Светлана Криваксина
Конспект логопедического занятия в старшей группе «Путешествие в зимний лес»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект логопедического занятия в старшей группе
«Путешествие в зимний лес»
Цель: Активизация знаний детей старшего дошкольного возраста
по теме «Зима».
Задачи:
-упражнять в подборе однокоренных слов;
-в образовании притяжательных прилагательных;
-в согласовании числительных с существительными;
-в составлении предложений с предлогами;
-уточнять и расширять словарь по теме «Зима», «Дикие животные»;
Публикация «Конспект логопедического занятия в старшей группе „Путешествие в зимний лес“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Конспекты логопедические
- Зимний лес. Конспекты путешествия по зимнему лесу
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Логопедические занятия
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2015
-закреплять представление о диких животных;
-воспитывать бережное отношение к природе и гуманное отношение к животным.
Материалы и оборудование:
Элементы декорирования (деревья, сугробы, пенечки, снежинки)
Нагрудные маски животных
Разрезные картинки
Следы зверей
Магнитофон
Предварительная работа:
Наблюдение в природе, беседы по теме «Зима» и «Дикие животные».
Чтение художественной литературы, просмотр иллюстраций.
Ход занятия:
1. Приветствие.
Логопед : Сегодня дети, к нам гости пришли!
Дорогие пришли!
Давайте с ними поздороваемся!
- Добрые слова не лень, говорить нам каждый день Добрый день!
(с приветственной интонацией, улыбкой, руки поднимают вверх).
2. Организационный момент.
- Дети, а вы любите путешествовать? Сегодня я Вам предлагаю необычное путешествие, а куда мы отправимся отгадайте сами.
Дом со всех сторон открыт -
Он резною крышей крыт.
Заходи в волшебный дом,
Чудеса увидишь в нем!
Что это за дом? (лес).
- Правильно, молодцы! Сегодня мы отправимся с вами в лес.
– Какое сейчас время года? Почему? (ответы детей)
Т. к. сейчас зима, то мы отправимся в зимний лес. Но это лес не простой, а сказочный. В нем очень дружно живут все звери и птицы, они весело играют и очень рады зиме.
Динамическое упражнение «Прогулка в лес»
1-2-3-4-5!
В лес отправимся гулять
По извилистым тропинкам,
Потихоньку мы пойдём.
На носочки дети встали,
По дорожкам побежали.
И на пяточках пойдём,
По снежочку мы пройдём Обычная ходьба
Ходьба змейкой
Бег на носках
Ходьба на пятках
3. Основная часть.
Подбор слов признаков.
Логопед с детьми подходит к зимней арке.
Логопед :
- Ой, ребята, посмотрите, волшебные ворота. Оказывается, в волшебный лес попасть не так-то просто. Но я знаю, что нужно делать. В волшебный лес мы попадем, если назовем зимний лес красивыми словами, я начну а вы продолжайте: Очень красивый лес (ещё какой? Заснеженный, таинственный, волшебный, сказочный, удивительный, и т. д.
Логопед : «Здравствуй, лес, дремучий, лес!
Полный сказок и чудес!
Всё открой, не утаи,
Ты же видишь, мы свои!»
Дыхательная гимнастика.
Логопед : - Как дышится легко и свободно в лесу. Давайте подышим правильно: сделали круг, встали ровно, спинка прямая, плечи расправлены. Глубокий
вдох через нос (руки поднимаем вверх, выдох через рот (руки опускаем вниз через стороны). Повторить 3-5-раз.
- Молодцы!
Правила поведения.
Прежде чем начнется наша прогулка, давайте вспомним правила поведения. Хоть наш зимний лес и не настоящий, расскажите, как нужно вести себя в лесу? (Ответы детей).
Правила поведения в лесу:
НЕ шумите, НЕ пугайте животных, НЕ ломайте ветки кустов и деревьев.
Соблюдайте ЧИСТОТУ и ТИШИНУ, а так же будьте осторожны в лесу.
Если близко подойти к дикому животному, например к медведю или волку, то это очень опасно для жизни, т. к он может наброситься на людей.
Дети, диких животных надо любить, бережно к ним относиться.
Дикие животные.
Ребята, а кого же можно увидеть в зимнем лесу?
- лисицу, которая бегает по лесу и ищет себе еду.
- берлогу, в которой спит бурый медведь.
- зайца, который прыгает по снегу и ищет себе кустик, у которого можно спрятаться.
- волка, который ищет себе еду.
- лося, который ходит по лесу и ест кору с деревьев.
- белку, которая прыгает по веткам и деревьям.
Логопед : Ребята, а как можно назвать этих лесных жителей?
Дети: Это дикие животные.
Логопед :-Почему их называют дикими?
Дети: Потому что они живут вдали от человека, в лесу.
Логопед : Каких ещё диких животных вы знаете?
Дети: ( перечисляют: кабан, тигр, рысь, ёж, и т. д.)
Игра «Чьи следы?»
Логопед : Под ёлкой прошло так много зверей, остались их следы.
Здесь прошла лиса. Чьи это следы остались?
(Остались лисьи следы) Аналогично: заячьи следы, волчьи, беличьи…
Игра «Где белочка?»
Логопед показывает фигурку белочки. Это белочка непоседа. Она такая шустрая, прыгает вокруг елки.
Скажите, где она сейчас? (белка на елке; белка под ёлкой; белка около ёлки; белка за ёлкой; белка перед ёлкой и т. д.)
Откуда я достала белку? (из –под ёлки)
Откуда выглядывает белка? (из – за ёлки)
Игра «Чей дом?»
Логопед. Где зимой живут звери?
(Логопед просит закончить предложение и повторить его полностью)
Медведь выбирает себе …. Берлогу.
