги, в насекомых преврати»
7. Отгадывание загадок
- Чтоб спасти насекомых, паук приготовил для нас задания, которые мы должны выполнить. И первое задание, которое приготовил паук, нужно отгадать загадки
1. У нее четыре крыла,
Тело тонкое словно стрела.
И большие, большие глаза
Называю ее …. (стрекоза)
- Как вы догадались, что это стрекоза? (ответы детей)
2. Сок цветов душистых пьет,
Дарит нам и воск, и мед
Людям всем она мила
А зовут ее … (пчела)
- Как догадались, что это пчела?
3. Он работник настоящий
Очень, очень работящий
Под сосной в лесу густом
Из хвоинок строит дом (муравей)
- Как догадались, что это муравей?
- Молодцы, все загадки отгадали, и спасли мы свами стрекозу, пчелу и муравья
8. Игра «Четвертый лишний» (составление предложении с союзом «потому что»)
- Пойдем дальше, еще другие насекомые ждут нашей помощи
- Вот второе задание. Внимательно посмотрите на картинки и скажите, какая картинка здесь лишняя и почему вы так думаете?
- Справились с заданием, спасли с вами комара и жука
9. Игра «Звенит – жужжит»
- Как звенит комар? (з-з-з)
- Как жужжит жук? (ж-ж-ж)
- Я буду называть слова на звуки З и Ж, если в слове услышите звук З, звук комарика – хлопаете в ладоши, звук Ж, звук жука
10. Физминутка «Сороконожка»
- Насекомые устали и хотят с нами поиграть
Шла сороконожка (дети идут, ритмичным шагом, слегка пружиня)
По сухой дорожке.
Вдруг закапал дождик: Кап-кап-кап! (дети останавливаются и приседают.)
– Ой, промокнут сорок лап!
Насморк мне не нужен (дети идут, высоко поднимая колени, будто шагают через лужи,
– Обойду я лужи!
Грязи в дом не принесу (дети останавливаются, трясут одной ногой,
– Каждой лапкой потрясу! (трясут другой ногой).
И потопаю потом (дети топают ногами)
– Ой, какой от лапок гром!
13. Развитие мелкой моторики (штриховка)
- Одно насекомое успела спрятаться от паука. Какое это насекомое, отгадайте загадку
Спал цветок и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, встрепенулся, взвился вверх и улетел (бабочка)
- Посмотрите, какая красивая бабочка прилетела. Давайте мы ее заштрихуем
14. Игра «Скажи наоборот» (игра с мячом)
- И последнее задание от паука. Я буду говорить слова, а вы скажете наоборот
Комар злой, а бабочка, наоборот, – добрая.
Шмель большой, а божья коровка… – маленькая.
Пчела полезная, а муха… – вредная.
Оса живет на улице, а таракан… – дома.
Кузнечик прыгает, а муравей… – ползает.
Жук жужжит, а паук… – молчит.
Стрекоза летает быстро, а комар… – медленно.
- Вот спасли еще божью коровку
15. Составление описательного рассказа
- Посмотрите, ребята всех насекомых спасли от паука. Давайте теперь, загадаем какое-нибудь насекомое, а наши гости попробуют отгадать
Это насекомое. Живет оно на лесных полянках, в траве. У него есть голова, грудь и крылья. Бывает это насекомое разных размеров- и больших и маленьких. Окрас у него яркий, красивый, разноцветный. С помощью хоботка это насекомое пьет цветочный нектар. Оно полезное, так как опыляет растения, переносят пыльцу с цветка на цветок.
16. Итог
- Вот и подошло наше путешествие к концу, какие вы все молодцы, что помогли насекомым. Насекомые вас всех благодарят. Возьмите насекомых и поселите их на нашей лесной полянке. Посмотрите, какая красивая полянка стала. Пусть ползают по земле муравьи и жуки, пусть прыгают по траве кузнечики, пусть летают бабочки и стрекозы и пусть мир, в котором мы живем, всегда остается голубым и зеленым. А нам пора возвращаться в детский сад. Но сначала нам опять нужно превратится в детей. Закройте глаза и повторите за мной: «Ты цветочек, помоги и в детей нас преврати»
- Вам понравилось быть насекомыми? А если бы у вас была такая возможность еще раз превратиться в насекомых в кого бы вы хотели превратиться и почему? Вы сегодня были молодцы.
17. Релаксация
- Ребята, мы сегодня с вами много путешествовали, устали. Давайте отдохнем. Ложитесь на коврик, закройте глаза и вспомните как вы были насекомыми. Представьте себе прекрасный весенний день. Вы лежите на зеленом лугу. Вокруг все спокойно и тихо. Вам тепло и уютно, вы дышите легко и спокойно. Представьте себе, что вы – легкие бабочки с большими и красивыми крыльями. Ваши ручки легкие-легкие – это крылья бабочки. И тело ваше стало тоже легкое-легкое, взмахнули крылышками и полетели. С каждым вдохом и выдохом вы все выше и выше парите в воздухе. Легкий ветерок нежно гладит ваши крылышки… (поглаживание детей). Гладит, нежно прикасается. Вам хорошо и приятно. Но вот пришло время возвращаться домой. Потянитесь и на счет «три» откройте глаза. Улыбнитесь друг другу.