Ирина Шадрина
Конспект логопедического занятия по развитию фонематического восприятия и слогового анализ «Звук [К]» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
1. Формировать умение выделять в словах слоги.
2. Уточнить и закрепить произношение звука [К] изолированно, в слогах, словах.
3. Развивать фонематический слух : умение выделять заданный звук на слух из ряда слогов, слов, умение выделять звук в начальной позиции.
4. Совершенствовать умение отвечать полным ответом.
5. Совершенствовать умение определять у себя правую - левую руки и выполнять ими движения, следуя словесным инструкциям педагога.
Публикация «Конспект логопедического занятия по развитию фонематического восприятия и слогового анализ „Звук [К]“ в средней группе» размещена в разделах
- Анализ работы учителя-логопеда
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Буквы К, Г и звуки [К], [Г]. Конспекты занятий
- Звуковой анализ слов. Развитие навыков звукового анализа
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Развитие фонематического слуха
- Средняя группа
- Темочки
6. Развивать межполушарное взаимодействие (метод кинезиологии) для активации мыслительной деятельности (речевого центра в частности, концентрации внимания, для улучшения запоминания, развития мелкой моторики (подготовка руки к письму).
7. Воспитывать культуру общения друг с другом: не перебивать, дослушать до конца ответ товарища.
8. Развивать самооценку ребенка, умения хвалить друг друга.
Индивидуальная работа:
1. Добиваться, чтобы Максим Савиных и Рома Чумаков в своих ответах произносили звуки Ш, Р, Л в словах.
2. Следить, чтобы Вера Мартынюк в словах произносила звуки Л-Ш.
Материал:
Раздаточный:
- зеркала – 6шт.
- листы с картинками: козы, косы, ландыши, корова, кубики, молоток – 6шт.
- чистые листы формата А5 – 6шт.
- карандаши синие – 6шт.
- мячики маленькие – 6шт.
- палочки «волшебные» - 6шт.
Демонстрационный:
- профили звука [А] и звука [К].
- игрушка курица, цыпленок.
Используемые методы и технологии:
-игровая технология (игра «Курочки и петухи»)
-здоровьесберегающая технология – кинезиология (упражнения на развитие межполушарного взаимодействия, физминутка)
- технология построения занятия в режиме подвижных объектов (сочетания движения тела, рук, органов артикуляционного аппарата и речи, дети телом рисуют букву).
- метод биоэнергопластики: это взаимодействие руки и языка, когда ребенок рукой показывает положение языка при произношении звука.
Ход ЗАНЯТИЯ:
I часть
1.1. Организационный момент.
Здороваемся с детьми, хлопая в ладоши (игра в «Ладушки») :
Здравствуй, Максим! (называю имена детей по очереди)
Здравствуйте, Ирина Викторовна!
Затем дети проходят и садятся за столы.
1.2. Игра «Курочки и петухи». Инсценировка стихотворения. Я показываю куклу курочки и говорю стихотворение:
Куд-куда? Куд-куда?
Ну-ка, ну-ка все сюда!
Ну-ка к маме под крыло!
Куд-куда вас понесло?
-Кто так зовет своих деток?
- (дети) Курочка
- Правильно, мама-курица. Как ещё курочка зовет своих цыплят?
-(дети) Ко-ко-ко, куд-куда…
- Правильно, КО-КО-КО, КУД-КУДА. А как папа-петух поет?
- (дети) КУ-КА-РЕ-КУ…
- Правильно. Давайте поиграем в игру. Девочки будут курочки, а мальчики петухами.
- Как только я махну розовой волшебной палочкой, девочки-курочки говорят КО-КО-КО, а махну синей палочкой, мальчики-петухи кричат КУ-КА-РЕ-КУ.
II часть
2.1. Работа со звуком [К] .
- Кто догадался о каком звуке мы будем с вами говорить?
-(дети) О звуке [К].
- Правильно о звуке [К]. А теперь посмотрим, как мы произносим звук [К].
