Жанна Парфёнова
Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР по закреплению произношения звука [Р]
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР по закреплению произношения звука «Р»
Подготовила и провела: учитель-логопед МБДОУ г. Керчи РК «Детский сад комбинированного вида №53 «Звоночек» Парфёнова Жанна Валерьевна
Тема: Звук «Р» в прямых слогах и со стечением согласных звуков.
Коррекционные задачи:
Публикация «Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР по закреплению произношения звука [Р]» размещена в разделах
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2017
а) автоматизация звука «Р» в прямых слогах и со стечением согласных звуков на речевом материале: слоги, слова, предложения;
б) обучение навыкам преобразования слогов;
Образовательные задачи:
а) знакомство с многозначными словами (омонимами);
б) обучение образованию слов сложной слоговой структуры;
в) закрепление навыков составления предложений;
г) коллективное составление рассказа цепной структуры с использованием прилагательных.
Развивающие задачи:
а) развитие навыков словообразования;
б) развитие внимания, памяти, словесно-логического мышления.
Воспитательные задачи:
а) воспитание дисциплины, активного участия на всех этапах занятия;
б) воспитание дружеского отношения друг к другу, навыков сотрудничества.
Ход занятия:
1. Организационный момент. Игра «Скажи другу комплимент». Цель: психологический настрой на спокойное общение, активное участие в занятии и дружеское расположение друг к другу.
- Давайте встанем в круг, положим ладошки одна на другую и скажем другу комплимент, хлопая по ладошке.
2. Сообщение темы занятия. Биоэнергопластика «Для друзей». - Сегодня мы повторим звук «Р» и совершим морское путешествие на корабле «Дружный». - Скажем чудесные слова и пожмём друг другу руки, чтобы укрепить нашу дружбу.
Если друг не смеётся –ты включи ему солнце
Ты включи ему звёзды – это так просто!
Ты исправь ошибку дружеской улыбкой
Все грустинки и слёзы – это так просто!
- Занимайте места на «корабле». Полный вперёд!
3. Характеристика звука «Р» по артикуляционным и акустическим признакам. - Первое задание, которое нам надо выполнить (достаём из конверта) :
Дайте артикуляционную характеристику звуку «Р». ( Дети рассказывают: губы улыбаются, рот широко раскрывается, язык «чашечкой» вверх поднимается и дрожит на альвеолах)
- Теперь расскажите, что вы знаете об этом звуке? Он какой? ( Дети: согласный, звонкий, твёрдый, рычащий).
4. Закрепление произношения звука «Р» в слогах. Игра «Скажи наоборот». Цель: обучение преобразованию слогов. - Каждому даю слог, а вы скажите его наоборот.
АР – РА, ОР – РО, УР –, ЫР –, ЭР –, АБР – БРА, ОВР – ВРО, УГР –., АКР –., АТР –., УТР –., ОМР –., и т. д.
5. Гимнастика для глаз. - Первая наша остановка на солнечном острове. Выходите на коврик.
«Солнышко»
Солнышко проснулось – лучами к земле потянулось
Вправо - влево растянулось и носков моих коснулось.
Посмотрело вверх, посмотрело вниз,
Вправо – влево поглядело, хорошо меня согрело.
Глазками моргало, потом их закрывало.
Щёчки согревало, лучами нас ласкало.
6. Произнесение звука «Р» в словах. Игра с мячом на ковре «Один – много». Цель – образование существительных множественного числа.
Брат – братья кран - … грач - … дракон - …
Браслет - … крот - … гроза - … драка - …
Брошка - … кружка - … группа - … трава - …
Кобра - … крыса - … грызун - … матрос - …
Обруч - … враг - … храм - … цифра - …
Праздник - … врач - … граната - … француз - …
Дикобраз - … врун - … гроздь - … квадрат - …
- Вокруг себя обернитесь, и на корабль вернитесь. (Дети садятся за столы)
7. Знакомство с омонимами. Изменение существительных по падежам. - Посмотрите, на доске картинки. Сегодня хочу познакомить вас с необычными словами. Слово одно на всех картинках - «труба», а предназначение у них может быть разное. (Каждому ребёнку предлагается сказать какая на картинке изображении труба) (Кирпичная труба, водосточная труба, печная труба, музыкальная труба, курительная трубка, телефонная трубка).
