Марина Афанасьева
Конспект логопедического занятия по теме «Твердый и мягкий звуки [М], буква М»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: проявление стремления к получению новых знаний, выполнять правила предложенных игр и упражнений.
Коррекционно-образовательные задачи. Знакомство со звуками М и М*, буквами Мм. Формирование умения находить новую букву среди других букв алфавита, навыка чтения слогов и слов с новой буквой. Совершенствование навыка звукового анализа слогов.
Коррекционно-развивающие задачи. Развитие фонематических представлений, навыков звукового анализа и синтеза слогов, слухового внимания, мышления, общей и тонкой моторики, координации речи с движением.
Публикация «Конспект логопедического занятия по теме „Твердый и мягкий звуки [М], буква М“» размещена в разделах
- Буква М и звуки [М], [М’]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
Коррекционно-воспитательные задачи. Формирование навыков сотрудничества взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
Интеграция образовательных областей. «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Познавательное развитие».
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, двигательная.
Материал и оборудование: магнитная доска, посылка, ведерко с мелкими игрушками, конверт, предметные картинки на звуки Мь и М, разрезная азбука, звуковые светофоры, наборы для звукового анализа слов, картинки звуковичков, пособие «Букварь» Н. В. Нищевой на каждого ребенка, шкатулка с предметами, буквенный конструктор, подносы с крупой, ручки, тетради, зеркала.
Ход.
1. Организационный момент: логопед встречает детей. Здравствуйте, дети.
Дети: Здравствуйте.
Ритуал начала занятия
Дети стоят в кругу, берутся за руки, выполняют действия по тексту.
Раз, два, три, четыре, пять будем мы сейчас опять
Смотреть, слушать, размышлять,
Но друг другу не мешать
Внятно четко говорить
Не вертеться, не шалить
2. Основная часть.
Логопед. Ребята, нам сегодня почтальон принес большую посылку.
Как вы думаете, кто нам прислал посылку? Дети высказывают свои предположения
Логопед: Вы, хотите посмотреть что нам прислали в посылке? И достает из посылки ведерко с фигурками.
Логопед. Сейчас вы по очереди нащупаете рукой в ведерке фигурку, попробуете угадать, кто или что это, а потом достанете фигурку и определите первый и последний звуки в ее названии. Начинайте свой ответ со слов
«У меня….»
1-й ребенок. У меня улитка. Первый звук У, последний А
2-й ребенок. У меня апельсин. Первый звук А, последний Н
Аналогично с другими словами. Дети садятся на места.
Педагог хвалит детей, предлагает им пройти за столы.
Логопед. Ребята, в посылке есть красивый конверт. Давайте его откроем и посмотрим, что же там лежит. Это картинки. Назовите, что изображено на них.
Логопед выставляет картинки: молоток мыло масло молоко
Логопед: Скажите, чем похожи эти слова? Дети называют картинки.
Дети. Эти слова начинаются на звук М.
Логопед выставляет другой ряд картинок : мед, медведь миска
Логопед: Скажите, чем похожи эти слова?
Дети: Эти слова начинаются на звук Мь.
Логопед. Молодцы ребята, вы справились все с этим заданием.
Логопед: Сегодня на занятии мы познакомимся со звуками М-Мь.
Характеристика звуков «М», «Мь» по артикуляционным и акустическим признакам.
- Посмотрите в зеркало, и произнесите звук М. Губы сжаты вместе, они не пускают воздух. Но он нашел путь: воздух идет через нос. Когда говорим звук М, нос сердится, “гудит”, и губы “гудят”. Это можно почувствовать, если дотронуться до них пальцами. Дети дают характеристику звуков «М», «Мь» опираясь на вопросы логопеда .
- Звук «М» - согласный или гласный? Почему? (Это согласный звук есть преграда – губы)
- Звук «М» - звонкий или глухой? Почему?
- Звук «М» - твердый или мягкий? (Твердый)
- Какого цвета «рубашка» звука «М»? (Синяя)
- Звук «Мь» - согласный или гласный? Почему?
- Звук «Мь» - звонкий или глухой? Почему?
