Анна Александровна Калёнова
Конспект НОД по развитию речи «Гласные звуки» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: закрепление звуков [О], [У], [Э], [А], [И], [Ы].
Задачи:
1. Формировать навыки звукового анализа;
2. Формировать понятия "звук", "гласный звук", "буква".
3. Учить произносить гласные звуки громко, тихо, коротко, длительно, с различной интонацией;
4. Развивать умение называть слова с заданного звука;
5. Развивать зрительно-пространственное восприятие буквы;
Публикация «Конспект НОД по развитию речи „Гласные звуки“ в старшей группе» размещена в разделах
- Гласные звуки
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2020
6. Развивать память, внимание, артикуляторную и общую моторику.
Материал: рисунок №1-Мудрая Сова, Ёжик и Зайчонок вокруг ёлки со звуками в карнавальных костюмах, рисунок №2-звуки в костюмах и музыкальные инструменты, рисунок №3-фотографии обезьянки, которая произносит каждый звук, рисунок №4-сыр, кит, мак, дом, руль, ложка, ножницы, полка, лодка, зеркало.
Ход НОД.
1. Подготовительный этап.
-Ребята вспомните в домиках каких звуков побывали игрушки?
-Чем отличаются звуки [А]-[О], [И]-[Ы], [О]-[У]?
-Кто катал друзей-игрушек по реке на своём пароходе?
2. Постановка учебной цели. Рисунок №1.
Зайчонку, Мудрой Сове и Ёжику очень понравилось плавать на пароходе, что друзья были готовы там остаться на целую неделю. Но капитан, глянув на часы,сообщил, что им пора возвращаться, чтобы успеть к началу карнавала.
"А где этот карнавал будет проходит?"- заинтересовалась Мудрая Сова.
"У нас на улице Гласных Звуков",-ответил капитан. В этот раз уже Зайчонок и Ёжик стали расспрашивать у него, кто такие гласные звуки и почему эта улица так необычно называется.
"Минуточку, минуточку,- капитан остановил их. -Я вам сейчас всё расскажу". Он объяснил, что дома на улице, где игрушки гуляли, принадлежат гласным звукам. Эти звуки называются гласными потому, что произносятся с помощью голоса. Их поэтому можно долго тянуть и даже петь. Давайте и вы вместе с ними попробуем: [И, Ы, Э, У, О, А, Ю, Я].
-Как эти звуки называются?
-Мы сегодня поговорим о гласных звуках.
3. Повторение пройденного материала.
а).Работа с рисунком №2.
И вот наши друзья очутились на карнавале гласных звуков. Попробуйте отгадать, где какой звук. Для начала обратите внимание на рисунке на на костюмы гласных звуков, а затем на их музыкальные инструменты. Назовите их и определите, какой звук есть в каждом слове.
-Какой гласный звук играет на ложках, на балалайке, на лире, на трубе, на электрогитаре, на волынке?
-Зайчонок заметил, что все гласные звуки на ногах носят только красную обувь. Мудрая Сова пояснила, что все гласные носят только красную обувь, потому что они обозначаются красным цвет.
б).-После того как наши друзья разгадали все гласные звуки, все участники карнавала своим гостям запели приветственную песню. А вы сумеете ли её повторить?
Педагог называет в различной комбинации гласные звуки [Э-А-О-Ы, И-У-Э-А, А-О-И-У] и т. д. Детям необходимо воспроизвести звуки в той же последовательности.
в).Физкультминутка "Ножки".
-Друзья игрушки долго веселились на карнавале гласных звуков, и у них устали ножки. Сейчас нам надо сделать зарядку для ножек.
Шагают наши ножки
По ровненькой дорожке.
Похлопаем в ладошки,
Пусть попляшут ножки.
Ножки вместе, ножки врозь,
Ножки прямо, ножки вкось.
На носочках поскочите
И на ножках походите.
Устали наши ножки.
Присядем на дорожке.
Посидим, отдохнём
И опять гулять пойдём.
Дети сопровождают стихотворный текст соответствующими движениями.
г).Работа с рисунком №3.
-Ребята, при каком гласном звуке губы вытягиваются в широкую трубочку ([О], в узкую трубочку ([У], губы улыбаются ([И], рот широко открыт ([А], губы образуют не очень широкую щель ([Ы], широкую щель ([Э]?
Если у детей не получается определить звук по описанию его артикуляции, педагог сам показывает его, не называя вслух.
-Необходимо определить по фотографиям, какие гласные звуки обезьянка произносит.
д).Работа с рисунком №4.
-Ребята, определите, какие гласные звуки есть в названии картинок. Назовите картинки в первом прямоугольнике и укажите гласные звуки. (Сыр-Ы, кит-И, мак-А, дом-О, руль-У.)
Затем дети перечисляют гласные звуки в двухсложных и трёхсложных словах. (Ножницы-О, И, Ы, ложка-О, А и т. д.)
е).-Чем отличаются слова: Арина-Ирина, Эля-Оля, Анна-Инна, лук-лак, осы-усы, бок-бык, сон-сын, дым-дом, сор-сыр, сук-сок, стул-стол, сам-сом, Саня-Соня, Тоня-Таня, пачка-почка, качка-кучка.
Педагог в каждой паре слов выделяет голосом различающиеся гласные звуки.
ж).-Какой одинаковый гласный звук есть в словах: кИт-мИр, пАр-сАд, дЫм-сЫн, сОн-дОчь, гУсь-дУб?
4. Итог занятия.
-Какие вы знаете гласные звуки?
-Что вы нового узнали о гласных звуках?
-Каким цветом они обозначаются?