Елена Викторовна Кирейченкова
Конспект квест-игры по опытно-экспериментальной деятельности для старших дошкольников «Поможем бабушке Яге»
Тема: «Поможем бабушке Яге» Возраст: подготовительная группа. Вид деятельности : квест – игра Тип : Занятие - эксперимент и т. д. Форма: фронтальная.
Цель: - Формировать интерес к изучению окружающего мира; - Развитие познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию; - Формировать умение видеть и понимать причинно - следственные связи - Формировать у детей потребность в двигательной активности;
Задачи:
Публикация «Конспект квест-игры по опытно-экспериментальной деятельности для старших дошкольников „Поможем бабушке Яге“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Квесты для детей. Сценарии детских квест-игр
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Образовательные: - Продолжать знакомить со свойствами воды и магнита; - Дать представление о свойствах воды в различных ёё состояниях.
Развивающие: - Развивать познавательную активность в процессе самостоятельного выполнения эксперимента; - Развивать логическое мышление, способность анализировать, обобщать, делать самостоятельные умозаключения; - Развивать желание экспериментировать, рассуждать, высказывать своё мнение.
- Дать детям возможность рассуждать и самостоятельно находить ответы на вопросы; - Закрепить знания о сказочных предметах, их названиях и магических функциях. - Закрепить основы безопасного поведения в подвижных играх и соревнованиях;
Воспитательные:
- Воспитывать бережное отношение к природе в целом, и бережное отношение к воде в частности; - Подвести к пониманию, что воду нельзя загрязнять. - Развивать умение в ходе выполнения заданий слушать друг друга, не перебивая, сотрудничать друг с другом;
- Развивать умение действовать в команде, сопереживать и поддерживать друг друга; - Воспитывать умение поддерживать дружеские взаимоотношения со сверстниками.
Предварительная работа: - Экспериментирование с водой «Свойства воды», с магнитом. Просмотр сказки «Морозко».
Оборудование и материал: - Для опытов : высокая прямая ёмкость с водой, на дне которой скрепка с запиской, «волшебная палочка» с магнитом; стакан с водой, пищевые красители, термос с горячей водой, ёмкость с «кристаллами», замороженными в кубиках льда, 4 пустых стакана, 4 стакана с чистой водой, ёмкость с растительным маслом. марля, пустая ёмкость; - Мультимедийный проектор, ноутбук, презентация PowerPoint «Загадки про волшебные предметы», видеоролики с Бабой ягой, музыкальное сопровождение.
Ход квест – игры.
Вводная часть
Воспитатель. Ребята, какое у нас сегодня настроение? Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу свое настроение.
Собрались все дети в круг.
Я-твой друг и ты мой друг.
Крепче за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
1 слайд (Баба Яга)
Воспитатель: Ребята, нам пришло письмо, да не простое. Это – видеообращение. А вот от кого оно, вы узнаете, отгадав загадку.
В глухом лесу, среди болот,
Старуха в домике живёт.
С двумя ногами этот дом,
Он с детства каждому знаком.
Ответьте, кто эта старушка и что это за дом?
(Баба яга)
2 слайд (видео-обращение с акцентом)
Баба Яга: Дорогие мои, большая беда случилась в сказочной стране, все волшебные предметы поломались! Их срочно нужно починить! Помогите, пожалуйста.
Воспитатель: Ну, что, ребята, поможем Бабе Яге?
- Хорошо, но прежде чем помочь Бабе Яге, скажите - какие волшебные предметы из сказок вы знаете?
….
Баба Яга волшебница, а мы с вами кто?
Где мы будем помогать чинить волшебные предметы?
….
3 слайд (правила поведения в лаборатории)
-Посмотрите. Вспомните и скажите, как нужно вести себя в лаборатории
Я буду загадывать вам загадки, за каждую отгадку вы получаете один след. По следам вы можете дойти до первого объекта, там и ждёт вас первое задание.
4- 10 слайд (загадки про волшебные предметы)
1. Эта вещь наверное - самая Волшебная!
Эта Шапка не простая, а чудесная такая:
Все, кто Шапку надевали, в миг куда-то исчезали!
2. Мы помогаем бегать,
Обуешь – не догнать!
В них станешь ты со скоростью,
Нет, не ходить – летать!
3. Это вовсе не бездельница, это чудо- рукодельница!
Ты проси её скорей, в миг накормит всех гостей:
На столе и спозаранку будет -.
4. Из облаков он вылетает
И над деревьями летает!
Летит по небу без забот,
Не вертолет, не самолет:
Не управляет им пилот,
А он всегда летит вперед!
5. Что за чудо? Что за диво? До чего оно красиво!
Это Блюдце не простое. Это Блюдце - Золотое:
Все покажет вам оно, так, как - будто вы в кино.
6. В старых сказках он, как компас!
С ним никто не пропадёт,
Бросишь сразу на тропинку,
и беги за ним вперёд!
7. Взмахнет ей фея очень плавно
И чудо вдруг произойдёт,
В карету тыква превратится,
На бал девчонка попадёт
11 слайд
Воспитатель: А теперь, ребята, посмотрим, куда приведут нас следы. А привели они нас к столу №1. Послушаем задание Бабы Яги.
12 слайд (видео)
Баба Яга: Ребята, моя волшебная палочка совсем сломалась! Как теперь колдовать! Пожалуйста, Почините палочку?