- Звук «Мь» - твердый или мягкий?
- Какого цвета «рубашка» звука «Мь»?
Логопед на доску выставляет символы звуков М-Мь (звуковые человечки)
Игра «Покажи светофор»
Логопед: правильно, возьмите в руки наши светофорчики
Когда услышите в слове твердый звук М поднимаем синий светофор, если в слове звук Мь поднимаем зеленый светофор.
Логопед произносит слоги: му мы ми мо ме мы, слова: мак мяч муха Маша миска дом месяц, ком, мюсли
Дети поднимают светофоры
Логопед. Молодцы. Вы правильно справились с этим заданием.
Логопед. Ребята, в посылке для вас есть шкатулочка. Вы хотели бы её открыть и посмотреть, что же там лежит.
В шкатулке лежат знакомые предметы.
Игра «Где живет звук?»
Логопед предлагает детям определить место звука в словах:
гном, сумка, машина, мишка, семь.
Дети по одному выходят к доске, достают по одной игрушке, определяют место звуков [М или Мь] в словах
Дети отвечают: это машина. В этом слове звук М твердый, звук М стоит в начале слова. Обозначаем синим цветом. (ставят синий магнит на схеме слова). Аналогично выполняют задание с другими словами
Работа с букварем.
Логопед. Откройте буквари. Посмотрите на страничку слева, какую букву вы видите.? Логопед выставляет букву М.
Логопед. На что похожа буква М? Дети высказывают свои предположения.
Дети: буква М похожа на качелю. ….
Чтение стихотворения «На что похожа буква М».
Логопед. Попробуйте эту букву построить с помощью рук пальцев, тела. Посмотрите, какие замечательные буквы у нас получились. Молодцы!
Логопед. А теперь посмотрите на картинку в нижней части страницы. Давайте поможем девочке Марине найти все продукты, названия которых начинаются со звука М. Дети называют слова: макароны, мороженное, масло, мандарины.
А сейчас почитаем слоги в зеленой рамке.
Дети читают: АМ ОМ УМ ИМ МА МО МУ МИ
Логопед: Теперь почитаем слова. Дуги под словами будут вам помогать. Они показывают, как правильно соединять буквы при чтении.
Логопед предлагает детям отдохнуть.
Массаж спины «Дождик».
Дети встают возле столов парами, выполняют движения согласно тексту. Проговаривают слова
Дождик бегает по крыше – бом, бом, бом! (похлопывают ладонями)
По веселой звонкой крыше – бом, бом, бом! (постукивают пальчиками)
Дома, дома посидите – бом, бом, бом! (поколачивают кулачками)
Никуда не выходите, – бом, бом, бом! (растирают ребрами ладоней)
Почитайте, поиграйте – бом, бом, бом! (растирают плечи)
А уйду, тогда гуляйте – бом. бом. бом. (поглаживают ладонями)
Пальчиковая гимнастика.
Логопед: Мы будем писать новую букву. Логопед пишет букву на доске, затем с детьми прописывает в воздухе, дети сами пишут букву в подносе с крупой.
Работа в тетради. Дети садятся за столы. Логопед обращает внимание на посадку детей за столами. Дети печатают букву М в тетради. Самую красивую букву обводят в кружок.
3. Окончание занятия. Оценка работы детей.
Логопед обращает внимание детей на записку в посылке и читает вопросы из записки:
Дорогие ребята, что нового вы узнали на занятии?
С какой новой с буквой и с какими новыми звуками вы познакомились?
Какие слова на звук М вы запомнили?
А какие задания из моей посылки Вам понравились больше всего?
Я думаю, что задания из посылки, помогли вам познакомиться со звуком М и буквой М.
Логопед. Вы очень хорошо занимались. Вы выполнили все задания. Фея прислала Вам не только задания, но еще и угощение.
Молодцы! Похлопайте себе.
Логопед спрашивает у детей догадались ли они кто прислал им посылку?
Дети. Да. Это Фея Синего замка.
Список литературы:
Обучение грамоте детей дошкольного возраста. Парциальная программа. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2018. Нищева Н. В.
Мой букварь. СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2017. Нищева Н. В.