Татьяна Яковлева
Конспект логопедического занятия по формированию правильного произношения звука [р] в слогах и словах для детей 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Формирование правильного произношения звука [р] в слогах и словах.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
• формировать представления о признаках летнего периода;
• закреплять умение согласовывать имена числительные с именами существительными в роде, числе, падеже;
• формировать умение отвечать полным ответом на поставленный вопрос.
Коррекционно-развивающие:
• совершенствовать артикуляционную моторику;
• формировать звукопроизносительный строй речи;
• формировать речевой выдох с помощью дыхательного упражнения «Подуй на цветочек»;
Публикация «Конспект логопедического занятия по формированию правильного произношения звука [р] в слогах и словах для детей 5–6 лет» размещена в разделах
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2017
• развивать мелкую моторику с помощью пальчиковой гимнастики «Полосатая пчела»;
• развивать диалогическую речь;
• развивать умение отвечать полным ответом;
• развитие слухового восприятия;
• развивать внимание, память;
• учить удерживать правильную осанку.
Коррекционно-воспитательные:
• формировать умения выражать эмоциональные проявления;
• воспитывать интерес к занятиям.
• воспитывать нравственные качества (бережное отношение к пособиям).
• формирование и развитие личностных качеств, эмоционально-волевой сферы (навык самоконтроля, усидчивости).
Материалы: картинки с артикуляционными укладами, предметы (мяч, цветок, символы звука [р], машинка, звуковые дорожки, корзинка, предметные картинки со звуком [р], картинки с цветочками, где указан изучаемый звук в начале, середине и в конце слова, кубик с цифрами).
Ход мероприятия
Организационный момент
Логопед: - Здравствуй, Савелий! К нам сегодня пришли гости, поздоровайся с ними.
Ребенок: - Здравствуйте.
Логопед: - Расскажи, как твои дела?
Ребенок: - Хорошо. У меня появился новый друг.
Логопед: - Это очень хорошо. Савелий, скажи, а какое сейчас время года?
Ребенок: - Сейчас лето.
Логопед: - Расскажи, а какая сегодня погода на улице?
Ребенок: - Сегодня на улице теплая и ясная погода.
Логопед: - Сейчас лето, а в это время года мы можем увидеть много насекомых. Я предлагаю тебе поиграть в игру «Раз, два, три – насекомых назови». Я буду кидать тебе мяч, а ты возвращать его мне и называть насекомое.
Логопед: - Савелий, ты вспомнил много названий насекомых. Молодец!
1. Дыхательная гимнастика:
Логопед: - А, еще летом у нас появляется много цветов. Вот тебе цветочек, давай подуем на него. Сделай глубокий вдох носом, а выдох ртом и подуй на цветочек. Молодец! (Упражнение повторяется 3 – 4 раза. )
2. Артикуляционная гимнастика
Логопед: - А, сейчас посмотрим, а чему же научился наш язычок. Давай пройдем за столик и выполним артикуляционную гимнастику. (Проведение данных упражнений сопровождается показом предметных картинок. ) Молодец, ты очень постарался – язычок у тебя стал сильный.
- А, теперь мы поиграем в игру «Заведи моторчик» - произнесем правильно звук [р]. Я предлагаю тебе вспомнить, что делают наши губки, зубки, язычок, какая воздушная струя выходит изо рта, работает ли голосок.
(Ребенку предлагается схема, опираясь на которую ребенок дает характеристику звуку [р].
Ребенок: - Губы улыбаются, зубы разомкнуты, кончик языка поднят к бугоркам, за верхние зубки, сильная воздушная струя заставляет кончик языка дрожать, голосок работает.
Логопед: - Все верно. Молодец!
3. Дидактическая игра «Хлопни в ладоши»
Логопед: - Савелий, хлопни в ладоши, когда услышишь звук [р] в слогах: ра - ло – по – ру – ны – ор – ва – ра – ры - о– ру – ар.
