Людмила Толстик
Конспект логопедического занятия для детей подготовительной к школе логопедической группы Лексическая тема «Дикие животные»
▼ Скачать + Заказать документы
Коррекционно-образовательные цели. Активизация и актуализация словаря по теме «Дикие животные наших лесов». Совершенствование грамматического строя речи (образование сущест-вительных суффиксальным способом; употребление простых и сложных предлогов; употребление существительных в форме множественного числа в родительном падеже). Познакомить со звуками М, Мь и буквой М. Совершенствование навыков звукового анализа слов. Профилактика нарушений письменной речи. Автоматизация произношения и дифференциация сонорных звуков.
Публикация «Конспект логопедического занятия для детей подготовительной к школе логопедической группы Лексическая тема „Дикие животные“» размещена в разделах
- В мире животных. Конспекты занятий
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Конспекты занятий, НОД
- Животные. В мире животных
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Подготовительная группа
- Темочки
Коррекционно-развивающие цели. Развитие связной речи, общих речевых навыков, зрительного и слухового внимания и восприятия, артикуляционной, тонкой и общей моторики, творческого воображения, подражательности.
Воспитательные цели. Воспитание навыков сотрудничества, взаимодействия, инициативности, активности, самостоятельности, любви и бережного отношения к природе. Разучивание игры «Зайка» с музыкальным руководителем.
Оборудование. Магнитная доска, мольберт, иллюстрация к сказке, мягкие игрушки — дикие животные, поролоновые маски- шапочки «лесных мам», презентация сказки «Как олененок маму искал», карточки с изображениями диких животных, карточки с наложенными изображениями животных, карточка с изображениями угощения для животных, карточки с пустыми квадратами по числу детей, контейнеры с карандашами.
Предварительная работа. Разучивание загадок о диких животных на индивидуальных занятиях с логопедом, работа над общими речевыми навыками, автоматизация произношения сонорных звуков.
Ход занятия
1. Организационный момент. Игра «Подскажи словечко».[Сообщение темы занятия. Создание эмоционально положительного фона. Автоматизация правильного произношения и дифференциация сонорных звуков в загадках. ]
Логопед. Сегодня мы продолжим разговор о диких животных и их детенышах и побываем в сказке «Как олененку маму искали». Но для начала загадайте загадки, которые мы выучили с вами вчера. Старайтесь говорить красиво. Следите за произношением звуков.
1 -й р е б е н о к. Стройный, быстрый.
Рога ветвисты.
Пасется весь день.
Кто же это?.
Дети.. олень. У него ветвистые рога. Он стройный и быстрый.
2- й ребенок. Лесники ее котят
Взять домой не захотят,
Ей не крикнешь: «Мурка, брысь!»
Потому что эго.
Дети.. рысь. Это дикая лесная кошка. У нее есть котята.
3- й ребенок. Он живет вблизи воды,
Строит дамбы и мосты.
Отгадать уже пора.
Говорю я про.
Дети.. бобра. Это он строит на лесных речках запруды.
4- й ребенок. Посмотрите-ка, какая:
Вся горит, как золотая,
Ходит в шубе дорогой,
Хвост пушистый и большой,
На увертки мастерица,
А зовут ее.
Дети.. лисица. У нее красивая шуба и пушистый хвост. Она хитрая, изворотливая.
Логопед. Молодцы! Сумели отгадать загадки, дали правильные объяснения, красиво говорили. Я вами горжусь! А теперь садитесь поудобнее и слушайте сказку.
2. Рассказывание сказки логопедом. [Развитие речевого слуха. ]
Дети садятся на ковер. Логопед рассказывает сказку, иллюстрируя ее с помощью мультимедийной презентации.
Слайд 1-5
Логопед. Однажды Аришка опять собралась в лес. Вышла она на лесную полянку и услышала, что кто-то жалобно плачет. Девочка спряталась за дерево и стала наблюдать. Она же знала, что нести себя в лесу нужно очень осторожно, чтобы не напугать животных и птиц, чтобы не навредить им. И вот она увидела, что плакал малыш, у которого были тоненькие ножки, огромные глаза и крошечный дрожащий хвостик. Он стоял возле дуба и жалобно тянул:
— Мама! Мама!
Неожиданно на ветку дуба прыгнула белка и спросила:
(Звучит запись голоса белки.)
