Лилия Чуркина
Конспект логопедического занятия по звукопроизношению в старшей группе «Звуки [г] — [г’]»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Звук Г-Гь.. Учить давать сравнительную характеристику.
Цели занятия :
Коррекционно-образовательные:
— познакомить детей со звуками Г и Гь, научить давать их сравнительную характеристику.
Коррекционно-развивающие:
— развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику детей;
— развивать умение делить слова на слоги;
— упражнять в звуковом анализе слогов и слов;
— учить образовывать слова при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Коррекционно-воспитателъная:
Публикация «Конспект логопедического занятия по звукопроизношению в старшей группе „Звуки [г] — [г’]“» размещена в разделах
- Буквы К, Г и звуки [К], [Г]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Старшая группа
- Темочки
— воспитывать самоконтроль за вновь поставленными звуками.
Оборудование: зеркала, картинки для звукоподражания; предметные картинки, в названии которых присутствует звук Г и Гь; буква Г, дидактическое пособие «Согласный звук», цветные фишки для выкладывания звуковой схемы, дидактическое пособие «Домик», наборы для выкладывания слоговой схемы и схемы предложения.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Выделение из текста слов со звуком Э.
Эскимо ни к чему эскимосу,
Он из шубы не высунет носу.
Если б он на экваторе жил,
То с мороженым он бы дружил.
Н. Владимирова
2. Развитие общей моторики. «Теплоход».
От зеленого причала Оттолкнулся теплоход. Шаг вперед, руки опущены.
Он назад шагнул сначала. Два шага назад.
А потом шагнул вперед — Два шага вперед.
И поплыл, поплыл по речке, Набирая полный ход.
В. Волина Руки вытянуты вперед и сомкнуты — это «нос» теплохода; движения по кругу мелкими шажками.
3. Развитие мелкой моторики.
Выполнение движений по тексту стихотворения.
Хлопаем перед собой!
Вправо можем!
Влево можем!
И крест-накрест руки сложим!
И-Лопухина
4. Массаж лица.
Поглаживание, волнообразные движения, спиралевидные движения, поглаживание (по общим правилам).
5. Развитие мимических мышц.
Выполнение движений по тексту стихотворения.
Закрываю правый глаз, закрываю левый глаз.
Широко глаза открою, на округу погляжу,
А затем наморщу нос.
На кого же я похож?
6. Развитие артикуляционной моторики.
— Рот открыть, удержать под счет до пяти.
— «Расчесывание» нижней губы, а затем верхней губы зубами.
— «Расчесывание» зубами языка.
— Покусывание и пошлепывание языка.
7. Работа над развитием дыхания и голоса.
Упражнение для ротового выдоха «Срываем яблоки» : тянемся на носочках вверх — вдох через нос, «кладем яблоки в корзинку» — выдох через рот. Работа над голосом (смена ударения) : га — ги — гу га — ги — гу га — ги — гу
8. Объявление темы занятия.
Логопед (выставляет на доску картинки) : Как кричит гусь? (Г-г-г.) А как кричит гусенок? (Гь-гь-гь.) Эти два звука мы сегодня будем учиться различать.
9. Акустико-артикуляционный образ звука.
Логопед : Произнесите звук гуся.
Дети наблюдают за артикуляцией звука в зеркалах, а затем характеризуют звук Г с помощью логопеда; звук Г — согласный {губы растянуты в улыбке, но воздушная струя встречает преграду, которую создает корень языка); твердый (используется пособие «Согласный звук); обозначать будем фишкой зеленого цвета. При помощи тактильно-вибрационного контроля дети выясняют, что звук Г — звонкий (горлышко не дрожит).
Логопед : А теперь произнесите звук гусенка. (Характеристика звука Гь.) Чем звуки Г и Гь похожи? (Оба согласные и звонкие.) Чем они отличаются? (Г — твердый, обозначаем фишкой синего цвета, а Гь— мягкий, обозначаем фишкой зеленого цвета).
10. Связь звуков и буквы.
Логопед : Звуки Г и Гь живут в домике под названием «Буква Г».
Логопед показывает букву Г, записывает ее на доске.
Логопед : Вот две палочки. Вот угол. Кочергой гребем мы уголь. Смотрит вправо кочерга, У нее одна нога.
11. Развитие фонематического слуха.
Логопед : Сейчас я узнаю, умеете ли вы внимательно слушать. Возьмите в руки синий и зеленый флажки. Когда я произнесу звук Г — вы должны поднять синий флажок, а на звук Гь — зеленый. • *
Га, го, ги, ге, гю, ги, зга, зги, згы…;
Гараж, пироги, гимн, геркулес, грузовик, герой,
Физкультминутка. Выполнение движений по тексту стихотворения.
Руки вверх, руки вниз,
На носочки подтянись.
Руки ставим на бочок,
На носочках скок-скок-скок.
А затем вприсядку,
Чтоб не мерзли пятки.
12. Дифференциация звуков в слогах.
Звуковой анализ слогов ГА и ГИ с последующим выкладыванием схемы и указанием звуков на схеме.
11. «Рассели жильцов»Дифференциация звуков в словах.
Дети называют картинки, выставленные на доске, а затем делятся на две команды: одна команда отбирает картинки на звук Г, а вторая —на звук Гь. Побеждает команда, которая сделает меньше ошибок.
ноги, книги, утюги, кегли, сапоги, гимнаст, гиря, снегирь, флаги, фляги, герань, гитара, грибы, бегемот, георгин, круги, пироги, носороги, гуси, вагон, губы, нога, бумага, гамак, голуби, ягоды, газета, книга, иголка, галка, магазин, губка, гвозди,
гвоздика, попугаи, гнездо, груша, виноград, огурцы, кенгуру
14. Дифференциация звуков в предложениях.
Дети составляют предложения со словами гусеница и гитара, анализируют их. Логопед чертит на доске схему предложения, указывает на слова, а дети называют заданное слово.
15. Словообразование при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Логопед. Я приготовила картинки, а вы назовите их ласково. Например, гармонь -гармошечка. Назовите и вы игрушки ласково. (Грузовик - грузовичок, вагон - вагончик, флаги - флажочки и т. д.)
16. Дифференциация звуков в тексте.
Выделение из текста слов со звуком Г, Гь.
Груша гусениц не любит:
Грушу гусеницы губят.
У нас в зоопарке гиббоны, гепарды,
Гиены и гибкие леопарды.
17. Итог занятия.
Логопед : Назовите первый звук в словах эскимос, экскаватор, этажерка. Дайте ему характеристику.