Мищенко Юлия
Конспект логопедического занятия на тему «Звук [с] и буква С»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по обучению грамоте
в старшей логопедической группе
по теме «Звук и буква С»
учитель-логопед
Мищенко Ю. М.
Стародуб 2023 год
Тема: «Звук и буква С»
Цель: формировать знания о звуке и букве С.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
Публикация «Конспект логопедического занятия на тему „Звук [с] и буква С“» размещена в разделах
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Темочки
познакомить детей со звуком и буквой С;
научить характеризовать его по акустическим и артикуляционным признакам.
Коррекционно - развивающие:
развивать фонематические процессы;
упражнять в соотнесении слов со схемами;
учить образовывать относительные прилагательные;
продолжать учить составлять предложения по заданному слову;
развивать связную речь.
Коррекционно – воспитательные:
Воспитывать у детей привычку аккуратно обращаться с раздаточным материалом.
Оборудование: игрушка Сова, предметные картинки, в названиях которых присутствует звук С, шкатулка, синие фишки, схемы «Звуковой птички» мяч, пуговицы, пайетки.
Речевой материал: чистоговорки со звуком С, загадки
Ход занятия:
Организационный момент
Логопед : Ребята я очень рада видеть вас.
Поздоровайтесь с друзьями,
Улыбнитесь всем вокруг,
Руку дайте другу слева
И скорей вставайте в круг.
А теперь соседу справа
Мячик ты передавай.
Друга называй по имени,
Утра доброго желай
(Стук в дверь).
Л. : Дети, к нам в гости прилетела Мудрая Сова.
Актуализация имеющихся знаний
Сова: Мне рассказали, что вы узнали много звуков. Я хочу в этом убедиться.
- Какие бывают звуки? (гласные и согласные)
- Почему звуки называются гласными? (они поются, мы их поем голосом)
- Какие гласные звуки вы знаете? ( поем и наматываем клубочек: а, о, у)
- А остальные звуки какие? (согласные)
- Какие бывают согласные? (твердые и мягкие, звонкие и глухие)
Сообщение темы занятия
С. : Молодцы, все помните. А я хочу познакомить вас с новым звуком. С каким? - догадайтесь сами.
- Слушайте внимательно:
У Сони самовар. Соня открывает краник самовара и смотрит, как оттуда льется вода. Льется водичка в стакан, и Соня слышит: с-с-…
- Какой звук слышит Соня, когда льется вода из самовара?
- Какой первый звук в слове СССОНЯ? — СССАМОВАР? СССТАКАН?
С. : Сегодня мы познакомимся со звуком С.
Звук С живет в насосе. Воздух выходит из насоса и сердито свистит: с-с-с.
Представьте себе, что вы превратились в насосы, и вам надо накачать мячики.
Упражнение на дыхание «Насос»
Дети по очереди, а затем все вместе, подражая действию насоса, накачивают мячик, длительно произнося звук с. (резкое отрывистое произнесение звука вслед за взрослым).
Характеристика звука С по артикуляционным и акустическим признакам
Сова предлагает длительно произнести звук с и обратить внимание на положение губ.
Губы улыбаются, видны зубы.
- А теперь еще раз долго, сердито посвистим, покажем, как воздух выходит из насоса, и скажем, куда спрятался кончик языка (кончик языка спрятался за нижние зубы).
- Какая струйка воздуха выходит, когда мы произносим звук С : холодная или теплая? Поднесите руку ко рту и скажите с-с-с.
(если кто-либо скажет, что струйка воздуха теплая – сравнить Х и С).
- Зубы мешают воздуху свободно выходить изо рта, когда мы произносим звук С. Гласный он или согласный? Попробуем его петь. Что происходит? (звук встречает преграду - это согласный звук).
- Звонкий или глухой этот звук? Почему? Приложим руку к горлышку. Дрожит голосок? (звук глухой).
- Сердито произносим звук (это твердый звук).
Какой фишкой будем обозначать звук С?
Игра «Поймай звук»
С. : Хлопните, когда услышите звук С.
Детям демонстрируются картинки и произносятся слова:
Сумка, санки, вата, слон, лук, стекло, поезд, автобус…
Игра «Четвертый лишний»
Найдите лишнюю картинку/игрушку (в названии которой нет звука с)
С. : Мои совята тоже приготовили для вас игру.
«Где спрятался звук?» (Определение позиции звука С в словах).
(схема «Звуковая птичка»)
Игра с мячом: «Добавь звук (слог)»
Добавим С в начале слова и получим новые слова:
Мех - (смех)
мел - (смел)
тройка - (стройка,
наряд - (снаряд)
клад – (склад)
мешок - (смешок)
Добавим С в конце слова и получим новые слова:
Ри (с)
Вку (с)
Но (с)
( Работа над многозначностью слова: нос у человека, у корабля, у чайника- носик)
«Добавь слово СОК»
Пе (сок) ле () голо ()
Ку() воло () бро ()
Но() коло ()
«Какой бывает сок?» (Работа над словообразованием)
Сок из абрикосов – абрикосовый
Из ананаса – ананасовый
Из смородины – смородиновый и т. д.
С. : Дети, когда я собиралась к вам в гости, мои лесные друзья приготовили для вас шкатулку с сюрпризом. Давайте посмотрим, что в ней?
Загадки:
На дне, где тихо и темно,
Лежит усатое бревно. (Сом)
Под крышей — четыре ножки,
На крыше — суп да ложки. (Стол)
Хитрая плутовка, рыжая головка,
Хвост пушистый – краса,
А зовут ее – (лиса)
Уродилась я на славу – голова бела, кудрява.
Кому нравятся щи –
Меня в них поищи (капуста)
Гладишь - ласкается,
Дразнишь – кусается (пес)
Днем спит,
Ночью летает. ( СОВА)
Кос-кос-кос,
В саду вырос (абрикос)
С. : Какой звук мы слышим во всех отгадках?
Пальчиковая гимнастика
Игра «Назови ласково» (по раздаточным картинкам)
Составление предложений с заданным словом.
Заучивание чистоговорки:
Са-са-са — вот летит оса.
Су-су-су — не боюсь осу.
Сы-сы-сы — нет осы.
Знакомство с буквой С.
Л. : Звук С на письме обозначается буквой С. Рассмотрите букву С. На что она похожа?
- Сделайте из большого и указательного пальцев левой руки букву С.
- Нарисуйте букву С в воздухе.
- Выложите букву С из пуговиц (пайеток)
Подведение итогов
Какой звук мы сегодня изучали?
Какой это звук? (согл., тверд, глухой)
С какой буквой познакомились?
Сова: Молодцы, ребята, вы меня очень порадовали своими знаниями. До скорой встречи!