Марина Храмцова
Конспект логопедического занятия по развитию речи в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия учителя-логопеда по развитию связной речи по формированию цветовоспроизведения и цветоразличения (итоговое) в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности (дети 6-7 лет с ОНР)
Тема: «Рассказывание цветных сказок с помощью моделирования»
Публикация «Конспект логопедического занятия по развитию речи в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Цели:
Коррекционно-образовательные:
1) учить детей связной монологической речи с использованием условных заместителей (моделей);
2) упражнять детей в согласовании прилагательных, обозначающих цвета, с существительными в роде, числе, падеже;
3) активизировать словарь по теме «Цвет».
Коррекционно-развивающие :
1) отработка простого распространенного предложения с однородными определениями и сложного предложения с придаточным причины; развивать лексико-грамматический строй и связную речь;
2) развивать произвольное внимание, память и логическое мышление.
3) формировать навыки общения в процессе диалога;
Коррекционно-воспитательные:
1) воспитание самостоятельности, инициативности, активности;
2) воспитание умения видеть прекрасное в окружающей действительности, развитие наблюдательности, воображения, фантазии.
Методы и приё мы: беседа, показ, игры и игровые упражнения, наглядное моделирование, поощрение, похвала, взаимооцека, самооценка.
Планируемый результат: развитие связной речи (развитие умения коллективно рассказывать цветные сказки с помощью моделирования)
Оборудование и материалы: аудиозапись «Облака», сюжетные картинки к сказкам, конверты с условными заместителями (моделями, ленты или полоски цветной бумаги для «радуги», карточки для игры «цветные загадки», шапочки (маски)- «краски», костюм «солнце», кружочки и лучики желтого цвета, магнитно-маркерная доска, магниты.
Ход занятия:
1. Приветствие: Исполнение детьми песни «Сказочный детский сад» : Есть за лесами, за морями сказочный детский сад. Там люди с добрыми глазами и детям каждый рад. Там дети весело играют, там зла и горя нет. И каждый день живут как в сказке, тепла оставляя след. Припев: Сказочный детский сад, Маленькая страна, Мы вам расскажем, Мы покажем – вот она! Вот она!
2. Организационный момент:
Логопед : Утром ранним странный гость заглянул в мое окно.
На ладошке моей появилось ярко-желтое пятно. (показывает)
Мы к окошку подойдем, может быть его найдем.
Кто ты, гость желанный, гость наш долгожданный? Приглашает детей подойти к окну группы. Под окном «спряталось» солнце. Солнце: Я солнце золотистое, я–солнышко лучистое,
Вот мой лучик золотой, поздороваюсь с тобой. (Здоровается с каждым, и на руке ребенка оставляет желтый кружок – «солнышко»)
3. Постановка цели занятия : Логопед : Солнышко, мы рады, что ты к нам заглянуло. Приглашаем тебя совершить путешествие в страну цветных сказок, побывать на цветных планетах, поиграть с нами.
4. Упражнение на развитие длительного речевого выдоха: «Маленькое и большое солнце» Спасибо приглашенье принимаю, давайте поиграем. 1./ Маленькое солнышко я держу в ладошках,
А большое солнце вижу из окошка.
/Вздох, 1-я строчка: руки вперед и вниз,
Вдох, 2-я строчка: руки в стороны и вниз
2./ Маленькое солнышко я беру руками,
А большое солнце высоко над облаками.
3./ Маленько солнышко мне в ладоши светит,
А большое солнце светит всей планете.
4./ Маленькое солнышко уснет в моих ладошках,
А большое солнце ляжет за окошком.
(Дети убирают «солнышко» в карман /желтый кружок/).
5. Игра «Цветные загадки» :
Логопед : Видеть мир привыкли люди белым, желтым, синим, красным, И сегодня наши дети превратятся в краски (дети одевают шапочки-краски)
Солнце: Чтобы попасть в страну цветных сказок, нужно отгадать цветную загадку.
Логопед :Кто загадку отгадает, тот картинку получает.
- В реках Африки живет, злой зеленый пароход… (КРОКОДИЛ)
-красноватый огонек чуть поляну не поджег.
Он – краса лесных полян, родич курицы (ФАЗАН)
-Сам он крупный белый, рыболов умелый.
Он ныряет как матрос, бойкий, шумный (АЛЬБАТРОС)
-Желта да гладка, откусишь – сладка.
Засела крепко на грядке (РЕПКА)
-Надел нарядный сарафан, красный, бархатный (ТЮЛЬПАН) -Скромный полевой цветок – синеглазый (ВАСИЛЕК)
(Солнце дает лучики)
6. Игра: «Закончи предложение»
Логопед : Молодцы! Все загадки отгадали и готовы встретиться с чудом.
Ребенок загадывает загадку: Дождь прошел и солнце вышло.
Чудо над землей повисло! Что это?
Дети: Это радуга.
Солнце: Это радуга-дуга 7 цветов с земли взяла.
Все цвета запомнить важно! Знать ребенок должен каждый.
-первый красный… -красный огонек… -второй оранжевый… -раскаленный песок
-третий желтый… -солнца свет…
-четвертый зеленый… -зелени букет…
-пятый голубой… -голубой воды поток…
-шестой синий… -синий василек…
-последний седьмой, сочный такой и красивый…-взял себе он цвет у сливы.
