Светлана Графчикова
Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ФФН «Приключения Колобка»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
• Закрепить навык деления слов на слоги;
• Закрепить навык дифференциации звуков «Р» - «Л» на слух;
• Закрепить навык образования новых слов путем замены первого звука;
• Закрепить навык звуко-слогового анализа и синтеза;
• Закрепить навык составления слов путем подбора подходящих слогов;
• Закрепить навык составления предложения по опорным картинкам, анализа предложения с последующим выкладыванием схемы;
• Развивать память, внимание;
• Развивать общую моторику и мелкую моторику пальцев рук, координацию движений;
• Развивать ритмическую структуру языка;
Публикация «Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ФФН „Приключения Колобка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- «Колобок». Все материалы по сказке
- «Колобок». Конспекты занятий
- Темочки
• Развивать эмоциональную сферу детей, создавать благоприятный эмоциональный фон.
Оборудование:
• Игрушка Колобок;
• Картинки Зайца, лягушки, Белки, Волка, Медведя, Сороки, Лисы;
• 4 обруча разных цветов;
• Предметные картинки для деления слов на слоги;
• Ковролеграф;
• Желтые квадраты и зеленые круги;
• Грибы разного размера с буквами;
• Звуко-слоговая схема слов;
• Предметные картинки: МЯЧ, ИНДЮК, ШИНА, КОНФЕТЫ, АНАНАС.
• Карточки со слогами и словами;
• Предметные картинки ЁЖИК, ЛЕС;
• Схема для анализа предложений;
• Конверт;
• Корзинка, коробка, мешочек;
• Мяч, массажные шарики су-джок;
• Яблоко-шкатулка, пенек, угощение.
Ход занятия:
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
Звучит магнитофонная запись. Логопед спрашивает детей, чью песенку они услышали (Колобка).
Логопед: «Верно. Покажите, какие толстые щечки у Колобка (дети надувают щеки). А теперь вдохните носом воздух и надуйте животик, чтобы он был таким же круглым, как у Колобка (дети выполняют упражнение). Сегодня мы отправимся в новую сказку про Колобка. От того, как вы будете помогать Колобку, зависит, какой у нашей сказки будет финал – печальный или счастливый. Садитесь поудобнее, будем сказку слушать.
Дети садятся на ковер.
II. РАБОТА ПО ТЕМЕ.
1. Игра «Раздели слова на слоги».
Логопед: «Итак, испекла бабка Колобок (показывает игрушку) и положила его на окошко остужаться.
Колобок лежать устал, долго думать он не стал.
Посмотрел он на дорожку, скок – и спрыгнул он с окошка.
Докатился до лужайки и увидел там он Зайку (картинка).
А Зайка Колобка не отпускает, помощи просит. А не то, говорит, съем. Давайте поможем Колобку навести порядок и разложить картинки, которые разбросал Зайка, в 4 обруча: в зеленый обруч мы положим картинки, в которых 1 слог, в красный – 2 слога, в синий – 3 слога, в желтый – 4 слога (можно положить внутрь обруча соответствующую цифру). Дети выполняют задание и садятся за столы.
Логопед: «Отпустил Зайка нашего дружка».
2. Игра «Разноцветный коврик».
Покатился Колобок дальше. Катился он долго и попал на болото.
Там лягушечка сидит (картинка, квакает и говорит:
«Покажу тебе дорогу, коль придешь мне на подмогу.
Если коврик мой украсишь, дальше быстро ты покатишь».
Сейчас мы вместе выполним задание Лягушки. Если я назову слово со звуком «Л», вы кладете на коврик зеленый круг, если слово со звуком «Р» - желтый квадрат. Дети выкладывают коврик на ковролеграфе.
РАДУГА, ЛОПАТА, ЛАК, РАК, КЛУБОК, КРОТ, ЗАБОР,
ПЕНАЛ, РОМАШКА, ЯБЛОКО, ЛАНДЫШ, ГРОМ
3. Игра «Измени слово».
Логопед: «Покатился наш Колобок дальше, а навстречу ему неизвестный персонаж. А кто встретился Колобку, вы знаете, если поставите грибочки от самого большого к маленькому и прочитаете получившееся слово» (БЕЛКА)
Белка любит в мяч играть,
Нас не хочет отпускать.
Логопед: «Поиграем с Белкой (дети встают в круг).
В слове звук вы замените,
Дальше вы потом бегите.
Я буду кидать вам мяч и называть слово. Вы должны заменить первый звук на звук «Ш», вернуть мяч и назвать новое слово.
ПАР – ШАР
МИШКА – ШИШКА
ЧАШКИ – ШАШКИ
СКАЛА – ШКАЛА
ТАПКИ – ШАПКИ БУДКА – ШУТКА
ПАПКА – ШАПКА
ЗУБЫ – ШУБЫ
СУТКИ – ШУТКИ
ЛЕЙКА – ШЕЙКА
ВАЛИТЬ – ШАЛИТЬ
КИПЕТЬ – ШИПЕТЬ
СПОРЫ – ШПОРЫ
ЗОВ – ШОВ
ВАЛУН – ШАЛУН
4. Игра «Забавные знаки».
