МААМ-картинки

Консультация для педагогов «Развитие координационных способностей детей старшего дошкольного возраста средствами игры Бочче» (1 фото)

Евгений Авдеенко
Консультация для педагогов «Развитие координационных способностей детей старшего дошкольного возраста средствами игры Бочче»
▼ Скачать + Заказать документы

В статье рассматривается значение игры «Бочче» в процессе развития координационных способностей детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в дошкольных учреждениях. В наше время все больше внимания уделяется развитию физических качеств детей, особенно тех, кто имеет ограниченные возможности здоровья. Для детей с ограниченными возможностями здоровья важно создавать специальные условия для их развития и включения в активную жизнь.

Ключевые слова: физические качества, развитие координационных способностей, ограниченные возможности здоровья, игра «Бочче», социализация.

Консультация для педагогов «Развитие координационных способностей детей старшего дошкольного возраста средствами игры Бочче»

Дети с ограниченными возможностями – это особая группа детей, которым требуется дополнительная поддержка и внимание к развитию их физических способностей. Цель данной статьи – проанализировать важность и методы развития координационных способностей у детей с ограниченными возможностями, уделяя особое внимание «Бочче» как эффективному способу развития этих навыков.

Дети с ограниченными возможностями – это те, кто страдает от физических и психических нарушений, требующих особого внимания для их успешного развития. К ним относятся генетические заболевания, нарушения речи, трудности в обучении, расстройства аутистического спектра, церебральный паралич (ДЦП) или нарушения слуха. Такие дети часто испытывают трудности в овладении двигательными навыками из-за отсутствия координации между движениями и стимулами окружающей среды.

Особенности детей с ограниченными возможностями здоровья:

1) Коммуникативные функции: легко находят общий язык со сверстниками, но в контакт со взрослыми вступают неохотно. В детском коллективе: вспыльчивы, эмоциональны, наблюдается частое возбуждение.

2) Наблюдается низкий уровень восприятия. Это проявляется в необходимости более длительного времени для приема и переработки сенсорной информации.

3) Недостаточно сформированы пространственные представления, дети часто не могут осуществлять полноценный анализ формы, установить симметричность, расположить конструкцию на плоскости, соединить ее в единое целое.

4) Внимание неустойчивое, рассеянное, дети с трудом переключаются с одного вида деятельности на другой.

5) Память ограничена в объеме, преобладает кратковременная над долговременной, механическая над логической, наглядная над словесной.

6) Снижена познавательная активность, отмечается замедленный темп переработки информации.

7) Мышление – наглядно-действенное мышление развито в большей степени, чем наглядно-образное и особенно словесно-логическое.

8) Мотивация к занятиям низкая, дети неусидчивые, в процессе работы демонстрирует низкий уровень познавательной активности. Предпочитают игру другим видам деятельности [1].

Физическое развитие у детей с ограниченными возможностями является сложным и требует больше усилий, чем у типично развивающихся детей. Следует отметить, что процесс овладения двигательными навыками у детей с ОВЗ происходит иначе, чем у типично развивающихся детей, поскольку они, как правило, достигают этих этапов медленнее из-за нарушения физического состояния. Также существует необходимость в специальных упражнениях, которые помогут им развить основные двигательные навыки, такие как ходьба, бег, прыжки или ловля предметов, которые необходимы для повседневной деятельности.

Особое значение для детей с ОВЗ имеет развитие координационных способностей, так как это помогает им лучше взаимодействовать со сверстниками и способствует развитию уверенности в себе, что может положительно сказаться на психическом здоровье и общем благополучии. Кроме того, овладев навыками грубой моторики, такими как прыжки или броски мяча, дети могут более активно участвовать в спортивных мероприятиях, что дает им возможность улучшить не только физические, но и социальные возможности, одновременно получая удовольствие.

В настоящее время существует несколько подходов, направленных на развитие координационных способностей детей с ОВЗ, таких как, физиотерапевтические упражнения: тренировка баланса (ослабление напряжения мышц) или проприоцептивные упражнения (ослабление ригидности мышц). Кроме того, должны быть развивающие игры, такие как бросание или ловля мяча, которые помогают повысить скорость реакции и точность движений, одновременно доставляя массу удовольствия. Наконец, должны быть подвижные игры, такие как эстафеты, где дети соревнуются друг с другом, или индивидуальные испытания, такие как полосы препятствий, где участники пытаются выполнить определенные задачи в заданные сроки, что помогает укрепить уверенность в себе и контроль над телом.

