Любовь Абашева
Конспект индивидуального логопедического занятия в подготовительной группе «Автоматизация звука [р] в слогах и словах»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Коррекция произношения звука [р]
Коррекционно-образовательные задачи:
- закреплять умение произносить звук [р] изолированно, в слогах, словах с использованием игровой ситуации;
- закреплять умение определять наличие звука [р] в словах (в начале, середине, конце);
- упражнять в умении делить слова на слоги;
- учить отвечать на вопросы развернутым предложением.
Коррекционно-развивающие задачи:
Публикация «Конспект индивидуального логопедического занятия в подготовительной группе „Автоматизация звука [р] в слогах и словах“» размещена в разделах
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2016
- развивать фонематический слух и фонематическое восприятие, логическое мышление, зрительное внимание, память, пространственные представления;
- развивать артикуляционную моторику, мимические мышцы лица;
Коррекционно-воспитательные задачи:
- учить действовать согласно инструкции логопеда;
- создавать положительное эмоциональное отношение к занятию;
- воспитывать навыки самоконтроля за речью.
Предварительная работа: постановка звука [р] механическим способом; автоматизация звука [р] в прямых и обратных слогах, в слогах со стечением двух согласных ТРА-, ДРА-; определение места звука в слове; разучивание чистоговорок со звуком [р]
Оборудование: индивидуальные зеркала; набор синих кружков; рисунок горы; 3 корзинки, листья с изображением картинок со звуком [р]; домики и картинки диких и домашних животных для слогового анализа слов; кирпичики для игры «Построй домик»; веселый и грустный смайлики.
Ход образовательной деятельности
I.Вводная часть
- Здравствуй, Юля! Сегодня у нас с тобой необычное занятие. Я предлагаю тебе превратиться в разных животных. Раз, два, повернись и в животных превратись!
Изобразим сердитого тигра и покажем, как он грозно рычит» «Р-р-р-р».
Изобразим дятла, который сидит на дереве и стучит по нему: «Тр-р-р, тр-р-р».
Изобразим, как мурлычет ласковая кошечка: «Мур-р-р-р».
Покажем, как любопытный вороненок выглядывает из гнезда и пищит тоненьким голосом: «Кар-р-р, кар-р-р». А мама-ворона отвечает ему низким голосом: «Кар-р-р, кар-р-р».
Ребенок выполняет задания – повторяет вслед за логопедом.
-Ты догадалась, с каким звуком мы будем сегодня играть? (Ребенок отвечает)
- Правильно, мы сегодня будем играть со звуком [р].
- Раз, два, повернись, снова в человека превратись и на стульчик садись!
- Давай возьмем зеркало и вспомним, что нужно делать, чтобы правильно произнести звук [р]. Произнеси звук [р]. (Ребенок берет зеркало и произносит звук [р])
- Что делают губы, зубы и язычок при произнесении звука [р]. (губы улыбаются, зубы приоткрыты, язык находится на бугорках за верхними зубами)
- Чтобы получился красивый звук [р], нужно сильно подуть на язык, чтобы он задрожал. (Логопед показывает, ребенок повторяет за логопедом)
- Молодец!
- Сегодня мы отправимся в увлекательное путешествие в Страну Рычалию. Все жители этой страны очень любят звук [р]. Поэтому попасть в эту страну могут лишь те, кто правильно произносит этот звук.
II. Основная часть
1. Артикуляционная гимнастика
- Но к путешествию необходимо подготовиться. А для этого нам нужен крепкий и сильный язычок. Давай подготовим его к работе. Слушай внимательно и повторяй за мной.
Ребенок перед зеркалом выполняет артикуляционные упражнения, согласно инструкции логопеда
Жил-был Весёлый Язычок. Он очень дружил со спортом и каждое утро делал зарядку. Вот и сейчас он вышел на крылечко (упражнение «Лопата», посмотрел по сторонам (упражнение «Часики») и начал зарядку. Любимое упражнение у Язычка – наклоны вперёд (упражнение «Качели»). Следующее упражнение – наклоны влево и вправо (упражнение «Почистим верхние зубки»). Разогрелся Язычок и побежал вокруг домика быстро, как лошадка (упражнение «Лошадка», и громко застучал башмачками по дорожке (упражнение «Барабанщик»). Язычок – настоящий спортсмен!
2. Дыхательное упражнение
- А теперь хорошенько разогреем ладошки. Вдох – потираем «озябшие» руки, на выдохе – произносим «р-р-р» (ребёнок вслед за логопедом энергично протирает ладошки и произносит звук [р], повторить 2-3 раза).
3. Игра «Внимательные ушки»
- А сейчас я хочу узнать, как внимательно ты умеешь слушать, потому что в путешествии всякое может случиться. Я буду называть разные звуки, если услышишь звук [р], положи синий кружочек. В конце мы посчитаем, сколько звуков [р] ты услышала.
