Наталья Пахомова
Конспект логопедического занятия «Автоматизация звука [Л] с использованием игр с песком»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект организованной коррекционно-развивающей деятельности на тему: «Автоматизация звука [л]».
Коррекционно-образовательные задачи: автоматизация правильного произношения звука [л] в слогах, словах и предложениях. Совершенствование грамматического строя речи (употребление существительных во множественном числе, употребление существительных в форме родительного падежа). Совершенствование навыка слогового анализа слов. Совершенствование навыка анализа предложения.
Публикация «Конспект логопедического занятия „Автоматизация звука [Л] с использованием игр с песком“» размещена в разделах
- Буква Л и звуки [Л], [Л’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Звуки [Л], [Л’]. Автоматизация, дифференциация звуков
- Игры с песком
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Логопедические игры
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Темочки
Коррекционно-развивающие задачи: Совершенствование продолжительного выдоха, артикуляционной, мелкой моторики и координации речи с движением. Развитие высоты голоса, интонационной выразительности, фонематического восприятия, связной речи, воображения и творческих способностей.
Коррекционно-воспитательные задачи: воспитание доброжелательности, взаимопонимания, навыков сотрудничества, самостоятельности, инициативности.
ППРС: большая песочница, индивидуальные песочницы по количеству детей, индивидуальные зеркала, персонажи из сказки о Язычке (Язычок, лягушата, змея, лошадка, лодка, фигурка маляра, грибы, персонажи и атрибуты для создания сюжета русской народной сказки «Три медведя», карта «клада», коктейльные трубочки, предметные картинки для автоматизации звука [л], карточка с изображением буквы Л, дидактическое пособие «Звукоград», игрушка Звуковичок, деревянные палочки, наборы счетных палочек по количеству детей, сюжетная картинка «Вкусные булочки», «Волшебная палочка», игрушки: кукла мальчика, столик, стулья, посуда, булочки, полотенце, влажные салфетки, урны для использованных салфеток.
Ход коррекционно-развивающей деятельности:
I.1. Оргмомент.
Здравствуй Виктория! Я очень рада тебя видеть. Сегодня мы снова будем играть с песком.
2. Логопед : напомни мне правила игры в песочнице?
Ребенок: (песок не должен высыпаться за бортики песочницы, при выполнении дыхательной гимнастики нужно контролировать силу выдыхаемой воздушной струи, нельзя обсыпать себя и друг друга песком, так как песок может попасть в глаза, нос, рот; нельзя пробовать песок на вкус; отряхивать руки только над песочницей;
Логопед : Правильно
Здесь нельзя кусаться, драться!
И нельзя песком кидаться!
Это мирная страна.
Дети поняли меня?
II.1. Артикуляционная гимнастика в сочетании с игрой пальчиками в песке.
[Совершенствование артикуляционной и мелкой моторики]
Логопед : давай вспомним сказку о Язычке и поиграем пальчиками в песке.
Логопед выставляет на стол игрушки-персонажи по ходу рассказывания сюжета сказки.
Жил-был маленький Язычок, был у него друг лягушонок, с которым Язычок веселился. Давайте и мы превратимся лягушонка.
Описание упражнения: улыбнуться, показать сомкнутые зубки. Удерживать губы в таком положении до счёта «пять» (до счёта «десять», затем вернуть губы в исходное положение.
Подражаем мы лягушкам: тянем губы прямо к ушкам.
Вы сейчас тяните губки - я увижу ваши зубки.
Мы потянем – перестанем и нисколько не устанем.
Песочница: выполняют похлопывания ладонью ведущей руки по поверхности песка.
Повеселился Язычок лягушонком и пошёл дальше гулять (пальчики шагают по песку). Вдруг в кустах что-то зашевелилось, и Язычок увидел, что это. змея. Давай изобразим змею!
Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот; высунуть язычок изо рта, затем спрятать. Повторить 3-4 раза.
Подражаем мы змее, с ней мы будем наравне:
Высунем язык и спрячем, только так, а не иначе.