Подвижные игры как способ развития координационных навыков у детей с ОВЗ.

Игры с движением – это один из способов, с помощью которого дети с ОВЗ могут тренировать координацию, не чувствуя себя подавленными сложными задачами, поставленными перед ними. Занимаясь подвижными играми, дети получают возможность не только тренировать свою грубую моторику, но и учиться сотрудничать в команде, получая при этом приятный опыт. Содержание, форма и методические особенности позволяют рассматривать подвижную игру в качестве одного из важнейших средств физического воспитания детей с ОВЗ [2].

Это средство при педагогически правильном, оправданном практическом использовании становится эффективным игровым методом коррекции физических недостатков и улучшения показателей умственного развития данных детей.

Под координационными способностями мы понимаем возможности человека, определяющие его готовность к оптимальному управлению и регулированию двигательным действием [3].

Уровень координации определяется объемом моторной памяти. Чем больше запас элементарных двигательных навыков, тем лучше выполняются сложные и сложно-координированные движения, тем выше координационные способности занимающихся [3].

Каждое двигательное действие имеет свой пусковой центр в мозгу; чем сложнее движение, тем большее движение афферентации, тем более высокоорганизованные отделы коры головного мозга участвуют в акте, тем более верхние уровни ЦНС берут на себя управление движением, тем сложнее взаимоотношения мышц-антогонистов, тем, естественно, сложнее координация.

«Бочче» – это игра, в которой две команды соревнуются друг с другом, пытаясь забросить маленькие мячи в определенную цель, расположенную дальше от точки старта. Эта игра предоставляет детям с ОВЗ прекрасную возможность потренировать различные виды координации, включая отлаживание зрительно-моторного взаимодействия, поддержание позы во время прицеливания, точность выполнения броска и т. д.  

Кроме того, в «Бочче» могут присутствовать элементы стратегического планирования, позволяющие участникам заранее продумать возможные пути достижения победы, что делает игру еще более интересной как с психологической, так и с физической точки зрения.

Овладение навыками игры в «Бочче», посредством которой мы достигаем коррекции координационных способностей детей с ОВЗ, обеспечивает развитие способности согласовывать свои движения с направлением и скоростью движения шара (дифференцирование пространственно-временных отношений; развитие специальных физических способностей, главным образом силы и быстроты сокращения мышц, от которых зависит овладение моментом воздействия руками на шар (при подаче).

Этому подчинены также подводящие упражнения, которые развивают специальные координационные способности для конкретного приема; развитие быстроты сложных реакций, зрительной ориентировки, наблюдательности, мышления [4].

Организация овладения двигательными действиями в процессе коррекции координационных способностей через игру в «Бочче» имеет три основных этапа.

1) Этап начального разучивания.

Создается ориентировочная основа действия: показ захвата, способа держания паллино и бочче, исходного положения, в котором должен стоять игрок, для того, чтобы подать шар.

2) Этап детализированного обучения.

Формируется первоначальное умение на основе сформулированного представления: тренировка основной фиксированной стойки у стартовой линии, объяснение и показ подачи паллино и бочче, используя способ катания, тренировка в сочетании стойки и подачи, показ различных видов бросков. Здесь большое значение имеет контроль, осуществляемый органами чувств, за тем, как движение выполняется, насколько соответствует эталону представлению. На основе этого корректируются неточности.

3) Этап закрепления и дальнейшего совершенствования.

Двигательное действие совершенствуется путем многократного повторения: повторение захвата, фиксированной стойки, подачи палино и бочче путем катания, знакомство с игровыми ситуациями, установлением мячей в разных позициях, объяснение стратегии выигрыша.

В процессе коррекции координационных способностей детей с ОВЗ посредством игры в «Бочче» из всего многообразия движений можно выделить наиболее простые (элементарные): для принятия стойки у стартовой линии необходимо поставить опорную ногу к линии, толчковую ногу – сзади, тело отклонить назад и отвести назад руку с бочче, затем плавно перенести тело вперед, подающую руку подвести к стартовой линии, при этом центр тяжести тела перенести с толчковой ноги на опорную; для захвата бочче кисть развернуть ладонью вверх, положить бочче на ладонь, обхватить шар таким образом, чтобы мизинец находился напротив большого пальца.