(Во время игры после каждой произнесенной строчки дети выкладывают на полу радугу.)
Логопед : Краски сегодня очень устали, радугу в небе они рисовали.
1-ый ребенок: Долго трудились над радугой краски,
Радуга вышла красивой как в сказке.
2-ой ребенок: Вся разноцветная – вот красота,
Ты полюбуйся какие цвета!
Логопед : Какие цвета у радуги?
Дети поочередно: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.
7. Физминутка: «Радуга – дуга» :
/Дети стоят вокруг радуги, логопед предлагает поздороваться:/
Здравствуй, радуга-дуга! -делать дугу медленно двумя руками
Разноцветный мостик! -руками показать мостик
Здравствуй, радуга-дуга! -наклон
Принимай нас в гости!
Мы по радуге бегом пробежимся босиком. -легкий бег
Через радугу-дугу перепрыгнем на бегу -бег широким шагом
И опять бегом-бегом по дуге босиком! -легкий бег
/затем повторяют первые две строчки/
8. Рассказывание детьми цветных сказок (конверты с моделями на полу).
Логопед : В разноцветную страну пустят не меня одну,
Пустят тех, кто сказку расскажет про девочку-краску.
(Дети сидя на полу, выкладывают модели сказок, и по ним 3-4 ребенка рассказывают свои сказки «солнышку)
Логопед одевается Разноцветиком. Один ребенок может работать у фланелеграфа, остальные дети слушают и угадывают, о какой девочке-краске идет речь. Солнце хвалит и дает лучики.
9. Коллективное составление «Разноцветной сказки»
Разноцветик: Замечательные сказки вы рассказали и сами не заметили, как очутились в волшебной разноцветной стране, а меня зовут Разноцветик. Помогите мне сочинить разноцветную сказку. Посмотрите, что происходит в разноцветной сказке (все подходят к трем сюжетным картинкам). Я начну, а вы продолжите:
Жила – была девочка Разноцветочка. Однажды она одела разноцветный плащ и вышла на улицу. Ночью был дождь, и на дорожках стояли синие лужи. День был чудесный! Дальше дети:
- По голубому небу плыли белые облака.
- Ярко светило желтое солнышко.
- Трава зеленным ковром покрыла землю.
- Вдоль дороги росли цветы и шаловливый ветер качал их головки.
Солнце: Вдруг на небе появилась радуга.
Дети: Она была очень красивой
-Девочка захотела запомнить цвета радуги.
-Но радуга быстро растаяла.
- Девочка очень огорчилась.
Дети: - Трава зашевелилась и появились крошечные гномики.
- У них были разноцветные колпачки: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.
И Разноцветочка сразу вспомнила цвета радуги.
- Крошечные гномики спрятались в траве.
- А девочка поспешила домой.
- Дома она нарисовала букет разноцветных цветов. Чтобы на всегда запомнить какая была радуга.
Логопед : Спасибо ребята! А поиграть со мной хотите?
10. Игра: «Почемучка»
Логопед : Поиграем в «Почемучку» : задавайте вопросы друг другу со словом «почему» :
- Почему небо было голубым? -Небо было голубым, потому что день был безоблачным и солнечным.
-Почему на дорожках стояли лужи? - На дорожках стояли лужи, потому что ночью шел дождь.
- Почему лужи были синие? - Потому что в них отражалось небо.
- Почему цветы качали головками? - Потому что дул шаловливый ветерок.
- Почему девочка не запомнила цветов радуги? –Потому что радуга быстро исчезла.
- Почему девочка вспомнила цвета радуги? - Потому что ей помогли цветные колпачки гномов.
Почему девочка нарисовала букет? -Потому что она захотела запомнить цвета радуги.
(Звучит песенка «Облака»)
11. Упражнение на релаксацию (3 мин.) Развитие воображения, снятие эмоционального напряжения.
Дети сидят на ковре, глаза закрыты. Ладошки вверх к солнышку.
Логопед : Вы сидите на мягком, белом облачке. Музыка зовет нас побывать на разноцветных планетах. Внимательно смотри и запоминай, какая твоя планета.
12. Словесная игра: «Придуманная (цветная) планета».
Логопед : На какой планете ты побывал?
Дети: - Я побывал на теплой, радостной, замечательной планете.
- Я побывал на голубой, прохладной, красивой, нежной планете.
- Я побывал на красной, яркой, теплой, сказочной, необычной планете.
- Я побывал на зеленой, тихой, сказочной, необычной планете.
- Я побывал на синей, яркой, сказочной, большой планете.
- Я побывал на оранжевой, теплой, сказочной, необыкновенной яркой планете.
- Я побывал на фиолетовой большой загадочной сказочной планете.
Логопед : Какие вы замечательные планеты придумали.
Солнце: Мне пора прощаться: светить ярче, делать цвета наряднее, а вам пора в детский сад. Вспомните игры, в которые играли со мной.
13. Подведение итогов занятия
Логопед подводит итог занятия, подсчитывает лучики и определяет лучших рассказчиков. Все аплодируют им.