Ольга Афанасьева
Квест-игра «Путешествие Буратино в страну экономики» для детей подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Квест – игра «Путешествие Буратино в страну экономики»
для детей подготовительной группы
«Поможем Буратино вернуть золотые монеты».
Цель – содействовать финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создать необходимую мотивацию для повышения их финансовой грамотности, развитие экономических представлений при помощи игровых ситуаций.
Задачи:
Образовательные:
• Расширять активный и пассивный словарь детей, знакомя с экономическими терминами.
• Формировать умения выражать свои мысли и анализировать.
• Формировать навыки сотрудничества, умения договариваться друг с другом.
• Опытным путём знакомить с различными свойствами металла и бумаги.
Развивающие:
• Развивать при выполнении задач экономического характера логическое мышление, память, внимание.
• Закреплять умение выполнять математические вычисления.
• Развивать познавательную активность.
• Развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического задания.
Воспитательные:
• Способствовать воспитанию нравственных качеств, правильному отношению к деньгам и разумному их использованию, бережливость, честность, взаимовыручка, щедрость.
Материал и оборудование: 5 золотых монет, изображения с героями сказки «Приключения Буратино»: папы Карло, Мальвины, лисы Алисы, кота Базилио, Тортиллы; картинки для игр «Профессия – результат труда», «Товары и услуги»; мяч.
Ход образовательной деятельности
Организационная игра
«Давайте порадуемся»
Давайте порадуемся солнцу и птицам,
А также порадуемся улыбчивым лицам
И всем, кто живет на этой планете,
«Доброе утро!» скажем мы вместе
«Доброе утро!» — маме и папе
«Доброе утро!» — останется с нами.
Воспитатель: - Ребята, недавно мы смотрели с вами мультфильм «Приключения Буратино». Скажите, кто украл золотые монеты у Буратино, которые дал ему Карабас Барабас?
- Сколько монет было у Буратино?
- Давайте поможем Буратино вернуть его монеты.
- Чтобы нам помочь ему вернуть монеты, нужно выполнить 5 заданий. Если задание выполните правильно, то вам дадут одну золотую монету. Готовы помочь?
Дети проходят по залу, останавливаются у домика, и рядом - картинка с изображением папы Карло.
1 задание от папы Карло:
Воспитатель: - Задания будут сложные, папа Карло хочет проверить, готовы ли вы помочь его сыну – Буратино. (воспитатель читает загадки).
- И врачу, и акробату выдают за труд … (зарплату);
- Из какого аппарата выдаётся нам зарплата? (банкомат)
- Мебель, хлеб и огурцы продают нам … (продавцы);
-Как называется место, где совершаются покупки? (магазин, рынок. Супермаркет, интернет-магазин, ярмарка);
- Назовите, какие бывают магазины? Дети: (продуктовый, книжный, обувной, и т. д.)
- Как, одним словом, называется всё то, что продаётся в магазине? Это не чудесный дар, называется (товар);
- Будут целыми как в танке сбереженья в вашем (банке).
- И врачу, и акробату выдают за труд … (Зарплату).
- На товаре быть должна обязательно… (Цена) А если цена будет высокая, то товар быстро продадут? Что для этого нужно сделать?
Папа Карло хвалит детей, даёт им монету, дети идут дальше.
Подходят к столику, за ним сидит кукла Мальвина.
2 задание от Мальвины:
Воспитатель: мы с вами уже говорили, как правильно распределять семейный бюджет.
Давайте вспомним, что такое семейный бюджет?
Воспитатель: В семье живут мама, папа, бабушка, дедушка, старшая сестренка и младший брат.
• Мама с папой работают и получают зарплату.
• Дедушка с бабушкой получают пенсию, они не работают.
• Старшая сестренка учится в институте, и она получает стипендию,
а маленький братик ходит в детский сад и государство дает ему пособие.
• Мама с папой, бабушка с дедушкой, старшая сестренка свои доходы складывают в общий семейный бюджет или по другому - доход семьи.
А сейчас я вам предлагаю поиграть в игру: «Доход - расход».
• Папа получил зарплату – доход
• Бабушка заболела – расход
• Выиграл приз - доход
• Потеряла кошелёк - расход
• Продала бабушка пирожки - доход
• Заплатили за квартиру – расход
• Нашли монетку - доход
• Купили игрушку - расход
• Сломалась стиральная машина-расход
• Бабушка получила пенсию-доход
• Покупка хлеба в магазине (расход)
• Оплата коммунальных услуг….(расход)
• Мама получил премию (доход)
• Мама заплатила за детский сад (расход)
• Вы нашли клад (доход)
• Бабушка купили продукты….(расход)
• Папа заплатил за стрижку (расход)
• Брат получил стипендию (доход)
• Вы купили билеты в кино….(расход).
Мальвина даёт детям монету. Дети идут дальше.
По дороге встречается Лиса Алиса, просит у детей, чтобы они дали ей монетку. Воспитатель и дети говорят ей, что она и так забрала монеты у Буратино, лиса предлагает детям вернуть им одну монету, если они выполнят задание.
3 задание от лисы Алисы:
-Скажите, дети, а всегда хватает денег вашим родителям?
-Воспитатель: А что они делают, если что-то надо купить, а денег не хватает
-Воспитатель: В каких случаях можно занять денег.
Воспитатель:
Например: У Тани завтра День Рождение. Мама решила испечь торт, и пошла в магазин за мукой, но второпях она забыла кошелек. В магазине она увидела соседку т. Валю и попросила ее одолжить ей денег, дать ей в долг. Тетя Валя дала денег в долг столько, сколько стоит мука.
Воспитатель: Дети, как вы думаете, мама должна отдать деньги соседке?
(ответы детей). Мама отдаст деньги, так как она просто забыла кошелек.
Воспитатель:
Еще одна ситуация: Мама с подругой зашли в магазин «Одежды», где маме понравилось платье, и она решила его купить. Когда стала считать деньги в кошельке, ей их не хватило. Она попросила подругу дать ей денег в долг до зарплаты. Подруга дала денег маме в долг. Как только мама получит зарплату, она сразу же отдаст долг.
Воспитатель: Дети, а вы знаете, что такое долг?
Воспитатель: Долг — это деньги, передаваемые на какой-то срок с последующей их обязательной отдачей. Поэтому нужно рассчитывать на свои возможности, что- либо покупать.
Дидактическая игра «Долг».
Воспитатель: у зайчика было 5 рублей. Зайчик захотел купить тележку. Тележка стоит 8 рублей он попросил у белочки в долг 3 рубля.
Хватит зайчику на покупку тележки всех денег?
Дети: Хватит.
Воспитатель: Сколько всего рублей стало у зайчика?
Дети: 8рублей.
Воспитатель: Сколько рублей было у зайчика?
Дети: 5рублей.
Воспитатель: Сколько он взял в долг?
Дети: 3рубля.
Воспитатель: А деньги, которые взяли в долг, как вы думаете, нужно отдавать?
Дети: Да, нужно отдавать.
- Поэтому при распределении семейного бюджета необходимо учитывать, что нужно вернуть долг человеку, у которого вы занимали деньги.
Воспитатель: Не зря в поговорке говориться: Берешь деньги чужие, отдаешь свои. И поэтому очень важно, чтобы семейный бюджет распределялся правильно.
- А теперь немного поиграем.
Воспитатель: Дети, а вы слышали такое слово «одолжить»?
Что значит одолжить? Ответы детей)
Кто-то уже знаком с этим действием, и занимал на время игрушку у своих друзей, чтобы поиграть?
Кто брал на время другую вещь (карандаш, краски, клей и пр.). (Ответы детей)
Воспитатель: Когда мы берем чужую вещь, чтобы временно ею попользоваться, мы ее занимаем. Одновременно у нас возникает долг, мы должны эту вещь вернуть, мы становимся должниками.
- А как называется действие, когда мы отдаем что- то на время? Это значит одалживать. Сейчас мы с вами будем одалживать и занимать.
Дети делятся на две группы, берут листы бумаги, одна группа берет красные карандаши, другая синие. Группам дается задание: нарисовать синий квадрат с красным кругом внутри.
Воспитатель: чтобы выполнить задание, дети, вам придется занимать друг у друга и одалживать карандаши.
Воспитатель: вот вы занимали и одалживали. Теперь послушайте внимательно историю:
Витя попросил своего друга Сашу одолжить ему на время футбольный мяч. Саша согласился. Когда Витя играл с мячом во дворе, мяч случайно укатился, попал под гусеницы проезжающего трактора и лопнул.