Воспитатель: Итак, первое задание – починить волшебную палочку. Ребята посмотрите, как вы думаете, почему палочка перестала работать?
….
Опыт с магнитом «Волшебная палочка»
Воспитатель: Что сейчас произошло, и как можно это объяснить?
Правильно магнит притягивает к себе предметы из металла.
А давайте испытаем палочку, может она уже заработала. Смотрите, на дне ёмкости с водой находится скрепка, попробуйте её достать, не намочив рук.
А сейчас что сейчас произошло, и как можно это объяснить?
Всё верно сила магнита подействовала на скрепку даже через воду и стекло.
Смотрите-ка, а на скрепке какое-то послание. Прочитаем?
«Чтоб попасть к столу №2, нужно отгадать загадку»
На полу он тихонько лежит
И тепло моих ног сторожит.
Но отправиться может в полёт
Разноцветный …
Воспитатель: Подойдём к столу №2. Внимание на экран, слушаем следующее задание.
13 слайд (видео)
Баба Яга: Ребята, я летаю в ступе, она у меня крепкая, а вот ковёр - самолёт порвался в клочки, когда зацепился за большую скалу. Я его заколдавала, и отправила вам маленькую копию.
Воспитатель: А вот и мини – копия ковра, точнее его части. Как же их соединить? А если нет клея? Можно их соединить при помощи имеющихся предметов на столе?
….
Прежде, чем чинить ковёр, давайте дадим ручкам отдохнуть (пальчиковая гимнастика).
Мой мизинчик, где ты был?
- С безымянным – щи варил,
А со средним – кашу ел,
С указательным запел.
А большой меня встречал
И конфетой угощал,
Опыт «Починим ковёр - самолёт»
Воспитатель: Как удалось вам починить ковёр? Правильно, вода обладает склеивающим эффектом, и края бумаги при намокании слипаются. Но этот эффект длится недолго, до тех пор, пока бумага не высохнет. Поэтому надо быстрей отправить ковёр Бабе Яге. Она его «расколдует», и ковёр будет, как новенький. Кстати! На обратной стороне ковра что-то написано.
«Чтоб попасть к столу №3, нужно отгадать загадку»
Дождь прошел. Раздвинув тучи.
К нам пробился солнца лучик.
И буквально на глазах
Мост возник на небесах.
Разноцветная дуга — Это…
Воспитатель: Загадку отгадали, можете подойти к столу №3.
14 слайд (видео)
Баба Яга: Ребята, вы уже много мне помогли пора отдохнуть. (физминутка)
Воспитатель: Итак, внимание, следующее задание!
15 слайд (видео)
Баба Яга: Ой, беда! Совсем старая стала! Зелье волшебное готовить разучилась! Спасайте, помогите старушке.
Воспитатель: Ну, ничего, этой беде можно помочь. Значит, будем готовить волшебные зелья.
Опыт «Завитки в молоке» Налей в тарелку 1 стакан молока. Добавь в молоко краску. Теперь в середину тарелки капни капельку моющего средства. Подожди несколько секунд. Скоро молоко начнет двигаться, а цвета смешиваться.
Воспитатель: как вы думаете, почему так получилось?
Правильно, моющее средство заставляет молоко и краски смешиваться между собой, что
приводит к образованию разноцветных завитков в молоке.
Посмотрите под одним из стаканов снова послание! Будем читать?
«Чтоб попасть к столу № 4, нужно отгадать загадку»
Дом огромный изо льда.
В нем живу совсем одна.
Заморожу, застужу, никого не пощажу.
Я совсем не нежная, Королева….
Воспитатель: Нас ждёт стол № 4, и следующее задание Бабы Яги!
Баба Яга: Как не стыдно, такая красивая женщина, а такая злая! Заморозила все мои волшебные кристаллы!
Воспитатель: И правда, посмотрите, ребята, все кристаллики попали в ледяной плен. Как можно достать кристаллы из кубиков льда? А, если не прикасаясь, не разбивая и не согревая лёд в ладошках? Какие ещё есть способы? Что из имеющегося на столе поможет растопить льдинки?
Опыт «Освободим волшебные кристаллы»
(Повторить правила работы с горячей водой)
Воспитатель: Что произошло со льдом? Как вы сможете это объяснить?
Правильно, лёд – это та же вода. В холоде вода замерзает, превращается в лёд. От тепла лёд тает, а от горячей воды таяние происходит быстрее. Горячая вода согрела лёд, и он вновь стал водой, а наши кристаллы освободились. Посмотрите, какие они красивые! Какими их ещё можно назвать?
Воспитатель: молодцы ребята, посмотрим, что ещё нам баба Яга хочет сказать.
17 слайд (видео)
Баба Яга: О-о-о! Мои дорогие! Я от всей души благодарю вас, за то, что вы починили все волшебные предметы, а моя скатерть – самобранка шлёт своё скромное угощение!
Релаксация.
Воспитатель: Ребята, вы такие молодцы! Вы помогли Бабе Яге! А какие волшебные предметы вы починили?
А как вы их починили? Что вам больше всего понравилось сегодня? Что вы узнали нового? Чему научились? С какими веществами сегодня экспериментировали? Какие вещества оказались растворимыми или нерастворимыми?