Марина Ивановна Рыжкова
Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Путешествие по островам»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого занятия победителя муниципального конкурса «Воспитатель года» 2020
Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «Путешествие по островам»
Цель: Развитие у дошкольников познавательной активности, исследовательских умений и навыков, навыков опытно-экспериментальной деятельности.
Публикация «Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности „Путешествие по островам“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Открытые занятия. Конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2020
Задачи:
Обучающие:[/i]
• Расширять и углублять знания детей о своей малой Родине.
• Расширить словарный запас детей. Познакомить с новыми словами «курится», «вулканолог», «кратер», «лава», «магма».
• Активизировать речь детей.
• Укреплять здоровье детей, используя здоровьесберегающие технологии: динамические паузы, пальчиковую гимнастику.
• Создавать эмоциональный настрой на совместную деятельность, формировать у детей доброжелательное отношение друг к другу.
• Расширять и закреплять представления детей об правильной утилизации мусора.
Воспитательные:
• Воспитывать чувство гордости, любви и уважения, ответственность за малую Родину.
• Воспитывать осознанное отношение к природе родного края, желание беречь и охранять ее.
• Воспитывать интерес к окружающему миру, к опытно-экспериментальной деятельности.
• Приучать к аккуратности в работе.
Развивающие:
• Развивать интерес к процессу и результатам работы.
• Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи.
• Развивать познавательный интерес, внимание, память, мышление, воображение, связную речь, кругозор.
Образовательные области: Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие, речевое развитие.
Предварительная работа: чтение детской энциклопедии «Все обо всем», Большая энциклопедия «Почемучек», беседа с детьми о зимовье диких животных, о птицах. Рассматривание фотографий, иллюстраций с различными вулканами. Беседа о вулканах с фактами. рисование вулкана, изготовление макета вулкана.
Материал и инструменты: Бутылка, карта, билеты, модель теплохода, дерево, птицы из ваты, кормушка, корм для птиц, сода, лимонная кислота, моющее средство, красный пищевой краситель, поддон, пипетки, воронки, чепчики, халаты, макет вулкана, раскраски.
Словарная работа: «курится», «вулканолог», «кратер», «лава», «магма».
1. Организационный момент:
В: Ребята, давайте закроем глазки, положим правую руку на сердце и послушаем как оно бьется. Чувствуете тепло, которое оно излучает? А теперь давайте откроем глазки и подарим тепло наших сердец всем присутствующим гостям.
2. Вводная часть:
В: Ребята, я ведь тоже ваша гостья, а приехала я к вам с острова Шикотан. По пути к вам, из Охотского моря, я выловила бутылку, в ней что-то лежит, давайте вместе посмотрим, что это может быть? (открываем) Ребята, да здесь карта! Посмотрите, что на ней изображено? а что такое остров? Остров - это небольшой кусок земли со всех сторон окружен морем или океаном. Ребята, это карта Сахалинской области. Вот это мой остров Шикотан, а есть ли здесь ваш остров? Как он называется? А этот большой остров - Сахалин - это самый главный остров нашей области. Ребята в какой области мы живем? (Сахалинской) Я приглашаю вас в путешествие по островам, а начнем мы с острова Сахалин. Повертелись, покружились – на Сахалине очутились.
3. Основная часть:
В: Посмотрите, перед нами зимний лес, а кто здесь обитает мы узнаем отгадав загадки.
У него на голове
Ветки. Даже сразу две.
Говорят: всего два рога,
Да зато отростков много.
Как он носит этот груз,
Я сказать вам не берусь.
Их носить ему не лень,
Потому, что он …. (олень)
Повыше кошки рост,
Живет в норе, в лесу.
Пушистый рижий хвост,
Все знаем мы… (лису)
Мчится без оглядки,
Лишь сверкают пятки.
Мчится, что есть духу,
Хвост короче уха.
Живо угадай-ка,
Кто же это?. (зайка)
В: Какие вы молодцы, все загадки отгадали, скажите, а какие это животные?
Д: Это дикие животные
В: Да, ребята, но я точно знаю, что на Сахалине обитают еще и медведи, а почему же мы ИХ не встретили?
Д: Зимой медведи спят
В :(шепотом): Ребята, а вы хотите увидеть мишку? Давайте тихонько его позовем. Мишка, покажись. Вот он, какой сонный, ничего не может понять, кто его беспокоит… Давайте пожелаем ему сладких снов и пойдем.
Ну что, путешественники, предлагаю вам, продолжить наш путь и отправиться на следующий остров. Ребята, на чем мы будем путешествовать по островам? (выбираем теплоход)
В: Я все предусмотрела и заранее приобрела билеты (раздаю билеты, дети считают количество кружочков на билете и выбирают соответствующий им номер места, билеты сразу забираю, называют порядковый номер, прошу занять места согласно билетам, садитесь поудобнее.
Пока идем по пути нам встречаются обитатели моря.
В: Ребята, мы с вами уже в открытом море, посмотрите, пожалуйста, кого мы видим? Да, ребята, это дельфины. А это кто? (кит) Да, это кит – самый большой обитатель моря. А это? (акула, да, ребята, это акула – самый опасный обитатель моря. (Дальше идут слайды осьминога, кальмара, медузы, морские звезды, ежи, водоросли, рыбки, слайд льда с рыбаками)
В: Ребята, а это кто? Что они делают?
Д: Это рыбаки ловят корюшку
В: Это значит, что мы уже подходим к острову, Это остров Итуруп. Можете выйти на палубу, чтобы посмотреть его виды, будьте осторожны… (рассматриваем инфраструктуру, транспорт острова)
В:А теперь, чтобы скоротать время, до следующего острова, я предлагаю отправиться на него волшебным способом. Закрываем глаза… Повертелись, покружились, на Шикотане очутились.
В:Ребята, посмотрите, так Шикотан выглядит на снимке из космоса.
А это мой детский сад «Островок», кто нас здесь встречает… да, это же мои дети, давайте помашем им.
Д: Привет (машут)
(слышны голоса птиц) В: Ребята, вы слышите пение птиц? Давайте подойдем поближе к дереву и посмотрим, кто это так красиво поет. Это зимующие птицы Шикотана, давайте поближе рассмотрим их, вам знакомы эти птицы? (далее проверка на внимание, стриж перелетная птица, убираем ее). Ворона (очень умная птица-долгожитель которая даже дрессировке поддается), воробей (задиристая, шустрая птичка-воришка. А вам известно откуда произошло название этой птицы? 1) «Вора бей!», снегирь, голубь, поползень (ползает по дереву, запасливая птичка, тисовая синичка. Дети, зимой птичкам голодно и холодно, давайте покормим их. (кормим птиц).
В: Ух, мороз не велик, да стоять не велит! Предлагаю поиграть, руки-ноги нам размять. Готовы? (Физминутка)
В: Ну что, нам пора снова в путь? Предлагаю вам занять места, принимаем удобное положение и снимаемся в рейс.
Слайды моря, шум волн, Кунашир, вулкан Тятя.
В: Ребята, что я вижу… там… вдалеке…. Давайте осторожно выйдем на палубу, посмотрите, что это за сопка такая высокая?
Д: Вулкан Тятя.
В: Это значит, что мы уже подошли к острову Кунашир, посмотрите как он выглядит на снимке из космоса.
В: Что такое вулкан? А как называется вулкан расположенный на вашем острове? (ответы детей)
В: В нашей земной коре встречаются трещины, так вот горы стоящие над ними и есть вулканы. Это огнедышащие горы. А на какую геометрическую фигуру похож вулкан?
Д: На конус, треугольник
В: Да, верно, на конус, на треугольник. На вершине этой огнедышащей горы есть яма которая называется кратер. Как называется эта яма? А что извергает вулкан? (ответы детей)
В: Да, ребята, из вулкана выливается раскаленная лава. Какие типы вулканов вы знаете? (ответы детей)
В:Правильно, действующий – это вулкан, извергающий в настоящее время; спящий – не извергался, но сохранил свою форму; потухший – сильно разрушенный вулкан. Вулкан Тятя – это действующий вулкан, последний раз он извергался 47 лет назад, сегодня главный кратер вулкана часто «курится» в холодную погоду,.
Вулканы кажутся красивыми, но они очень опасны. В настоящее время специальные люди-ученые изучают вулканы и сообщают об извержениях заранее. И если в этом месте есть жители, то они смогут покинуть селения и спастись. Таких ученых называют вулканологи
А как вы думаете, приносят ли вулканы пользу? Или только вред?
В:Ребята, вулканы приносят пользу. Мелкие частички лавы, используются для производства бетона и для фильтрации воды. Также в вулканах находят золото и полудрагоценные камни.
В: А сейчас, ребята, я предлагаю вам, вместе со мной, стать исследователями и в лаборатории проделать опыт: извержение вулкана. Хотите? (надеваем спецодежду)
В: Прежде чем преступить к работе в лаборатории нам нужно повторить технику безопасности. (повторили)
В: Коллеги, а сейчас нам надо занять рабочие места. Мы будем работать в парах. Займите места слева и справа по 5 человек. Сейчас мы с вами попробуем разбудить вулкан.
В: Давайте, внимательно рассмотрим предметы с которыми будем работать в лаборатории;
Для проведения опыта нам понадобится:
- пищевая сода,
- жидкость для мытья посуды,
- лимонная кислота. Внимание, эта бутылочка у меня с особым знаком, что он означает?
-краситель красного цвета,
-пипетка
-мерная ложка
-воронка
-макет вулкана
Для начала давайте подготовим наши ручки и сделаем пальчиковую гимнастику:
Посчитаем мы сейчас,
Где вулканы есть у нас?
Через Запад на Восток
Через север, через Юг
Возвращайся, сделав круг,
Минералы здесь нашли
Все собрали и пошли.
В: Теперь мы готовы к эксперименту. Коллеги, я попрошу вас быть внимательными и очень осторожными с реактивами. Приступаем…. (Ваша задача, сотрудники)
Воспитатель добавляет уксус в приготовленные смеси.
В: Коллеги, что мы наблюдаем? Посмотрите, как извергается наш вулкан. В:Молодцы коллеги, вы были внимательными, работали аккуратно, и все у нас получилось замечательно! Теперь вы знаете, что такое вулкан и как он извергается. Спасибо за сотрудничество
4. Итог занятия
В: Вот и закончилось наше путешествие, оно было насыщенным, мы узнали много интересного, нам пора возвращаться в детский сад. Повертелись, покружились, в детский сад мы возвратились.
4.1. Рефлексия
В: А теперь давайте вспомним наше путешествие, где мы с вами побывали? Что видели? Что вам больше всего понравилось?
В: Мы можем сделать вывод: Когда сода смешивается с лимонной кислотой, появляются пузырьки, происходит химическая реакция. Ребята, а кто из вас запомнил, как называется профессия (ответы детей)