Звуки : М Н Р В Р Г П Л Р Р (4 звука)
Слоги : ТА – ЛО – РУ – МЫ – РЫ – РА – СЫ – ШО – РО – РУ (5 звуков)
Слова : БУКВА, РУКА, РАБОТА, НОС, РАКЕТА, ВОРОНА, СУМКА, КРУПА, КОВЕР
(6 звуков)
4. Упражнение на развитие общей моторики
- Ну что ж, пора отправляться в путь. (шагаем по группе, проговаривая чистоговорки)
РА-РА-РА- начинается игра
РА-РА-РА- прогуляться нам пора
РА-РА-РА- на пути стоит гора
- На пути нам встретилась гора. Чтобы перейти через нее, нужно повторить красиво слоги. Поднимаемся в гору - проговариваем слоги РА-РО-РУ-РЫ, спускаемся с горы – проговариваем слоги АР-ОР-УР-ЫР.
- Отправляемся дальше!
РА-РА-РА-продолжается игра
РУ-РУ-РУ-в парке листьев соберу
5. Игра «Собери листья»
- Вот мы и прибыли в Страну Рычалию. Посмотри, какой красивый парк в этой стране! А сколько разноцветных листьев в парке! Но они необычные. На каждом листочке есть картинка. У меня есть 3 корзинки. В 1 корзинку мы соберем листочки со звуком [р] в начале слова, во 2 – в середине слова, в 3 – в конце слова. (Ребенок собирает в корзинки листочки со звуком [р].)
- Посмотрим, какие листочки ты собрала в 1 корзинку? Во 2 корзинку? В 3 корзинку? (Добиваться полных ответов)
- Отправляемся дальше!
РА-РА-РА-продолжается игра
РО-РО-РО-мы поедем на метро
РА-РА-РА-в зоопарк зайти пора
6. Дидактическая игра «Засели домики»
- Следующая наша остановка - зоопарк. В зоопарке живут разные животные. Они размещаются в вольерах. Посмотри, перед тобой 4 домика, 4 вольера и картинки животных. Тебе нужно заселить вольеры. В 1 вольер – животных, в названии которых 1 слог, во 2 – животных, в названии которых 2 слога, в 3 – животных, в названии которых 3 слога, в 4 – животных, в названии которых 4 слога.
- Кто живет в первом вольере? Во втором? Третьем? Четвертом?
-Какое животное лишнее? Почему? (Рысь, т. к. это дикое животное, а все остальные домашние животные)
7. Игры на развитие внимания, памяти, пространственных представлений «Чего не стало?», «Что изменилось?» (используя картинки с домашними животными)
На столе картинки: КОРОВА, ПОРОСЕНОК, БАРАН, КРОЛИК
Ребенок закрывает глаза. Убираю любую картинку.
- Чего не стало?
Меняю картинки местами.
- Что изменилось?
- Кто находится слева от поросенка? Справа от барана? Между коровой и бараном?
8. Дидактическая игра «Построй домик»
- Наше путешествие подходит к концу. Давай построим домик для всех жителей Страны Рычалии Выбирай только те кирпичики, на которых нарисованы слова со звуком [р].
III. Заключительная часть.
Подведение итогов. Рефлексия.
- Вот и подошло к концу наше веселое путешествие со звуком [р]. Пора возвращаться в детский сад.
РА-РА-РА-вот закончилась игра
РА-РА-РА-возвращаться нам пора
(Предлагаю сесть на коврик)
- Тебе понравилось путешествие?
- А какое задание особенно понравилось?
- С каким звуком мы играли, выполняя задания?
- Оцени свою работу. Возьми себе веселый смайлик, если ты считаешь, что у тебя сегодня все получилось, ты сегодня хорошо поработала. Или возьми грустный смайлик, если считаешь, что тебе нужно еще поработать, если у тебя не все получилось, не все удалось.
Ребенок оценивает свою работу на занятии
- Ты с легкостью преодолела все препятствия, выполнила все задания. Молодец!
Список использованной и рекомендуемой литературы
1. Автоматизация звука «Р» : учебно-игровые артикуляционные упражнения для занятий с дошкольниками/ сост. О. В. Епифанова. – Волгоград: Учитель, 2013.
2. Коноваленко В. В. Домашняя тетрадь для закрепления произношения звука Р у детей 5-7 лет : пособие для логопедов, воспитателей и родителей. – М. : Издательство ГНОМ, 2015.
3. Логопед. Научно-методический журнал / №3/2014
4. Логопед. Научно-методический журнал / №1/2016
5. Логопед. Научно-методический журнал / №2/2016