Белка ищет … Дупло.
Лиса роет… Нору.
Волк устраивает … Логово.
Берлога – дом … Медведя.
Дупло – дом … Белки.
Нора – дом … Лисы.
Логово – дом … Волка.
Подвижная игра «Ушки, лапки и хвосты».
Ребята, давайте с вами немного поиграем под веселую музыку.
Лисьи ушки, лисий нос,
Лисьи лапки, лисий хвост.
(Дети «показывают» ушки, нос, лапки, хвост в соответствии с текстом, один – в центре круга, остальные по кругу. Аналогично изображаются заячьи, волчьи, медвежьи и т. д. лапки и хвосты)
Логопед : Дети, а знаете кто самый лучший друг зимы? (Снеговик.)
Давайте, с вами слепим снеговика.
Упражнение на развитие мелкой моторики
«Лепим мы снеговика».
Раз – рука, два – рука, лепим мы снеговика:
Мы катаем снежный ком – вот такой,
А потом поменьше ком – вот такой,
А наверх поставим ком – вот такой,
Вот и вышел снеговик – снеговичок!
Снег, ведерко и морковка, да уменье, да сноровка –
И готов снеговичок. Очень милый толстячок!
Сюрпризный момент.
Логопед : Ой, ребята, вы слышите скрип снега? Это к нам идет снеговик!
Появляется Снеговик:
Здравствуйте дети, я очень рад нашей встрече!
Дети, скажите из какого снега можно лепить снеговика?
-( из: мокрого, липкого, влажного)
А какой ещё бывает снег?
-(пушистый, мягкий, рыхлый, чистый, лёгкий, белый, искристый…)
Игра на внимание.
Снеговик: Молодцы! А вы хотите поиграть со мной?
Дети: Да!
Снеговик: Я буду показывать вам карточки, а вы будете говорить и выполнять движение:
Снежки - дети приседают, берут снег, формируют комочки ладонями, бросают. Снежинки – приседают, руки как будто падает снег,
Лыжи – имитируют движение лыжников,
Вьюга – дуют и кружатся,
Валенки – прыгают на одной ноге.
Сначала по порядку, потом в разброс.
Снеговик: Какие вы внимательные, что-то мне жарко стало, охладите меня скорее, а то я растаю.
Логопед :Назовите скорее слова от которых становится холодно. (Сосулька, лёд, льдина, снег, лавина, метель, ветер, иней, снежинки и т. д.).
Снеговик: Как хорошо стало!
В лесу живет очень много зверей. Вы их сейчас не видите., но я произнесу волшебные слова и вы превратитесь в зверят.
«Вот вокруг нас зимний лес,
Полный сказок и чудес.
С вами мы уже не дети –
Все мы волки и медведи.»
-Посмотрите, а вот и пенёчки на лесной полянке. Подходите ближе и сами выбирайте, в кого бы вы хотели превратиться.
(Дети надевают нагрудные маски и садятся на пенёчки.)
Отгадывание загадок.
Снеговик: Я хочу загадать вам загадки.
1) Он большой и косолапый,
Говорят, сосёт он лапу.
Громко может он реветь,
Что это за зверь? (Медведь).
2) Посмотрите-ка, какая –
Вся горит, как золотая,
Ходит в шубке дорогой,
Хвост пушистый и большой. (Лиса)
3) День и ночь по лесу рыщет,
День и ночь добычу ищет.
Ходит – бродит он молчком,
Уши серые торчком. (Волк)
4) На сучке висит грибок.
Кто его повесить мог?
Я раздвину ельник мелкий,
Затаюсь – увижу … (белку).
5) У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода – кора. (Заяц)
Упражнение «Зверята и ребята»
- Звери, так же как и люди, живут в своих домиках семьями, у них есть мамы, папы и детёныши. Давайте встанем в круг и назовём членов звериных семей. Те зверята, о ком пойдёт речь, выходят в круг. Постарайтесь отвечать не все сразу. А отгадку называет тот у кого маска этого животного.
(После каждого куплета называются члены семей и количество детёнышей.)
1) По полянке скачет серенький зайчишка.
Весь дрожит от страха, видно он трусишка.
А за ним его ребята – длинноухие … (зайчата).
- Скажите мне зайцы, как называется ваша семья. Она чья? – заячья.
Как назвать папу? – заяц, маму? – зайчиха, а детёныша? – зайчонок.
Сколько детёнышей у зайчихи? Давайте сосчитаем сколько вас.
2) Как зимой холодной волк по лесу рыщет,
Злой он и голодный здесь добычу ищет.
А за ним его ребята – острозубые … (волчата).
3) От дупла к макушке ловко скачет белка
И грызёт орешки на еловых ветках.
А за ней её ребята – в шубках рыженьких … (бельчата).
4) Вот идёт по лесу рыжая плутовка
И следы своим хвостом заметает ловко.
А за ней её ребята – длиннохвостые … (лисята).
5) Вот бредёт по лесу мишка косолапый,
После зимней спячки отморозил лапу.
А за ним его ребята – вперевалку … (медвежата).
4. Итог занятия.
Логопед : Вот, ребята, закончилось наше путешествие по зимнему лесу.
Нам пора возвращаться в детский сад.
Ты подуй в свои ладошки,
Покружись потом немножко:
Мы теперь - не белочки,
И уже – не зайчики,
Все мы снова – девочки
И, конечно, - мальчики.
(Дети снимают маски.)
- Вот мы снова оказались в детском саду.
Ну что, понравилось наше путешествие в зимний лес? Что вам больше всего запомнилось?
На память о нем Снеговик раздаёт детям картинки с изображением животных. Раскрасьте эти рисунки в свободное время.