Оксана Дащенко
Конспект индивидуального логопедического занятия «Звук [Л]» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Звук "Л".
Цель:Постановка звука.
Задачи:
Коррекционно – образовательная задача:
развивать подвижность артикуляционного аппарата;
вырабатывать артикуляционный уклад звука [Л];
закрепление изолированного звука.
Коррекционно – развивающая задача:
Развивать фонематический слух, внимание, память, мышление;
развитие чувства ритма и рифмы;
развивать слуховое внимание, мелкую моторику, речевое дыхание.
Коррекционно – воспитательная задача:
воспитывать контроль над собственной речью.
Публикация «Конспект индивидуального логопедического занятия „Звук [Л]“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Буква Л и звуки [Л], [Л’]. Конспекты занятий
- Звуки [Л], [Л’]. Автоматизация, дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
Оборудование: Зеркало, брошюрка с подробным описанием артикуляционной гимнастики, карточки для пальчиковой гимнастики.
Ход занятия:
Деятельность логопеда Деятельность ученика
1. Организационный момент.
Здравствуй. Как твои дела? Как настроение?
(Логопед обращает внимание на осанку ребенка, проверяет, хорошо ли ребенок видит себя в зеркале.) Здравствуйте! (садится)
Отлично!
Хорошее.
Объявление темы занятия
2. Сегодня мы будем учиться произносить звук [Л]. Что нам помогает разговаривать правильно и красиво? Правильно. Поэтому мы сейчас сделаем с ними зарядку. Губы, зубы, язычок.
Артикуляционная гимнастика Сейчас мы будем выполним гимнастику для языка и губ. Посмотри и сделай также.
а) на подъем кончика широкого языка вверх.
Упражнение
«Наказать непослушный язык»
Краткое описание: немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя. Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от одного до пяти — десяти.
Упражнение
«Сделать язык широким»
Краткое описание: улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от одного до пяти — десяти.
Упражнение «Качели»
Краткое описание: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счет от одного до пяти. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (тоже с внутренней стороны) и удерживать под счет от одного до пяти. Так, поочередно менять положение языка 4—6 раз.
неподвижными.
Упражнение
«Пароход гудит»
Методические указания.
Следить, чтобы кончик языка был опущен и находился в глубине рта, а спинка была поднята к нёбу.
Упражнение
«Почистим зубы»
Краткое описание: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом снизу вверх.
Упражнение
«Вкусное варенье»
Краткое описание: слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.
Упражнение
«Грибок»
Краткое описание: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот. (Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная связка — его ножку.)
Упражнение
«Приклей конфетку»
Краткое описание: кончиком языка коснуться верхних резцов с внутренней стороны, держать язык в таком положении (10-15 сек.). Погудеть «л-л-л».
Упражнение
«Индюк»
Краткое описание: приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы — как бы поглаживать ее. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится бл-бл (как индюк болбочет).
Упражнение
«Барабанщики»
Краткое описание: улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук [д] : д-д-д. Сначала звук [д] произносить медленно. Постепенно убыстрять темп.
Упражнение
«Охотник идет по болотам»
Краткое описание: Губы растянуть в улыбке, язычок поместить между зубами. При выдохе шлепать ладошками по щекам: получается хлюпающий звук. Ребенок смотрит в зеркало, слушает инструкции, повторяет за логопедом.
Постановка звука Выбираю один из трех способов постановке твердого звука [Л] :
1) от межзубного [Л]. Это один из самых распространённых способов, попросить ребёнка зажать кончик языка между зубами и длительно произносить «Ы», как будто гудит пароход, потом резко разжать зубы, при этом язык должен оставаться на нижней челюсти, должно получиться ЛА, то же самое проделать и с остальными гласными звуками. Отработать произношение закрытых слогов ЛА, ЛА, ЛУ, ЛЫ на словах (это занимает обычно 2-3 занятия);
2) по подражанию - выполнять постановку перед зеркалом с опорой на зрительно-
слуховой и при возможности на тактильно вибрационный контроль;
3) От гласных: губы в улыбке, ребёнок бьет кончиком языка в верхние резцы, произнося
«А», должно получиться «ЛА». То же самое проделывается и с другими гласными: «У», «Ы», «Э», «О»;
Когда автоматизировался твёрдый звук [Л], то мягкий обычно возникает у ребёнка
спонтанно. Если этого не происходит, то просим ребёнка отвести кончик языка чуть-чуть
назад и упереться им в альвеолы.
Ошибки, которые делает ребёнок при постановке
твёрдого звука [Л] :
1. Оттягивание языка вглубь рта, из-за чего получается звук [Ы]. Это бывает при постановке звука от межзубного [Л]. Ребёнку следует объяснить, что, когда он разжимает
зубы, то язык следует оставлять на месте.
2. Если язык не упирается в зубы, то смычка отсутствует, и звук исчезает.
3. Неправильное положение губ, из-за которого получается звук [В]. На этапе постановки
губы следует удерживать в улыбке зондом или пальцами.
Выполняет все указания.
Анализ артикуляции 6. «Теперь, ты, расскажи - что делают губы при этом звуке? Что делают зубы? Что делает язычок и где он находится? Подскажите мне, есть ли преграда во рту, когда мы произносим этот звук? Какая? Значит, какой вывод можно сделать? Звук «Л» - твердый согласный».