Эксперты-физиотерапевты часто рекомендуют «Бочче» для подобных реабилитационных занятий из-за его универсальности: его можно использовать как в помещении, так и на открытом воздухе, если это необходимо. Помимо физических преимуществ, этот вид игры имеет огромные социальные преимущества для детей, которые могут испытывать определенные трудности в групповой среде из-за своих физических и психических особенностей. Когда игроки по очереди катят мячи к мячу-мишени на площадке, установленной в любом месте (в помещении или на улице, им предоставляется безопасная возможность развить навыки командной работы, научиться сотрудничать и согласовывать стратегии между собой, одновременно получая удовольствие. Медленный темп игры облегчает процесс обучения для детей с особыми потребностями, которые могут испытывать трудности с адаптацией своего поведения к различным условиям или развитием социальных отношений – при этом они чувствуют себя естественно включенными в игровую деятельность своих сверстников без каких-либо дополнительных усилий с их стороны, помимо того, что им просто весело играть вместе, как это делают «обычные» дети!

Стратегическая игра в «Бочче» представляет собой идеальную платформу не только для развития координационных способностей, но и для улучшения способности решать проблемы, принимать решения путем сотрудничества, а также предоставляет возможности для социальной интеграции благодаря своей непринужденной атмосфере и соревновательной природе, что делает ее идеальной для старших дошкольников с нарушениями развития.

Таким образом, можно сделать вывод что игра «Бочче» является эффективным средством развития координационных способностей у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ. Она позволяет адаптироваться к потребностям каждого ребенка и может быть использована как индивидуально, так и в командной игре. Методология работы с детьми с ОВЗ предусматривает использование различных игр и упражнений для развития их физических и психологических возможностей, и игра «Бочче» является одним из наиболее эффективных средств в этой области.

Библиографические ссылки

1. Ванюшкин, В. А. Методика проведения подвижных игр с детьми, имеющими недостатки интеллектуального развития: учебно-методическое пособие для студентов, специалистов коррекционной педагогики [Текст] / В. А. Ванюшкин. - Екатеринбург, 2007. – 140 с.

2. Доронина М. А. Роль подвижных игр в развитии детей дошкольного возраста / М. А. Доронина // Дошкольная педагогика. - 2014. - № 4. – 10-14 с.

3. Майорова Л. Т. Методика воспитания координационных способностей у детей дошкольного возраста (4-6 лет) : Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук : (13.00.04) / Омский гос. ин-т физ. культуры. - Омск, 1988. - 19 с.

4. Шапкова Л. В. Коррекционные подвижные игры и упражнения для детей с нарушениями в развитии / Под общей ред. проф. Шапковой Л. В - М. : Советский спорт, 2018. – 212 с.

Публикации по теме:

Развитие коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста средствами игровой деятельностиРазвитие коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста средствами игровой деятельности Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра -это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается.

Консультация для педагогов «Развитие одарённости у детей старшего дошкольного возраста»Консультация для педагогов «Развитие одарённости у детей старшего дошкольного возраста» Одарённость — это сочетание способностей, которые позволяют человеку достигать высоких результатов в одной или нескольких сферах деятельности.

Дидактические игры на развитие математических способностей у детей старшего дошкольного возрастаДидактические игры на развитие математических способностей у детей старшего дошкольного возраста Предлагаю Вашему вниманию дидактические игры математического характера, которые способны разбудить детскую познавательную активность. Ведь.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Развитие координационных способностей детей старшего дошкольного возраста средствами игры Бочче»
Опубликовано: 19 января 2025 в 05:42
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов «Развитие координационных способностей детей старшего дошкольного возраста средствами игры Бочче»» (включая файлы) размещена пользователем Евгений Авдеенко (УИ 2748900) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 января 2025 понедельник
Черно-белые пингвины — удивительный народ!
Всероссийская акция «Серая шейка» - считаем уток вместе с детьми!
21 января 2025 вторник
Устраиваем день обнимашек в детском саду



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД