Приложение МААМ

Конспект логопедического занятия «Автоматизация звука [Л] с использованием игр с песком»

Наталья Пахомова
Конспект логопедического занятия «Автоматизация звука [Л] с использованием игр с песком»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект организованной коррекционно-развивающей деятельности на тему: «Автоматизация звука [л]».

Коррекционно-образовательные задачи: автоматизация правильного произношения звука [л] в слогах, словах и предложениях. Совершенствование грамматического строя речи (употребление существительных во множественном числе, употребление существительных в форме родительного падежа). Совершенствование навыка слогового анализа слов. Совершенствование навыка анализа предложения.

Публикация «Конспект логопедического занятия „Автоматизация звука [Л] с использованием игр с песком“» размещена в разделах

Коррекционно-развивающие задачи: Совершенствование продолжительного выдоха, артикуляционной, мелкой моторики и координации речи с движением. Развитие высоты голоса, интонационной выразительности, фонематического восприятия, связной речи, воображения и творческих способностей.

Коррекционно-воспитательные задачи: воспитание доброжелательности, взаимопонимания, навыков сотрудничества, самостоятельности, инициативности.

ППРС: большая песочница, индивидуальные песочницы по количеству детей, индивидуальные зеркала, персонажи из сказки о Язычке (Язычок, лягушата, змея, лошадка, лодка, фигурка маляра, грибы, персонажи и атрибуты для создания сюжета русской народной сказки «Три медведя», карта «клада», коктейльные трубочки, предметные картинки для автоматизации звука [л], карточка с изображением буквы Л, дидактическое пособие «Звукоград», игрушка Звуковичок, деревянные палочки, наборы счетных палочек по количеству детей, сюжетная картинка «Вкусные булочки», «Волшебная палочка», игрушки: кукла мальчика, столик, стулья, посуда, булочки, полотенце, влажные салфетки, урны для использованных салфеток.

Ход коррекционно-развивающей деятельности:

I.1. Оргмомент.

Здравствуй Виктория! Я очень рада тебя видеть. Сегодня мы снова будем играть с песком.

2. Логопед : напомни мне правила игры в песочнице?

Ребенок: (песок не должен высыпаться за бортики песочницы, при выполнении дыхательной гимнастики нужно контролировать силу выдыхаемой воздушной струи, нельзя обсыпать себя и друг друга песком, так как песок может попасть в глаза, нос, рот; нельзя пробовать песок на вкус; отряхивать руки только над песочницей;

Логопед : Правильно

Здесь нельзя кусаться, драться!

И нельзя песком кидаться!

Это мирная страна.

Дети поняли меня?

II.1. Артикуляционная гимнастика в сочетании с игрой пальчиками в песке.

[Совершенствование артикуляционной и мелкой моторики]

Логопед : давай вспомним сказку о Язычке и поиграем пальчиками в песке.

Логопед выставляет на стол игрушки-персонажи по ходу рассказывания сюжета сказки.

Жил-был маленький Язычок, был у него друг лягушонок, с которым Язычок веселился. Давайте и мы превратимся лягушонка.

Описание упражнения: улыбнуться, показать сомкнутые зубки. Удерживать губы в таком положении до счёта «пять» (до счёта «десять», затем вернуть губы в исходное положение.

Подражаем мы лягушкам: тянем губы прямо к ушкам.

Вы сейчас тяните губки - я увижу ваши зубки.

Мы потянем – перестанем и нисколько не устанем.

Песочница: выполняют похлопывания ладонью ведущей руки по поверхности песка.

Повеселился Язычок лягушонком и пошёл дальше гулять (пальчики шагают по песку). Вдруг в кустах что-то зашевелилось, и Язычок увидел, что это. змея. Давай изобразим змею!

Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот; высунуть язычок изо рта, затем спрятать. Повторить 3-4 раза.

Подражаем мы змее, с ней мы будем наравне:

Высунем язык и спрячем, только так, а не иначе.

Песочница: двигать ладонью по поверхности песка вперед назад вместе с язычком

Понаблюдал Язычок за змейкой и пошёл дальше (пальчики шагают по песку). Видит, лошадка детей катает. Захотел и сам прокатиться: «Лошадка, покатаешь меня?» А лошадка отвечает: «Конечно!» Сел Язычок на лошадку, крикнул «но!» и поскакал. Давай покажем, как Язычок катался на лошадке.

Описание упражнения: улыбнуться, широко открыть рот, щёлкать языком громко и энергично. Стараться, чтобы нижняя челюсть была неподвижна и «прыгал» только язык.

Я - весёлая лошадка, тёмная, как шоколадка.

Язычком пощёлкай громко - стук копыт услышишь звонкий.

Песочница: щелкать языком и одновременно по песочной поверхности всеми пальцами имитировать скачку лошади по песку.