Отвечает, что кончик языка упирается в верхние зубы или в бугорки за верхними зубами. Средняя часть спинки языка опущена, задняя часть
спинки языка поднята, боковые края языка опущены. Форма языка напоминает седло. Выдыхаемый воздух проходит по бокам языка.
Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос).
Характеристика. Звук [Л] — твердый звонкий согласный.
Закрепление изолированного звука Мы сейчас с тобой споем песенку без слов:
- Ла ла-ла ла-ла-ла-ла-ла-ла Поет:
- Ла ла-ла ла-ла-ла-ла-ла-ла
Пальчиковая гимнастика Сейчас мы с тобой покажем фигуры, которые делаются с помощью положения рук и пальцев в пространстве, используя карточки для пальчиковой гимнастики. (Стул, замок, цепочка, коза, филин, птичка, колокол, слон, лесенка). Делает фигурки.
Развитие фонематического слуха Мы с тобой послушаем звуки. Если ты услышишь звук «Л», то хлопай в ладоши
- [Л], [Р], [М], [Л], [Н], [Л], [М], [Р], [Л], [Н], [Л], [М], [Р], [Л].
- ЛА, РЫ, МУ, ЛО, НО, ЛЫ, МЭ, РУ, ЛУ, НЫ, ЛЭ, МО, РО, ЛЫ. Хлопает в ладоши 12 раз.
Автоматизация звука в слогах :
1)Закрепление произношения звука «Л» в одинаковых прямых слогах.
Развитие чувства ритма и рифмы.
2)Закрепление произношения звука «Л» в прямых слогах.
3)Закрепление произношения звука «Л» в одинаковых
обратных слогах. Развитие чувства ритма и рифмы.
4)Закрепление произношения звука в обратных слогах.
Внимательно послушай начало каждой рифмовки, произнесенное мною. Добавляет подходящее по рифме количество одинаковых слогов.
Клава села у стола,
Клаву отведу к столу,
Клаве за столом светло,
Вместе сядем за столы,
Клава сделала салат,
У камина нам тепло,
Слава — смелый водолаз,
В холод надевай тулуп,
Вслед за мной четко, не торопясь повтори разные слоговые «гуделки» (3-4 раза).
ла-лу-лы-лы-ла-ло-ло-лу-лы
ла-лы-ло-ло-лу-ла-лэ-лы-ло
лы-лу-лэ-лэ-ло-лы-лу-ло-лы
лу-лы-ла-ла-лы-лу-лэ-лу-лы
Внимательно послушай начало каждой рифмовки. Добавь подходящее количество одинаковых слогов.
Влад купил себе пенал,
Лыжи уложу в чехол,
Нил полы и стены мыл,
Молоко теленок пил,
Пес полаял и уснул,
Кот-шалун всю шляпу смял,
Слава всю сметану съел,
Слава пол метлой подмел,
Четко, не торопясь повтори разные слоговые «гуделки» (3-4 раза).
ал-ул-ил ол-ил-ул
ил-ол-ал ул-ил-ол
эл-ул-ил ол-эл-ал
ил-ол-ул ул-ол-эл
Произносит:
ла-ла-ла, ла-ла-ла.
лу-лу-лу, лу-лу-лу.
ло-ло-ло, ло-ло-ло.
лы-лы-лы, лы-лы-лы.
лат-лат-лат, лат-лат-лат.
пло-пло-пло, пло-пло-пло.
лас-лас-лас, лас-лас-лас.
луп-луп-луп, луп-луп-луп.
Повторяет:
ла-лу-лы-лы-ла-ло-ло-лу-лы
ла-лы-ло-ло-лу-ла-лэ-лы-ло
лы-лу-лэ-лэ-ло-лы-лу-ло-лы
лу-лы-ла-ла-лы-лу-лэ-лу-лы
Произносит:
ал-ал-ал, ал-ал-ал.
ол-ол-ол, ол-ол-ол.
ыл-ыл-ыл, ыл-ыл-ыл
ил-ил-ил, ил-ил-ил.
ул-ул-ул, ул-ул-ул.
ял-ял-ял, ял-ял-ял.
ел-ел-ел, ел-ел-ел.
ел-ел-ел, ел-ел-ел.
Повторяет
ал-ул-ил ол-ил-ул
ил-ол-ал ул-ил-ол
эл-ул-ил ол-эл-ал
ил-ол-ул ул-ол-эл
Итог. Какой звук мы учились говорить сегодня? Какой это звук? (согласный, твердый). Что, при этом звуке, делают губы, зубы, язычок? Что сегодня было для тебя самым трудным? Ты, молодец, у тебя хорошо получается и твоя речь становится понятной и красивой. Отвечает на вопросы.
Домашнее задание Дома с мамой или папой повтори те упражнения, которые мы сегодня сделали:
«Наказать непослушный язык»
«Сделать язык широким»
«Качели»
«Пароход гудит»
«Вкусное варенье»
«Грибок»
«Индюк»
«Барабанщики»
«Охотник идет по болотам»
-Предлагаю взять распечатанную брошюру с подробным описанием артикуляционной гимнастики.
Перечисляет упражнения. Берет брошюрку.