Татьяна Алферова
Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [С] — [Ш] в слогах, в словах»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект логопедического занятия по теме : «Дифференциация звуков С - Ш в слогах, в словах»
Цель: Умение различать звуки С-Ш в слогах, в словах.
Задачи:
Коррекционно - образовательные:
1. Закрепление правильное произношение звуков [с] и [ш].
2. Дифференцирование звуков [с] и [ш] по акустическим и артикуляционным признакам в слогах и словах.
Публикация «Конспект логопедического занятия „Дифференциация звуков [С] — [Ш] в слогах, в словах“» размещена в разделах
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Звуки [С] - [Ш]. Дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Темочки
3. Определение их при проведении звуко-слогового анализа слов.
Коррекционно – развивающие:
Развитие мелкой и артикуляционной моторики.
Развитие фонематического слуха и слухового внимания.
Совершенствование грамматического стоя речи, обогащение словарного запаса обучающихся.
Стимулирование обучающихся к полным речевым высказываниям посредством различных упражнений.
Коррекционно-воспитательные:
Воспитание умения слушать и четко выполнять инструкции учителя-логопеда.
Формирование контроля обучающихся за собственной речью.
Воспитание положительной мотивации к учебной деятельности.
Оборудование: проектор, тематические картинки, карточки с заданиями, зеркало, цветные карандаши.
Ход занятия:
Организационный момент:
- Здравствуйте! Внимание! Проверь, дружок. Готов ли ты начать урок.
Посмотрите друг на друга, подарите улыбку другу и свое хорошее настроение, ведь хорошее настроение это главное условие нашей с вами совместной работы.
Чтобы четко произносить звуки, надо потренировать свой язычок. Выполним артикуляционную гимнастику: (Слайд 2)
«Заборчик»
Зубы ровно мы смыкаем,
И заборчик получаем….
А сейчас раздвинем губы –
Посчитаем наши зубы.
«Горка». «Киска сердится»
Превратился в кошку
Ловкий язычок
Выгнул круто спинку –
И в постельку лёг.
«Чашечка»
Язык широкий положи,
А края приподними,
Получилась чашечка,
Кругленькая чашечка,
Чашку в рот мы занесём,
Её бока к зубам прижмём.
«Маляр»
Красить потолок пора
Пригласили маляра
Челюсть ниже опускаем,
Язык к нёбу поднимаем,
Поведём вперёд-назад,
Наш маляр работе рад.
«Чистим зубки»
Чищу зубы,
Чищу зубы,
И снаружи….
И внутри….
Не болели,
Не желтели,
Не темнели чтоб они.
«Вкусное варенье»
Ох, и вкусное варенье!
Жаль осталось на губе
Язычок я подниму
И остатки оближу.
«Лошадка»
Как лошадка пробегает,
язычок наш тоже знает.
Цок, цок, цок да цок –
Скачет, скачет язычок.
Дыхательная гимнастика:
А теперь мы не спеша
Будем правильно дышать.
Раз, два, три, четыре, пять!
Все умеем мы считать,
Отдыхать умеем тоже.
Руки за спину положим,
Голову поднимем выше
И легко, легко подышим.
(упражнение глубокого вдоха через нос, а выдоха через рот).
Подготовка к введению в тему:
- Ребята, к нам в гости пришел Незнайка. Он просит вашей помощи, помогите ему отгадать загадки и назвать звуки, с которыми мы будем работать сегодня на занятии.
Свисает с крыши длинный гвоздь –
Холодный, крепкий, словно кость,
Но если солнце припечёт,
Он весь слезами истечёт
(сосулька)
Круглый, гладкий, как арбуз…
Цвет – любой, на разный вкус.
Коль отпустишь с поводка,
Улетит за облака.
(шарик)
Выделение первого звука из слов - отгадок (слайд 3).
Определение темы занятия :
Сегодня на занятии мы будем различать «Звуки С-Ш», слышать и проговаривать эти звуки в слогах, в словах. (слайд 4).
Основная часть.
1. Возьмите зеркала и попробуем уточнить правильную артикуляцию звука С.
Давайте посмотрим, профиль звука «С» (слайд 5)
- Какое положение принимают губы при произнесении звука «С»? (губы в улыбке).
- При произнесении звука, где находится язык? (у нижних зубов).
- Если поднести ладони ко рту и произносить звук «С», мы ощущаем?
(холодную воздушную струю).
А теперь про звук «Ш». (слайд 6). Звук «Ш»- губы вытянуты вперед, язык принимает форму чашки, находиться вверху, посередине языка идет теплая воздушная струя воздуха. Голосовые складки не работают.
2. - Давайте дадим им характеристику: согласный или гласный, твердый или мягкий, глухой или звонкий (используя сигнальные карточки).
- Предлагаю прослушать звуки, которые издаются в окружающем мире: шуршат на дереве листы, насос свистит. Какие звуки они издают?
3. Игра «Шифровальщик». Незнайка принес телеграмму и просит вас, ребята, ее расшифровать. (слайд 7)
Стрелочка указывает вверх, что нужно произносить звук «ш», а вниз звук «с».
IV. Дифференциация звуков на уровне слога и слова. «Повторяй за мной». Чтение слоговых таблиц (слайд 8)
са-ша аш - ас- аш
со-шо ос –ош- ос
су-шу ша – са –ша
сы-ши су –шу –су
аша – аса –аша
ошо –осо –ошо
Проговариваем чистоговорки хором:
СА-СА-СА – под сосной идёт лиса.
ША-ША-ША – мы шагаем не спеша.
СУ-СУ-СУ – Соне мёду я несу.
ШУ-ШУ-ШУ – мы готовим кашу.
СО-СО-СО – у машины колесо.
ШО-ШО-ШО – летом очень хорошо.
СЫ-СЫ-СЫ – не боимся мы лисы.
Физминутка
Каждый день по утрам делаем зарядку.
Очень нравится нам делать по порядку.
Весело шагать, руки поднимать,
Приседать и вставать, прыгать и скакать.
VI. Игра на развитие фонематического слуха. Игра «Не ошибись». Перед вами картинки, Обведите зеленым карандашом те картинки, в которых слышится звук «С».
А синим, в котором слышится звук «Ш».
Картинки: сани, мешок, парус, носок, шуба, колесо, машина, цыпленок, труба, мышь, подушка, сосна.
- Какие картинки лишние? (цыпленок, труба)
VII. Сравним пары слов по звучанию и по смыслу: (слайд 9)
Мишка – миска
Башня – басня
Крыша – крыса
Шутки- сутки
VIII. Игра «Посчитаем». (слайд 10)
Незнайка предлагает посчитать предметы от 1 до 5.
1 шапка, 2 шапки и т. д.
1 сосна, 2…
1 карандаш, 2 карандаша и т. д.
1 мышь, 2 мыши и т. д.
IX. «Исправь ошибку». Помоги вернуть звуки и слова на место и произнеси рифмовки правильно.
Кошка ловит «миску»,
Мама моет «мышку».
На виду у детворы
«Крысу» красят маляры.
Пожарный носит «кашку»,
Саша ела «каску».
Танцует Миша в «машке»
Конфету дали «маске».
У тебя все получилось!
X. Итог занятия. Рефлексия. Какие звуки мы сегодня различали?
-Что вам понравилось на занятии?
-Как ты оценишь свою работу? С помощью смайликов. Если ты доволен работой подними – радостного, не совсем справился с заданиями – грустного.