Когда мы поё м: Аааааааа. Мы это делаем легко, ничего нам не мешает (показываю профиль звука [А]). Но вдруг на пути звука выросла гора, язык наш поднялся и звук [А] превратился в звук [К] (показываю схему звука [К]). Дети повторяют за мной звуки и ладонью показывают как лежит язык при звуке [А], затем ладонью показывают положение языка при звуке [К].
2.2. Узнавание звука [К] в слогах.
- Как произносить звук [К] мы узнали, а теперь проверим, как ваши уши слышат звук [К]. Я буду называть звуки, как только услышали звук [К] вы должны махнуть волшебной палочкой. (раздаю детям палочки). Произношу следующие слоги : ГА-ДА-КА, СУ-КУ-ТУ, ТИ-ПИ-КИ, КО-НО-ПО-КО.
2.3. Физминутка. Кинезиологическое упражнение на активацию мыслительной деятельности, расслабления мышечного тонуса, повышения настроения.
Дети встают парами напротив друг друга. Раздаю маленькие мячики. Дети держат мячик в правой руке и по команде должны положить мячик в левую ладонь, при этом двигается только правая рука, левая остается неподвижной. Затем по команде дети правой рукой забирают мячик с левой ладони (следить, чтобы левая рука была неподвижна). Так нужно сделать дважды под счет: раз-и- два-и-три-и-четыре. Затем по команде, пары меняются мячиками и повторяют предыдущие действия, но уже левой рукой. Левой рукой дети кладут мячик в правую руку (при этом правая рука неподвижна, работает только левая) под счет раз-и-два-и-три-и-четыре.
2.4. «Назови слово». Детям даются карточки с картинками на 2-3 сложные слова (козы, косы, кубики, ландыши, молоток, корова).
Детям даются задания по ним:
- назови картинки в верхнем ряду (среднем, нижнем). Ребенок называет предметы, изображенные на картинках: Это корова, это козы, это косы….
- (показываю на картинку) Это кубики? – Да, это кубики и т. д.
-(«ошибка») : Это косы? - Нет, это козы, вот косы.
- продирижируй слово своей волшебной палочкой.
– (дети проговаривают слова, разделяя на слоги) : кА-ро-ва, ку-бики, лан-ды-ши, ко-зы, ко-сы, мо-ло-ток.
- Назови слова, которые начинаются на звук [К]
-(дети) корова, кубики, козы, косы.
- назови слова, где звук [К] в конце слова.
- (дети) молоток
-какое слово лишнее? Почему?
-(дети) это ландыши лишние. Потому что в нем нет звука [К].
-а какой звук есть, который мы с вами учили?
-(дети) звук [Ш].
2.5. Как произносить звук [К] мы узнали, научились его узнавать, а теперь познакомимся с домиком, где живет звук [К]. Каждый звук имеет свой домик, который называется буква. У звука [К] домик такой (рисую на доске букву К, называется он буква К. Проводим вертикальную линию, затем находим серединку на линии, находим правую сторону и из середины проводим линию вверх, это веточка выросла вверх. Возвращаемся снова к середине и проводим линию вправо, вниз, теперь веточка выросла вниз.
- Давайте указательным пальцем нарисуем в воздухе букву К. А теперь встаньте и мы своим телом изобразим букву: встаньте ровно, вытяните левую руку вверх и в сторону, а левую ногу в сторону отвели. Вот у нас получилась буква К. Максим, посмотри на ребят, похожи они на букву К? Кто из них больше всего похож на букву К?
Затем раздаю детям листочки и карандаши, дети рисуют букву К. У кого хорошо получилось написать букву К, прошу написать ее левой рукой.
После того как дети написали букву, я приклеиваю им смайлики «молодец».
III часть
Итог занятия. Мы хорошо поработали? Какой звук мы сегодня изучали? Давайте похвалим себя. Дети выполняют движения: правой рукой гладят себя по голове, левую руку вытягивают вперед и показывают вверх большой палец. При этом говорят: Вера, молодец! И т. д. Потом дети хвалят друг друга, произнося имя соседа.