Евгений Авдеенко
Консультация для педагогов «Развитие координационных способностей детей старшего дошкольного возраста средствами игры Бочче»
▼ Скачать + Заказать документы
В статье рассматривается значение игры «Бочче» в процессе развития координационных способностей детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в дошкольных учреждениях. В наше время все больше внимания уделяется развитию физических качеств детей, особенно тех, кто имеет ограниченные возможности здоровья. Для детей с ограниченными возможностями здоровья важно создавать специальные условия для их развития и включения в активную жизнь.
Ключевые слова: физические качества, развитие координационных способностей, ограниченные возможности здоровья, игра «Бочче», социализация.
Дети с ограниченными возможностями – это особая группа детей, которым требуется дополнительная поддержка и внимание к развитию их физических способностей. Цель данной статьи – проанализировать важность и методы развития координационных способностей у детей с ограниченными возможностями, уделяя особое внимание «Бочче» как эффективному способу развития этих навыков.
Дети с ограниченными возможностями – это те, кто страдает от физических и психических нарушений, требующих особого внимания для их успешного развития. К ним относятся генетические заболевания, нарушения речи, трудности в обучении, расстройства аутистического спектра, церебральный паралич (ДЦП) или нарушения слуха. Такие дети часто испытывают трудности в овладении двигательными навыками из-за отсутствия координации между движениями и стимулами окружающей среды.
Особенности детей с ограниченными возможностями здоровья:
1) Коммуникативные функции: легко находят общий язык со сверстниками, но в контакт со взрослыми вступают неохотно. В детском коллективе: вспыльчивы, эмоциональны, наблюдается частое возбуждение.
2) Наблюдается низкий уровень восприятия. Это проявляется в необходимости более длительного времени для приема и переработки сенсорной информации.
3) Недостаточно сформированы пространственные представления, дети часто не могут осуществлять полноценный анализ формы, установить симметричность, расположить конструкцию на плоскости, соединить ее в единое целое.
4) Внимание неустойчивое, рассеянное, дети с трудом переключаются с одного вида деятельности на другой.
5) Память ограничена в объеме, преобладает кратковременная над долговременной, механическая над логической, наглядная над словесной.
6) Снижена познавательная активность, отмечается замедленный темп переработки информации.
7) Мышление – наглядно-действенное мышление развито в большей степени, чем наглядно-образное и особенно словесно-логическое.
8) Мотивация к занятиям низкая, дети неусидчивые, в процессе работы демонстрирует низкий уровень познавательной активности. Предпочитают игру другим видам деятельности [1].
Физическое развитие у детей с ограниченными возможностями является сложным и требует больше усилий, чем у типично развивающихся детей. Следует отметить, что процесс овладения двигательными навыками у детей с ОВЗ происходит иначе, чем у типично развивающихся детей, поскольку они, как правило, достигают этих этапов медленнее из-за нарушения физического состояния. Также существует необходимость в специальных упражнениях, которые помогут им развить основные двигательные навыки, такие как ходьба, бег, прыжки или ловля предметов, которые необходимы для повседневной деятельности.
Особое значение для детей с ОВЗ имеет развитие координационных способностей, так как это помогает им лучше взаимодействовать со сверстниками и способствует развитию уверенности в себе, что может положительно сказаться на психическом здоровье и общем благополучии. Кроме того, овладев навыками грубой моторики, такими как прыжки или броски мяча, дети могут более активно участвовать в спортивных мероприятиях, что дает им возможность улучшить не только физические, но и социальные возможности, одновременно получая удовольствие.
В настоящее время существует несколько подходов, направленных на развитие координационных способностей детей с ОВЗ, таких как, физиотерапевтические упражнения: тренировка баланса (ослабление напряжения мышц) или проприоцептивные упражнения (ослабление ригидности мышц). Кроме того, должны быть развивающие игры, такие как бросание или ловля мяча, которые помогают повысить скорость реакции и точность движений, одновременно доставляя массу удовольствия. Наконец, должны быть подвижные игры, такие как эстафеты, где дети соревнуются друг с другом, или индивидуальные испытания, такие как полосы препятствий, где участники пытаются выполнить определенные задачи в заданные сроки, что помогает укрепить уверенность в себе и контроль над телом.
Подвижные игры как способ развития координационных навыков у детей с ОВЗ.
Игры с движением – это один из способов, с помощью которого дети с ОВЗ могут тренировать координацию, не чувствуя себя подавленными сложными задачами, поставленными перед ними. Занимаясь подвижными играми, дети получают возможность не только тренировать свою грубую моторику, но и учиться сотрудничать в команде, получая при этом приятный опыт. Содержание, форма и методические особенности позволяют рассматривать подвижную игру в качестве одного из важнейших средств физического воспитания детей с ОВЗ [2].
Это средство при педагогически правильном, оправданном практическом использовании становится эффективным игровым методом коррекции физических недостатков и улучшения показателей умственного развития данных детей.
Под координационными способностями мы понимаем возможности человека, определяющие его готовность к оптимальному управлению и регулированию двигательным действием [3].
Уровень координации определяется объемом моторной памяти. Чем больше запас элементарных двигательных навыков, тем лучше выполняются сложные и сложно-координированные движения, тем выше координационные способности занимающихся [3].
Каждое двигательное действие имеет свой пусковой центр в мозгу; чем сложнее движение, тем большее движение афферентации, тем более высокоорганизованные отделы коры головного мозга участвуют в акте, тем более верхние уровни ЦНС берут на себя управление движением, тем сложнее взаимоотношения мышц-антогонистов, тем, естественно, сложнее координация.