— Что случилось? Ты потерялся?
— Да, я потерял маму.
— А какая твоя мама? У нее пушистый рыженький хвостик?
— Нет, — горько заплакал малыш.
Из-за дуба вразвалку вышла медведица и сказала:
(Звучит запись рычания медведя.)
Наверное, твоя мама носит лохматую коричневую шубу?
Нет, — продолжал плакать малыш.
Послышалось шуршание, и из-под пня выкатилась ежиха. Она озабоченно нахмурилась и сказала:
(Звучит запись фырканья ежа.)
-Я знаю, у твоей мамы колючки на спине.
-Нет, — продолжал реветь малыш.
Зашевелились кусты, и оттуда выскочила зайчиха. Она спросила:
— Тогда у твоей мамы косые глаза и длинные уши?
— Нет! Нет! — зарыдал малыш.
С сопеньем из норы вылезла барсучиха.
— Может быть, у твоей мамы белые полосочки на мордочке? — поинтересовалась она.
— Нет же,— неожиданно рассмеялся малыш. — Где вы видели такую маму: с пушистым хвостиком, в коричневой лохматой шубе, с иголками на спине, с косыми глазами, с длинными ушами, да еще с белыми полосками на мордочке?
— Да уж, — засмеялись все лесные мамы. — А какая же твоя мама?
— Моя мама — самая красивая. Она светло-коричневая, с белыми пятнышками на спине. У нее маленькая головка и большие красивые глаза, стройные ножки и крошечный хвостик.
— Знаем, знаем, — загалдели лесные мамы. — Как хорошо, что малыш знает приметы своей мамы.
И тут на поляну вбежала встревоженная оленуха. Малыш бросился к своей маме. Она нежно лизнула его влажным языком в лоб. Как были рады этой встрече все лесные мамы! А больше всех была рада Аришка, которая с улыбкой отправилась домой.
3. Подвижная игра «На водопой». [Координация речи с движением. Развитие творческого воображения, подражательности. Совершенствование грамматического строя речи (образование существительных с суффиксами -онок-, -енок-, -их-, -иц-. Автоматизация правильного произношения и дифференциация сонорных звуков в игровой деятельности).]
Логопед приглашает детей пройти на ковер и предлагает выполнить знакомое упражнение. Он ориентирует детей на правильное произношение сонорных звуков.
Жарким днем лесной тропой Дети идут по кругу друг за другом.
Звери шли на водопой.
За мамой-лосихой топал лосенок, Идут, громко топая.
За мамой-лисицей Идут крадучись.
крался лисенок,
За мамой-ежихой Передвигаются в глубоком приседе.
катился ежонок,
За мамой-медведицей Идут вперевалку.
шел медвежонок,
За мамою-белкой Скачут на носочках, согнув руки перед
скакали бельчата, грудью.
За мамой-зайчихой — Скачут, сделав ушки из ладоней.
косые зайчата,
Волчица вела за собою волчат. Идут на четвереньках.
Все мамы и дети напиться хотят. Останавливаются, делают лака-
тельные движения языком.
Логопед предлагает детям встать и выполнить знакомое упражнение. Он нацеливает детей на правильное произношение сонорных звуков.
4. Беседа по сказке. Разыгрывание сказки по ролям. [Развитие диалогической речи, общих речевых навыков, творческого воображения. ]
Логопед предлагает детям удобно устроиться на ковре и организует беседу с ними, предварительно поместив на мольберт иллюстрацию к сказке.
Логопед. Куда однажды отправилась Аришка?
Дети. Аришка отправилась на прогулку в лес.
Логопед. Что она неожиданно услышала?
Дети. Неожиданно она услышала чей-то жалобный плач.
Логопед. Кто же это плакал?
Дети. Плакал малыш с огромными глазами, на тоненьких ножках и с крошечным хвостиком.
Логопед. Кто пришел на помощь малышу?
Дети. На помощь малышу пришли лесные мамы.
Логопед. Попробуйте разыграть разговор малыша с лесными мамами.
Логопед распределяет между детьми роли, раздает маски-шапочки, выясняя, с какой интонацией и каким голосом будет говорить каждый из героев сказки. Дети разыгрывают сцену из сказки. По мере необходимости логопед оказывает им помощь.
Логопед. Чем же закончилась сказка?