Песочница: двигать ладонью по поверхности песка вперед назад вместе с язычком
Понаблюдал Язычок за змейкой и пошёл дальше (пальчики шагают по песку). Видит, лошадка детей катает. Захотел и сам прокатиться: «Лошадка, покатаешь меня?» А лошадка отвечает: «Конечно!» Сел Язычок на лошадку, крикнул «но!» и поскакал. Давай покажем, как Язычок катался на лошадке.
Описание упражнения: улыбнуться, широко открыть рот, щёлкать языком громко и энергично. Стараться, чтобы нижняя челюсть была неподвижна и «прыгал» только язык.
Я - весёлая лошадка, тёмная, как шоколадка.
Язычком пощёлкай громко - стук копыт услышишь звонкий.
Песочница: щелкать языком и одновременно по песочной поверхности всеми пальцами имитировать скачку лошади по песку.
Возле дома Язычка протекал весёлый ручеёк. Язычок решил сделать лодочку с парусом и отправить её в плавание. Лодочка получилась очень красивая, с розовым парусом. Давай покажем, какой был парус у лодочки.
Описание упражнения: улыбнуться, широко открыть рот, кончик языка поднять и поставить на бугорки (альвеолы) за верхними зубами. Удерживать язык в таком положении под счёт до восьми; потом до десяти. Опустить язык и повторить упражнение 2-3 раза.
Песочница: ладони сложить «лодочкой» и двигать по поверхность песка.
Пустил Язычок лодочку в ручеёк, а сам побежал (пальчики бегут по песку) по берегу, чтобы посмотреть, далеко ли она уплывёт. Вдруг Язычок увидел маляра, который ярко-синей краской красил крышу дома. Давай покажем, как маляр крышу красил.
Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, язык поднять вверх и кончиком языка проводить по нёбу от верхних зубов до горла и обратно. Выполнять медленно, под счёт до восьми.
Песочница: превратить ладонь в «кисть маляра» и легкими прикосновениями кончиков пальцев как бы красить поверхность песка.
Пока Язычок смотрел, как маляр забор красит, лодочка с парусом уплыла далеко-далеко. Бросился Язычок догонять лодочку. Вдруг в траве что-то мелькнуло. Остановился Язычок посмотреть и увидел, что это гриб. Давай покажем, какой гриб увидел Язычок.
(Возьмите грибочки и вставьте их в песочную поверхность).
Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, «приклеить» (присосать) язык к нёбу. Следить, чтобы при этом рот был широко открыт. Если не получается сразу «приклеить» язычок к нёбу, предложите ребёнку медленно пощёлкать языком. Пусть малыш почувствует, как язычок «присасывается» к нёбу.
Под берёзой, у дорожки гриб растёт на толстой ножке.
Мимо мы пройти не сможем, гриб в лукошко мы положим.
Насобирал Язычок грибов пошёл дальше. Вдруг он услышал весёлые звуки гармошки. «Интересно, кто это играет? Пойду, посмотрю!» - подумал Язычок и побежал на полянку. Видит, заяц на пеньке сидит и на гармошке весёлые песенки наигрывает. Давай и мы сыграем на гармошке.
Описание упражнения: улыбнуться, широко открыть рот, «присосать» язык к нёбу. Не отпуская язык, сильно опустить нижнюю челюсть, закрыть рот и опять широко открыть, не меняя положения языка. Повторить 4-5 раз.
Песочница: положить пальцы на поверхность песка, а затем двигать всеми пальчиками обеих рук «игра на рояле».
Логопед : молодец, ты хорошо выполняла артикуляционную гимнастику.
III. Сообщение темы занятия. Сегодня мы будем слушать, и произносить звук [л].
Логопед : Вика, произнеси звук [Л — Л — Л] - (многократное произнесение).
Логопед : В каком положении у нас губы, зубы, где находится язык?
2. Артикуляционный уклад звука [л]
Дети: Зубы разомкнуты, губы разомкнуты в сильной улыбке, кончик языка прижат к альвеолам, по бокам языка образуется щель, в которую проходит воздух.
Логопед : Звук [л] – согласный, твердый, звонкий обозначается синим кружком с колокольчиком.