Возле дома Язычка протекал весёлый ручеёк. Язычок решил сделать лодочку с парусом и отправить её в плавание. Лодочка получилась очень красивая, с розовым парусом. Давай покажем, какой был парус у лодочки.

Описание упражнения: улыбнуться, широко открыть рот, кончик языка поднять и поставить на бугорки (альвеолы) за верхними зубами. Удерживать язык в таком положении под счёт до восьми; потом до десяти. Опустить язык и повторить упражнение 2-3 раза.

Песочница: ладони сложить «лодочкой» и двигать по поверхность песка.

Пустил Язычок лодочку в ручеёк, а сам побежал (пальчики бегут по песку) по берегу, чтобы посмотреть, далеко ли она уплывёт. Вдруг Язычок увидел маляра, который ярко-синей краской красил крышу дома. Давай покажем, как маляр крышу красил.

Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, язык поднять вверх и кончиком языка проводить по нёбу от верхних зубов до горла и обратно. Выполнять медленно, под счёт до восьми.

Песочница: превратить ладонь в «кисть маляра» и легкими прикосновениями кончиков пальцев как бы красить поверхность песка.

Пока Язычок смотрел, как маляр забор красит, лодочка с парусом уплыла далеко-далеко. Бросился Язычок догонять лодочку. Вдруг в траве что-то мелькнуло. Остановился Язычок посмотреть и увидел, что это гриб. Давай покажем, какой гриб увидел Язычок.

(Возьмите грибочки и вставьте их в песочную поверхность).

Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, «приклеить» (присосать) язык к нёбу. Следить, чтобы при этом рот был широко открыт. Если не получается сразу «приклеить» язычок к нёбу, предложите ребёнку медленно пощёлкать языком. Пусть малыш почувствует, как язычок «присасывается» к нёбу.

Под берёзой, у дорожки гриб растёт на толстой ножке.

Мимо мы пройти не сможем, гриб в лукошко мы положим.

Насобирал Язычок грибов пошёл дальше. Вдруг он услышал весёлые звуки гармошки. «Интересно, кто это играет? Пойду, посмотрю!» - подумал Язычок и побежал на полянку. Видит, заяц на пеньке сидит и на гармошке весёлые песенки наигрывает. Давай и мы сыграем на гармошке.

Описание упражнения: улыбнуться, широко открыть рот, «присосать» язык к нёбу. Не отпуская язык, сильно опустить нижнюю челюсть, закрыть рот и опять широко открыть, не меняя положения языка. Повторить 4-5 раз.

Песочница: положить пальцы на поверхность песка, а затем двигать всеми пальчиками обеих рук «игра на рояле».

Логопед : молодец, ты хорошо выполняла артикуляционную гимнастику.

III. Сообщение темы занятия. Сегодня мы будем слушать, и произносить звук [л].

Логопед : Вика, произнеси звук [Л — Л — Л] - (многократное произнесение).

Логопед : В каком положении у нас губы, зубы, где находится язык?

2. Артикуляционный уклад звука [л]

Дети: Зубы разомкнуты, губы разомкнуты в сильной улыбке, кончик языка прижат к альвеолам, по бокам языка образуется щель, в которую проходит воздух.

Логопед : Звук [л] – согласный, твердый, звонкий обозначается синим кружком с колокольчиком.

[Ознакомление с буквой Л]

Звуковичок знакомит ребенка с буквой Л и заселяет её в замок Звукограда.

Логопед показывает, детям из каких элементов состоит буква Л и как печатается.

Логопед : Возьмите деревянные палочки и напечатайте букву Л на песке.

[Автоматизация правильного произношения звука [л] в изолированном виде]

3.«Песенка Парохода» - В песочнице разгребите песок на два берега. Из ладошек сделайте «Пароходы» И. п. - обе ладони соединены «ковшиком» все пальцы кроме больших, направленных в сторону «от себя», а большие пальцы подняты вверх и соединены - это «труба». Проплывите на пароходиках по реке, произнося четко звук [Л-Л-Л-Л].

4 «Прятки» [Развитие фонематического восприятия]

Спрячьте ладошки в песочную гладь, когда услышите звук [л] среди других звуков, слогов, слов.

- а, л, о, л, п, л, т, у, л…

- ла, му, па, лы, ту, лу…

- лак, мама, лама, Ната, бал, пол.

5.«Слоговые дорожки» [Автоматизация правильного произношения звука [л] в слогах, словах]

Логопед : шагайте по песочной поверхности, проговаривая слоговые дорожки по очереди, начиная с Вики.

Ла-лы-ло-лу

Лы-ло-лу-ла

Ло-лу-ла-лы

6. Упражнение «Лабиринт» Детям раздаются конверты, в которых находятся картинки на автоматизацию звука [л].