Дети. На полянку выбежала мама-оленуха и нежно лизнула олененка в лоб. Все лесные мамы очень обрадовались. Но больше вceх обрадовалась Аришка, которая с улыбкой отправилась домой.
Логопед оценивает работу детей на этом этапе занятия, убирает иллюстрацию к сказке и маски-шапочки.
5. Игра «Кто откуда?» [Совершенствование грамматического г троя речи (предложно-падежные конструкции).]
Логопед продолжает показ презентации.
Логопед. Где сидела мама-белка?
I –й р е б е н о к. Белка сидела на ветке дуба.
Логопед. Откуда вразвалку вышла медведица?
2-й р е б е н о к. Медведица вышла из-за дуба.
Логопед. Откуда выкатилась ежиха?
3-й р е б е н о к. Ежиха выкатилась из-под пня.
Логопед. Откуда выскочила зайчиха?
4-й ребенок. Зайчиха выскочила из кустов.
Логопед. Откуда с сопеньем вылезла барсучиха?
5-й р е б е н о к. Барсучиха вылезла из норы.
На слайде изображение олененка и оленухи.
Логопед. Где стоял олененок?
1- й ребенок. Олененок стоял возле дуба.
Логопед. Куда выбежала оленуха?
2- й ребенок. Оленуха выбежала на полянку.
Л о г о п е д. К кому она подбежала?
3- й ребенок. Она подбежала к олененку.
Логопед. Вы очень хорошо ответили на мои вопросы.
6. Упражнения по развитию произношения и обучение грамоте. Развитие фонематического слуха, навыков звукобуквенного анализа и синтеза.
Слайд 6
Логопед. Послушайте и скажите, какой общий звук в слова:
Молоток, гастроном, трамвай – М
Медвежонок, пирамида, семь. – Мь.
Акустико-артикуляционный образ звуков.
Хоровое и индивидуальное произнесение звуков детьми. Характеристика звуков.
Звук М – согласный, твердый, звонкий (тактильно-вибрационный контроль – «горлышко дрожит»)., обозначаем синим цветом.
Звук Мь – согласный, мягкий, звонкий, обозначаем зеленым цветом.
Связь звука с буквой
Взявшись за руки мы встали
И на М похожи стали. (В. Степанов)
Двое детей изображают букву М, а остальные выкладывают ее из счетных палочек или палочек Кьюзенера.
7. Игра «Скажи наоборот» Развитие фонематического восприятия. Дифференциация звуков М-Мь в слогах и словах.
Ма-ма-ма – мя-мя-мя Мо-мо-мо – мё-мё-мё
Мы-мы-мы – ми-ми-ми Мэ-мэ-мэ – ме-ме-ме
Игра «Подарки для Маши и Миши»
Слайд 8
На слайде изображение девочки Маши и мальчика Миши. Картинки в названиях которых звук М – подарим Маше, Мь – Мише.
8. Работа по книге «Мой букварь». Знакомство с буквой Мм.
9. Работа в тетрадях. Развитие графических навыков, тонкой моторики. Развитие навыков звукобуквенного анализа и синтеза.
Логопед. Откройте тетради, возьмите простые карандаши и с новой строчки напечатайте по образцу букву М.
Палочка и палочка,
А между ними галочка,
И теперь понятно всем
Получилась буква эМ.
Дети печатают букву в тетрадях соблюдая правила печатания букв.
Логопед. Послушайте, посчитайте и назовите звуки по порядку: МЫ, МИ.
По следам звукового анализа печатают слоги в тетради и раскрашивают звуковые схемы данных слогов.
1-й ребенок. В слоге МЫ два звука. Первый звук М – твердый согласный, обозначаем синим цветом, второй звук Ы – гласный, обозначаем красным цветом.
2-й ребенок. В слоге МИ два звука. Первый звук Мь – мягкий согласный, обозначаем зеленым цветом, второй И – гласный, обозначаем красным цветом.
11. Упражнение «Угостим животных». Формирование навыка слогового чтения.
Логопед предлагает угостить диких животных.
Дети называют животного, выбирают изображение корма н-р: зайцу – капусту, лисе – рыбку, медведю – ягоды и читают написанные в них слоги с буквой М.
12. Окончание занятия. Подведение итогов занятия. Создание предпосылок к дальнейшим занятиям.
Оценка результатов, рефлексия, самооценка, поощрения.