«Бочче» – это игра, в которой две команды соревнуются друг с другом, пытаясь забросить маленькие мячи в определенную цель, расположенную дальше от точки старта. Эта игра предоставляет детям с ОВЗ прекрасную возможность потренировать различные виды координации, включая отлаживание зрительно-моторного взаимодействия, поддержание позы во время прицеливания, точность выполнения броска и т. д.
Кроме того, в «Бочче» могут присутствовать элементы стратегического планирования, позволяющие участникам заранее продумать возможные пути достижения победы, что делает игру еще более интересной как с психологической, так и с физической точки зрения.
Овладение навыками игры в «Бочче», посредством которой мы достигаем коррекции координационных способностей детей с ОВЗ, обеспечивает развитие способности согласовывать свои движения с направлением и скоростью движения шара (дифференцирование пространственно-временных отношений; развитие специальных физических способностей, главным образом силы и быстроты сокращения мышц, от которых зависит овладение моментом воздействия руками на шар (при подаче).
Этому подчинены также подводящие упражнения, которые развивают специальные координационные способности для конкретного приема; развитие быстроты сложных реакций, зрительной ориентировки, наблюдательности, мышления [4].
Организация овладения двигательными действиями в процессе коррекции координационных способностей через игру в «Бочче» имеет три основных этапа.
1) Этап начального разучивания.
Создается ориентировочная основа действия: показ захвата, способа держания паллино и бочче, исходного положения, в котором должен стоять игрок, для того, чтобы подать шар.
2) Этап детализированного обучения.
Формируется первоначальное умение на основе сформулированного представления: тренировка основной фиксированной стойки у стартовой линии, объяснение и показ подачи паллино и бочче, используя способ катания, тренировка в сочетании стойки и подачи, показ различных видов бросков. Здесь большое значение имеет контроль, осуществляемый органами чувств, за тем, как движение выполняется, насколько соответствует эталону представлению. На основе этого корректируются неточности.
3) Этап закрепления и дальнейшего совершенствования.
Двигательное действие совершенствуется путем многократного повторения: повторение захвата, фиксированной стойки, подачи палино и бочче путем катания, знакомство с игровыми ситуациями, установлением мячей в разных позициях, объяснение стратегии выигрыша.
В процессе коррекции координационных способностей детей с ОВЗ посредством игры в «Бочче» из всего многообразия движений можно выделить наиболее простые (элементарные): для принятия стойки у стартовой линии необходимо поставить опорную ногу к линии, толчковую ногу – сзади, тело отклонить назад и отвести назад руку с бочче, затем плавно перенести тело вперед, подающую руку подвести к стартовой линии, при этом центр тяжести тела перенести с толчковой ноги на опорную; для захвата бочче кисть развернуть ладонью вверх, положить бочче на ладонь, обхватить шар таким образом, чтобы мизинец находился напротив большого пальца.
Эксперты-физиотерапевты часто рекомендуют «Бочче» для подобных реабилитационных занятий из-за его универсальности: его можно использовать как в помещении, так и на открытом воздухе, если это необходимо. Помимо физических преимуществ, этот вид игры имеет огромные социальные преимущества для детей, которые могут испытывать определенные трудности в групповой среде из-за своих физических и психических особенностей. Когда игроки по очереди катят мячи к мячу-мишени на площадке, установленной в любом месте (в помещении или на улице, им предоставляется безопасная возможность развить навыки командной работы, научиться сотрудничать и согласовывать стратегии между собой, одновременно получая удовольствие. Медленный темп игры облегчает процесс обучения для детей с особыми потребностями, которые могут испытывать трудности с адаптацией своего поведения к различным условиям или развитием социальных отношений – при этом они чувствуют себя естественно включенными в игровую деятельность своих сверстников без каких-либо дополнительных усилий с их стороны, помимо того, что им просто весело играть вместе, как это делают «обычные» дети!
Стратегическая игра в «Бочче» представляет собой идеальную платформу не только для развития координационных способностей, но и для улучшения способности решать проблемы, принимать решения путем сотрудничества, а также предоставляет возможности для социальной интеграции благодаря своей непринужденной атмосфере и соревновательной природе, что делает ее идеальной для старших дошкольников с нарушениями развития.
Таким образом, можно сделать вывод что игра «Бочче» является эффективным средством развития координационных способностей у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ. Она позволяет адаптироваться к потребностям каждого ребенка и может быть использована как индивидуально, так и в командной игре. Методология работы с детьми с ОВЗ предусматривает использование различных игр и упражнений для развития их физических и психологических возможностей, и игра «Бочче» является одним из наиболее эффективных средств в этой области.
Библиографические ссылки
1. Ванюшкин, В. А. Методика проведения подвижных игр с детьми, имеющими недостатки интеллектуального развития: учебно-методическое пособие для студентов, специалистов коррекционной педагогики [Текст] / В. А. Ванюшкин. - Екатеринбург, 2007. – 140 с.
2. Доронина М. А. Роль подвижных игр в развитии детей дошкольного возраста / М. А. Доронина // Дошкольная педагогика. - 2014. - № 4. – 10-14 с.
3. Майорова Л. Т. Методика воспитания координационных способностей у детей дошкольного возраста (4-6 лет) : Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук : (13.00.04) / Омский гос. ин-т физ. культуры. - Омск, 1988. - 19 с.
4. Шапкова Л. В. Коррекционные подвижные игры и упражнения для детей с нарушениями в развитии / Под общей ред. проф. Шапковой Л. В - М. : Советский спорт, 2018. – 212 с.