- Теперь нужно закончить предложение подходящим по смыслу словом.
На столе лежит дедушкина старинная (что? И. п.) … (курительная трубка)
Дым идёт из (чего? Р. п.) … (из кирпичной трубы)
Мама протянула руку к (чему? Д. п.) … (к телефонной трубке)
Трубочист чистит (что? В. п.) … (печную трубу)
Капитан взял (что? В. п.) … (подзорную трубу)
Кот спрятался за (чем? Т. п.) … (за водосточной трубой)
Трубач играет на (чём? П. п.) … (на музыкальной трубе)
8. Физкультминутка - Вторая наша остановка на «Острове ракушек». Выходите на коврик.
«Волны»
Пробегает здесь волна. Бороздит простор она.
Эта выше, эта ниже. Эта вовсе не видна.
А на берегу морском будем мы играть с песком.
Строим башню из песка. Будет башня высока!
9. Работа над предложением. Игра на ковре с мячом «Ответь на вопрос предложением». Цель: составление предложений, отвечая на вопрос.
Ты играешь на траве с игрушками? (Я играю на траве с игрушками.)
Ты боишься грозы и грома? Я …
Ты прыгаешь как пантера? Я …
Ты крутишь обруч на руке? Я …
Ты грызёшь твёрдую грушу? Я …
Ты накроешь ведро крышкой? Я …
Ты трогаешь друга за руку? Я …
- Вокруг себя обернитесь, и на корабль вернитесь. (Дети садятся за столы).
10. Работа над рассказом цепной структуры. На доске вывешиваются картинки. - Картинки рассмотрите, назовите и слова «какой», «какая», «какое» подберите. Дети смотрят на картинки, подбирают слова-признаки.
- Послушайте историю, которую мне удалось узнать на острове «Мадагаскар». Запоминайте конец предложения и также начинайте следующее предложение.
1) Полосатая зебра гуляла в жарких джунглях.
2) В жарких джунглях пошёл проливной дождь.
3) Проливной дождь смыл чёрные полоски зебры.
4) Над белой зеброй смеялись все дикие звери.
5) Среди всех диких зверей не смеялась только добрая мартышка.
6) Добрая мартышка раздобыла ведро с чёрной краской.
7) Чёрной краской мартышка раскрасила белую зебру.
8) Радостная зебра подружилась с доброй мартышкой.
Обобщающая беседа по тексту: Это была сказка или рассказ? Чем рассказ отличается от сказки? (Рассуждения детей)
11. Пальчиковая гимнастика «Рыбка».
Рыбка плавает в водице, рыбке весело играть.
Рыбка, рыбка, озорница, мы хотим тебя поймать.
Рыбка спинку изогнула, крошку хлебную взяла.
Рыбка хвостиком махнула, быстро-быстро уплыла.
12. Итог занятия. Визитка для гостей. Образование слов сложной слоговой структуры.
- Морское путешествие закончилось. Корабль «Дружный» причалил к берегу. Матросы стройтесь на берегу. – Давайте представим гостям участников нашего путешествия.
Настя быстро тараторит. – Я тараторка.
Денис иногда ворчит. – Я ворчун.
Саша часто озорничает. – Я озорник.
Тимур очень разумный. – Я разумник.
Руслан любит проказничать. – Я проказник.
Матвей любит попрыгать. – Я попрыгун.
Женя любит поговорить. – Я говорун.
13. Сюрприз. - Зебра и мартышка прислали вам угощение – шоколадные ракушки и передали вам пожелания быть всегда дружными.