- Подскажите, что делать Вите? Он же должен вернуть мяч Саше?
Дети делятся своими версиями.
Воспитатель: оказывается, когда занимаешь и одалживаешь что-то, надо быть осторожным. Может случиться так, что вещь будет испорчена, разбита, сломана, долг могут не вернуть.
Вывод: перед тем как занимать или одалживать, следует хорошо подумать. Если взял в долг, надо обязательно долг вернуть.
Воспитатель: Дети, а как вы понимаете пословицу: «Заплати долг скорее, так будет веселее» (Ответы детей)
Правильно, чем быстрее отдашь долг, тем будет веселее жить. Знаешь, что никому ты не должен, так как долг серьезное обязательство. И если не уверен, что можешь вернуть его – лучше не обещать и не занимать.
Лиса Алиса даёт детям монету и предлагает поиграть.
Проводится физкультминутка.
На одной ноге постой-ка,
Будто ты солдатик стойкий.
Ногу правую – к груди,
Да смотри – не упади.
А теперь постой на левой,
Если ты солдатик смелый.
Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся.
Руки в стороны развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
Дети проходят дальше, встречают кота Базилио, он говорит, что любит играть с мячом и если дети поиграют с ним, то он тоже вернёт им монету.
4 задание от кота Базилио:
Игра «Потребности или желания». Кот бросает детям мяч и называет слово, дети должны ответить - потребность это или желание: вода, солнце, воздух, тепло, общение, телефон, велосипед, дом, хлеб, мяч, кукла, ресторан, продукты, жилье, одежда, физические движения, сон или отдых.
5. Задание от Ториллы
Черепаха спрашивает:
- Сколько монет вы собрали?
- Сколько вам не хватает?
- Я вам помогу, дам вам последнюю монету. Только я вас попрошу: когда вы будете передавать монеты Буратино, вы расскажете ему, как надо правильно делать покупки.
Тортилла предлагает детям рассмотреть картинки, на которых изображены действия: взрослый даёт ребёнку деньги, ребёнок идёт по улице с пустой сумкой, ребёнок заходит в магазин, ребёнок стоит у прилавка, подаёт деньги, ребёнок берёт хлеб у продавца, ребёнок идёт домой с хлебом в сумке. Просит детей разложить картинки в ряд в правильной последовательности и рассказать по ним.
Тортилла хвалит детей, даёт монету.
Воспитатель с детьми пересчитывают монеты.
А сейчас в конце нашего занятия предлагаю узнать кто самый догадливый:
1. Какой необычный предмет стал первыми мировыми деньгами?
-красные перья
-бивни мамонта
-зубы крокодила
-раковины улиток
2. Человек, который изучает и коллекционирует монеты называется?
-филателист
-шахматист
-нумизмат
-библиотекарь
3. Серебряная монета золотой орд называлась:
- данг (данги-деньги)
-банк
- танк
- ганг
4. Как сокращенно называют заработную плату, которую взрослые получают за свой труд?
- забота
- заработок
- зарплата
-заплата
5. Что, кроме зарплаты, можно получить за отлично выполненную работу?
- пособие
- премию
- выговор
- стипендию
6. Какую денежную выплату от государства получают студенты?
- пенсию
- пособие по безработице
- стипендию
- гонорар
7. Кто самый догадливый? Найдите лишнее?
-зарплата
-пенсия
- пособие
- покупка машины
8. Что здесь лишнее?
- лотерея
- клад
- наследство
-кошелек
9. Пенсия, стипендия, пособие, зарплат- одним словом это?
-расход
- доход
- прибыль
- убытки
10. Рубли, доллары, евро, фунты, франки это…
- богатство
-доход
- бюджет
- валюта.
- Понравилось ли вам наше приключение?
- Как вы думаете, ребята, куда Буратино потратит свои монеты? (Ответы детей).
- Какой совет мы можем дать Буратино?
1. Экономно распоряжаться деньгами.
2. Потраченные средства уже не вернешь.
3. В первую очередь удовлетворяй жизненно важные потребности.
4. Невозможно иметь все, что хочешь.
5. Деньги можно накопить или потратить. Накопление должно быть привычкой.
Итог занятия:
-Чем мы сегодня занимались?
- Что нового вы сегодня узнали?
-Что такое «долг»?
-Как вы понимаете пословицу «Берешь деньги чужие, отдаешь свои»?