Любовь Иконникова
Конспект логопедического подгруппового занятия для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи «Звук [ш]. Буква ш»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: закреплять умение детей правильно произносить звук [ш], выделять, различать этот звук в звучащей речи; закрепить знания зрительного образа буквы Ш.
Задачи:
1. Коррекционно-обучающие:
учить детей точно и полно отвечать на вопросы, формировать лексико-грамматический строй, упражнять детей в звукобуквенном анализе и синтезе слов, автоматизировать звук [ш] в слогах, словах, словосочетаниях,
развивать умение длительного плавного выдоха, артикуляционную моторику;
2. Коррекционно-развивающие:
развивать фонематический слух, фонематическое восприятие, логическое мышление, внимание, мелкую моторику пальцев рук ;
Публикация «Конспект логопедического подгруппового занятия для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи „Звук [ш], Буква ш“» размещена в разделах
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Звуки [С] - [Ш]. Дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Развитие фонематического слуха
- Темочки
3. Коррекционно-воспитательные:
воспитывать вежливость, любовь к природе, умение слушать сверстников и логопеда.
Оборудование: интерактивная доска, компьютер, стол для рисования песком, запись попевки на Ш, сухие бассейны (контейнеры с крупами, счетные палочки, су-джок шарики с пружинками, карточка с буквой Ш.
Планируемый результат: правильная артикуляция звука [ш], умение выделять данный звук, знание буквы Ш.
Ход занятия.
1. Постановка темы, цели занятия.
-Ребята, сегодня мы отправимся в путешествие по сказочной стране звуков, а по какой вы сейчас должны отгадать. Послушайте внимательно звуки и определите их.
2. Слуховое восприятие звука. Создание слухового образа звука. Прослушивание фонограмм :шум ветра в лесу; шелест листьев на деревьях; шуршание бумаги; шипение змеи.
-Итак, вы уже, наверное, догадались, что сегодня на занятии мы отправляемся в путешествие по стране «Шумелочки». Где нас ожидает много нового: интересные встречи, задания, и конечно, игры со звуком [ш], и буквой, обозначающей этот звук.
Чтобы произносить легко звук [ш], выполним гимнастику для язычка.
3. Упражнения по биоэнергопластике:«Чашечка», «Лошадка». Характеристика звука [ш].
-Губы округлены, зубы сближены, язычок «Чашечкой» за верхними зубами, боковые края прижаты к коренным зубам.
-Произнесем звук ш-ш-ш- длительно на одном выдохе.
- Какой это звук? (согласный, твёрдый, глухой)
- А почему, как вы определили что он согласный, глухой? (он не поется и когда мы его произносим слышим шум)
Давайте проверим: поиграем в игру «Наушники». «Наденем наушники», (закрываем руками уши) и произносим звук [ш], слышите шум в наушниках, да, значит мы правильно определили, звук [ш] – глухой.
Язык вверх – ша-ша-ша. Каша, плюшки, шоколад, лапша.
4. Закрепление знания буквы Ш.
- Мы с вами произносим слоги, слова со звуком Ш, а мы можем увидеть звуки? (нет, мы видим и пишем буквы)
-Какой же буквой обозначается звук [ш] на письме?
- Давайте станем волшебниками и превратим звук [Ш], в букву Ш.
Платье звуку надеваем,
звук в букву превращаем.
Учитель-логопед достает букву Ш.
Есть такая буква — «Ш»
Ну уж больна хороша.
Любит всех тепло одеть,
Чтоб зимою не болеть.
5. Упражнение для развития мелкой моторики рук и запоминания зрительного образа буквы. Работа с сухим бассейном.
В сухом бассейне найти счетные палочки, выложить букву Ш.
6. Автоматизация звука [ш], в слогах и словах.
Интерактивные игры. (Работа на интерактивной доске.)
а) Логопедическая попевка на Ш. (методика Е. Железновой).
б)Рисование мышки, проговаривание слогов с [ш] .
«Мышата шушукаются».
Произнесение слоговых сочетаний от имени мышат
(с включением мимических упражнений).
ыши-ыши-ыши, аша-аша-аша,
уша-уша-уша, иши-иши-иши,
ошо-ошо-ошо, ашу-ашу-ашу, оши-иши-аши.
в)Игра «Узнай звук».(Перетягивание картинок (на интерактивной доске) в названии которых есть со звук [ш] к букве Ш).
-Ну что, отправляемся дальше?
-И вот мы приплыли на остров, а встречает нас буква Ш.
- Давайте посмотрим на картинки и выберем те, в названии которых есть звук [ш].
Учитель-логопед: Молодцы! И мы с Вами отправляемся дальше.
7. Развитие мелкой моторики с использование Су-джок терапии.
Учитель-логопед: для вас есть ещё сюрприз. Вот «ёжики». Сделаем массаж ладоней и пальчиков.
Пальцы - дружная семья.
Друг без друга им нельзя.
(дети катают Су Джок между ладоней)
Откройте «ёжики», достаньте пружинки и одевайте на каждый пальчик по очереди и повторяйте за мной:
На правой руке:
Этот малыш-Илюша, (на большой палец)
Этот малыш-Ванюша, (указательный)
Этот малыш-Алеша, (средний)
Этот малыш-Антоша, (безымянный)
А меньшего малыша зовут Мишуткою друзья. (мизинец)
На левой руке:
Эта малышка-Танюша, (на большой палец)
Эта малышка-Ксюша, (указательный)
Эта малышка-Маша, (средний)
Эта малышка-Даша, (безымянный)
А меньшую зовут Наташа. (мизинец)
8. Песочная терапия. Рисование песком на световом столе.
Мы с вами немного устали. Предлагаю вам отдохнуть -отправиться на море.
Давайте порисуем на столе с песком. Море, рыбки, солнце.
В ладоши наши посмотри,
Мудрее стали ведь они.
Спасибо, милый наш песок
Ты всем нам подрасти помог!
На этом наше путешествие закончилось.
9. Итог занятия. С каким звуком занимались? Какой буквой он обозначается на письме? Что понравилось?