Логопед: «Покатился наш Колобок дальше.
Вдруг увидел Колобок: волк уселся на пенек,
Весь от злости он кипит, Колобку он говорит:
«Ты бы мне, дружок, помог, коль не хочешь на зубок».
В коробочке у Волка – знаки. Возьмите себе по одному обозначению и встаньте в круг. Сейчас заиграет музыка, а вы будете передавать друг другу знаки. Как только музыка остановится, вы по очереди называете, что обозначает символ, который оказался у вас в руках» (слово; слог; гласный звук; согласный, мягкий звук; согласный, твердый звук; согласный, твердый, звонкий звук; согласный, твердый, глухой звук; согласный, мягкий, звонкий звук; согласный, мягкий, глухой звук). Дети садятся за столы.
5. Игра «Составь схему слова».
Логопед: «А Волк так и не отпустил Колобка. Говорит он Колобку:
Мне медведь вопрос задал.
Не ответишь – ты пропал.
Поможем Колобку? А для этого нам пригодятся картинки (выставляются на доску).
МЯЧ – ИНДЮК – ШИНА – КОНФЕТЫ – АНАНАС
Вам нужно определить, какие первые звуки в словах и составить их них новое слово (МИШКА).
Звуко – слоговой анализ слова.
6. Упражнение «Расскажем стихотворение».
Логопед: «А чтобы волк отпустил нашего Колобка, давайте расскажем про него стихотворение».
Дети выходят на ковер и рассказывают стихотворение, отхлопывая каждое слово по слогам.
День и ночь по лесу рыщет,
День и ночь добычу ищет.
Ходит-бродит волк молчком,
Уши серые – торчком.
Логопед: «Наконец-то удалось нашему Колобку убежать от Волка». Дети садятся на ковер.
7. Игра «Подружи слоги».
Логопед: «Снова покатился колобок по дорожке.
А навстречу нашему дружку
Вразвалочку Медведь идет (картинка,
Корзинку в лапах он несет.
А в корзинке, посмотри,
Слоги спрятаны внутри.
Давайте посмотрим, что же лежит у Медведя в корзинке.
Логопед выставляет на доску карточки со слогами. Дети составляют из них слова (ВЕС-НА, ПТИ-ЦА, ЖУ-ЧОК и т. п).
8. Игра «Придумай предложение».
Припустился Колобок от Медведя со всех ног.
Вдруг он слышит наверху:
-Ой, спасите, пропаду.
Вот письмо в лесу нашла, на хвосте его несла (картинка Сороки).
Помоги мне прочитать и катись себе опять.
Логопед: «А письмо-то в картинках» (ЁЖИК – ЛЕС).
Дети придумывают предложение по опорным картинкам (ЁЖИК ЖИВЁТ В ЛЕСУ) и составляют схему этого предложения.
Логопед: «А теперь давайте сделаем письмо настоящим и составим предложение из карточек со словами».
9. Игра «Поиграем с шариками».
Логопед: «Посмотрите, сорока какой-то мешочек оставила. Давайте посмотрим, что там».
Дети достают из мешочка массажные шарики и садятся на ковер.
Упражнение «Ёжик».
Ежик колет нам ладошки,
(зажимать шарик то правой, то левой рукой)
Поиграем с ним немножко.
(катание шарика прямыми ладонями сверху вниз)
Если будем с ним играть,
Руки будем развивать.
(катание шарика ладонями круговыми движениями)
Ловкими станут пальчики,
Умными девочки, мальчики.
(удерживать шарик большим и указательным пальцами, большим и средним и т. д.)
Ежик нам ладошки колет,
(катание шарика круговыми движениями)
Руки нам готовит к школе.
(катание шарика сверху вниз).
Дети садятся на ковер.
III. ИТОГ ЗАНЯТИЯ.
1. Логопед: «Покатился дальше Колобок. А тут лиса (картинка).
Вижу-вижу, Колобок,
Весь ты взмок и весь продрог.
Многих видел ты в лесу,
Встретил ты теперь Лису.
Ну-ка, вспомни-ка, дружок,
Кому и чем ты здесь помог.
Если все ты повторишь,
От меня ты убежишь.
Дети вспоминают, кого они встретили в лесу и в какие игры играли.
Логопед: «Ничего не осталось лисе, как отпустить Колобка к дедушке и бабушке».
2. Сюрпризный момент.
Пошел домой наш Колобок,
Вдруг увидел он пенёк.
На пеньке он посидел, в траве что-то углядел.
-Ой, да это ж яблоко. Как кстати оно пришлось, вы сегодня заслужили награду и похвалу. Только яблоко маленькое, на всех не хватит. Давайте скажем все вместе волшебные слова.
Яблочко повернись
И в большое превратись.
Появляется большое яблоко-шкатулка, и дети получают сладкий приз от Колобка.