[Ознакомление с буквой Л]
Звуковичок знакомит ребенка с буквой Л и заселяет её в замок Звукограда.
Логопед показывает, детям из каких элементов состоит буква Л и как печатается.
Логопед : Возьмите деревянные палочки и напечатайте букву Л на песке.
[Автоматизация правильного произношения звука [л] в изолированном виде]
3.«Песенка Парохода» - В песочнице разгребите песок на два берега. Из ладошек сделайте «Пароходы» И. п. - обе ладони соединены «ковшиком» все пальцы кроме больших, направленных в сторону «от себя», а большие пальцы подняты вверх и соединены - это «труба». Проплывите на пароходиках по реке, произнося четко звук [Л-Л-Л-Л].
4 «Прятки» [Развитие фонематического восприятия]
Спрячьте ладошки в песочную гладь, когда услышите звук [л] среди других звуков, слогов, слов.
- а, л, о, л, п, л, т, у, л…
- ла, му, па, лы, ту, лу…
- лак, мама, лама, Ната, бал, пол.
5.«Слоговые дорожки» [Автоматизация правильного произношения звука [л] в слогах, словах]
Логопед : шагайте по песочной поверхности, проговаривая слоговые дорожки по очереди, начиная с Вики.
Ла-лы-ло-лу
Лы-ло-лу-ла
Ло-лу-ла-лы
6. Упражнение «Лабиринт» Детям раздаются конверты, в которых находятся картинки на автоматизацию звука [л].
Логопед : Ребята, откройте конверт №1, достаньте картинки, разложите картинки по песочной поверхности. Найдите картинку со звездочкой - это будет начало лабиринта. Пройдите пальчиками по песочной поверхности и назовите все картинки.
Перечень картинок лабиринта № 1: лак, лапа, лапти, лавка, ласты, ландыш, лампа, ладони, лампочка.
Затем работа с конвертом №2
Перечень картинок лабиринта № 2: лотос, лодка, ложка, локоть, лук, лупа, луна, лыжи, лыжник.
7. Упражнение «Чего не стало?» [Совершенствовать грамматический строй речи (употребление существительных в форме родительного падежа)]
Внимательно рассмотрите и запомните картинки. Возьмите в ладошку песка и засыпайте картинки. Скажи, чего не стало? (Упражнение повторяется несколько раз.)
8. Физкультминутка [Координация речи с движением. ]
Буквой Л расставим ноги.
Словно в пляске - руки в боки.
Наклонились влево - вправо,
Влево - вправо.
Получается-то славно.
Логопед : Молодцы ребята!
9. Игра "Телеграф" [Совершенствование навыка слогового анализа слов]
На песочной поверхности дети выкладывают 3 дорожки из счетных палочек. На первой дорожке -1 палочка, на эту дорожку будем выкладывать картинки в названии, которых 1 слог; на второй дорожке - 2 палочки, здесь будут находиться слова в названии, которых есть 2 слога; на третей дорожке - 3 палочки, здесь будут находиться слова в названии, которых есть 3 слога (лак, лапа, лапти, лавка, ласты, ландыш, лампа, ладони, лампочка)
10. «Дополни сюжет и расскажи» [Автоматизация правильного произношения звука [л] в предложении. Совершенствование навыка анализа предложения. Развитие связной речи, воображения].
Учитель-логопед выставляет сюжетную картинку «Сбор урожая». Ребенок составляет рассказ по картинке. «Наступила осень. Дует сильный ветер, срывая листья с деревьев. Осень раскрасила листья деревьев в яркие цвета: желтый, оранжевый, багряный. Трава начала желтеть. Семья приехала на дачу, чтобы собрать урожай. Папа копает картошку, а мама ее собирает в ведро. Дети перебирают выкопанный урожай, чтобы заложить овощи на зимнее хранение….»
IV. Итог занятия. С каким звуком мы сегодня играли? При произношении звука [л], в каком положении находятся губки, зубки и язычок? Скажите, характеристику звука [л]. Какие игры вам понравились?