Логопед: - Ты, все выполнил правильно. А, сейчас я тебе предлагаю найти звук [р] в словах: муравей, кошка, ракета, яблоко, радуга, карандаш, арбуз, ёж, стол, телевизор.
4.Дидактическая игра «Произнеси слоги с помощью звуковых дорожек»
Логопед: - Савелий, а сейчас мы поиграем в интересную игру. Посмотри, это «звуковые» дорожки, а эта машинка. Возьми машинку, прокати ее по дорожкам и произнеси «песенки» моторчика.
Ра - ра - ра
Ры -ры -ры
Рэ - рэ - рэ
Ро - ро - ро
Ру - ру - ру
Ара -ара - ара
Ыры - ыры - ыры
Оро - оро - оро
Уру - уру - уру
Ар - ар - ар
Ыр - ыр - ыр
Эр - эр - эр
Ор - ор - ор
Ур - ур - ур
Логопед: - Хорошо! Ты очень постарался!
5. Пальчиковая гимнастика: «Полосатая пчела»
Логопед: - Смотри на меня и повторяй.
Прилетела к нам вчера
Полосатая пчела
(махать ладошками обеих рук)
А за нею шмель - шмелек
И веселый мотылек,
Два жука и стрекоза,
(на каждое название насекомого загибать пальчики на обеих руках)
Как фонарики глаза.
(изобразить ладошками «фонарики» и поднести их к глазам)
Пожужжали, полетали,
(махать ладошками обеих рук)
От усталости упали.
(уронить ладони на стол или колени)
Логопед: - Вернемся к нашему столику.
6. Дидактическая игра: «Посмотри и назови»
Логопед: - Посмотри, у меня в корзинке находятся картинки со звуком [р]. По очереди доставай картинки из корзинки и произнеси их с выделением звука [р].
Ребенок: - Ракета, рыба, помидор, шар, роза, ромашка, корова, топор, рак.
Логопед: - Молодец! А, теперь я тебе предлагаю другую игру.
7. Дидактическая игра: «Кубик я кручу, верчу».
Логопед: - Посмотри, у меня в руках кубик с цифрами. Савелий, сейчас ты, будешь его кидать и какая цифра выпадет, столько, ты, посчитаешь эти предметы, которые изображены на картинках. Произнеси вместе со мной стихотворение.
«Кубик я кручу, верчу
Цифру я узнать хочу».
Ребенок: - Две рыбы, пять ракет, три помидора, два рака.
Логопед: - Молодец, Савелий. А теперь давай поиграем в новую игру.
8.Дидактическая игра: «Внимательные ушки».
Логопед: - Слушай внимательно. Сейчас я буду произносить слова со звуком [р], а ты будешь определять, где слышится звук]. На первый цветочек положишь картинки, в названии которых звук [р] в начале слова, на второй – картинки, где звук [р] в середине слова, а на третий – картинки, в названии которых звук [р] в конце слова.
Ребенок: - Картинку, где нарисован рак положу на первый цветочек, потому что звук [р] находится в начале слова. Картинку, где нарисована корова положу на второй цветочек, потому что звук [р] находится в середине слова. Картинку, где нарисован помидор положу на третий цветочек, потому что звук [р] находится в конце слова. Картинку, где нарисована рыба, положу на первый цветочек, потому что звук [р] находится в начале слова. Картинку, где нарисован пирог положу на второй цветочек, потому что звук [р] находится в середине слова. Картинку, где нарисован топор положу на третий цветочек, потому что звук [р] находится в конце слова.
Логопед: - Савелий, ты все правильно назвал. Молодец!
9. Итог мероприятия:
Логопед: - Какой звук мы сегодня произносили на занятии?
Ребенок: - Мы произносили звук [р].
Логопед: - Что еще мы делали на занятии?
Ребенок: - Пели «песенки» большого моторчика, произносили слоги и слова со звуком [р]. Считали слова со звуком [р] и определяли в словах, где находится звук [р].
Логопед: - Правильно, Савелий. Тебе понравилось наше занятие?
Ребенок: - Очень понравилось!