Логопед : Ребята, откройте конверт №1, достаньте картинки, разложите картинки по песочной поверхности. Найдите картинку со звездочкой - это будет начало лабиринта. Пройдите пальчиками по песочной поверхности и назовите все картинки.

Перечень картинок лабиринта № 1: лак, лапа, лапти, лавка, ласты, ландыш, лампа, ладони, лампочка.

Затем работа с конвертом №2

Перечень картинок лабиринта № 2: лотос, лодка, ложка, локоть, лук, лупа, луна, лыжи, лыжник.

7. Упражнение «Чего не стало?» [Совершенствовать грамматический строй речи (употребление существительных в форме родительного падежа)]

Внимательно рассмотрите и запомните картинки. Возьмите в ладошку песка и засыпайте картинки. Скажи, чего не стало? (Упражнение повторяется несколько раз.)

8. Физкультминутка [Координация речи с движением. ]

Буквой Л расставим ноги.

Словно в пляске - руки в боки.

Наклонились влево - вправо,

Влево - вправо.

Получается-то славно.

Логопед : Молодцы ребята!

9. Игра "Телеграф" [Совершенствование навыка слогового анализа слов]

На песочной поверхности дети выкладывают 3 дорожки из счетных палочек. На первой дорожке -1 палочка, на эту дорожку будем выкладывать картинки в названии, которых 1 слог; на второй дорожке - 2 палочки, здесь будут находиться слова в названии, которых есть 2 слога; на третей дорожке - 3 палочки, здесь будут находиться слова в названии, которых есть 3 слога (лак, лапа, лапти, лавка, ласты, ландыш, лампа, ладони, лампочка)

10. «Дополни сюжет и расскажи» [Автоматизация правильного произношения звука [л] в предложении. Совершенствование навыка анализа предложения. Развитие связной речи, воображения].

Учитель-логопед выставляет сюжетную картинку «Сбор урожая». Ребенок составляет рассказ по картинке. «Наступила осень. Дует сильный ветер, срывая листья с деревьев. Осень раскрасила листья деревьев в яркие цвета: желтый, оранжевый, багряный. Трава начала желтеть. Семья приехала на дачу, чтобы собрать урожай. Папа копает картошку, а мама ее собирает в ведро. Дети перебирают выкопанный урожай, чтобы заложить овощи на зимнее хранение….»

IV. Итог занятия. С каким звуком мы сегодня играли? При произношении звука [л], в каком положении находятся губки, зубки и язычок? Скажите, характеристику звука [л]. Какие игры вам понравились?

Публикации по теме:

Конспект логопедического занятия «Автоматизация звука [Л]» Цель: Автоматизация звука [Л] в словах. Задачи: • закреплять звук в самостоятельном произношении (в словах); • развивать навыки звукового.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [З] в слогах и словах» .

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [р]» с применением игр и артикуляционной гимнастики Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №32 «Светлячок» Г. о. Подольск Конспект индивидуального.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [Р] в предложениях и тексте». Тема. Автоматизация звука [Р] (в сочетании ТР) в предложениях и тексте. Цели: - уточнить представления об артикуляционном укладе звука.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [Р] с использованием метода биоэнергопластики» Тема: Автоматизация звука [Р] в слогах, словах, предложениях. Цели: 1. Автоматизировать звук [Р] в слогах, словах, предложениях. 2. Развивать.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [л’] в словах» Цель: Автоматизировать звук [л’] в словах. Задачи: Коррекционная: - выработать правильный артикуляционный уклад при произношении звука [л’].

Конспект индивидуального логопедического занятия по теме «Автоматизация звука [Ш] с использованием элементов логоритмики» Конспект индивидуального логопедического занятия по теме: «Автоматизация звука Ш с использованием элементов технологии логоритмики» Цели:.

Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием элементов логоритмики и ИКТ «Автоматизация звука [Р]» Цель: автоматизация [Р] в слогах, словах и предложениях Образовательная задача: - Закреплять знания по лексическим темам «Овощи», «Транспорт».

Конспект логопедического занятия по теме: Автоматизация звука [Л] в словах, словосочетаниях. Цели: - автоматизировать звук [Л] в словах, словосочетаниях; - развивать слуховое внимание, фонематическое восприятие, умение определять.

Конспект логопедического занятия «Автоматизация звука [Ш] с использованием здоровьесберегающих технологий» Конспект НОД. Автоматизация звука I Ш I с использованием здоровьесберегающих технологий. Цель: Автоматизация правильного артикуляторного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект логопедического занятия «Автоматизация звука [Л] с использованием игр с песком»
Опубликовано: 25 декабря 2017 в 00:25
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект логопедического занятия «Автоматизация звука [Л] с использованием игр с песком»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Пахомова (УИ 378597) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД