Таисья Сагалакова
Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности с сопровождением здоровосберегающих технологий
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение
Аскизский детский сад «Родничок»
Познавательное занятие с сопровождением здоровьесберегающих технологий
Выполнила: Сагалакова Т. Ф.
Воспитатель 1 кв. категории
Аскиз 2016 г.
Эти обыкновенные необыкновенные камни
Цель: познакомить детей с различными видами камней, их свойствами.
Задачи: - создать условия для различения виды камней по их внешним признакам;
- доказать свойства камней экспериментальным путём;
Публикация «Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности с сопровождением здоровосберегающих технологий» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Конспекты занятий
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- развивать исследовательские навыки;
- совершенствовать умение наблюдать, выделять сходство и различия предметов
- развивать умение организовывать взаимодействие при работе в парах, группах;
- содействовать формированию интереса к неживой природе (камням);
- вырабатывать работоспособность детей с помощью профилактики утомления детей;
- обеспечивать физиологически необходимые этапы восприятия и переработки новой информации.
Форма обучения: нетрадиционное занятие с сопровождением здоровьесберегающих технологий.
Предварительная работа: чтение энциклопедии для любознательных «Почемучка», загадывание загадок, словесная игра «Да и нет- не говорить…», «Море волнуется» и т. д.
Количество детей : подгруппа детей.
Организация: дети свободно располагаются вокруг столов для опытов и исследований.
Оборудование и материал :
слайды с иллюстрациями камней;
ковер для релаксации cd- проигрыватель (аудиозапись «Звуки воды») исследовательская лаборатория (подносы с гладкими и шершавыми камнями, салфетки, одежда для «ученых»(халат, колпак);
экспериментальная лаборатория (подносы с кусочком дерева и камня, гвозди, молоток);
кружочки и 2 коробочки синего и зеленого цветов;
деревянные кубики, камешки, тазик с водой;
Словарная работа: камень, речной, морской, твердый, тяжелый, легкий, гладкий, шершавый, большой, маленький, огромный, тонет, всплывает, тяжелее, легче.
Содержание занятия Здоровьесберегающее сопровождение
На интерактивной доске под музыкальное сопровождение демонстрируются слайды множества разнообразных камней, дети с интересом рассматривают их
Воспитатель. Дети, кто знает загадки об этих причудливых камнях?
1. Его в горах полным - полно.
Он часто падает на дно
Ущелья со скалы крутой.
2. Он твёрдый, маленький, большой.
По форме разным он бывает.
Его с дороги убирают и другие загадки.
Поощряются правильные ответы детей.
Учёт особенностей физиологической фразы «вырабатывания» у детей: первая часть НОД не загружается сложным, ответственным материалом, требующим значительных умственных и психических усилий
1. Актуализация знаний с опорой на воображение и жизненный опыт
Воспитатель. Для начала всех приглашаем на ковёр. Ляжем, закройте глаза и расслабьтесь. Послушаем предложенную нам музыку и представим картинку, которую вам подскажет музыка. Дети слушают.
- Что ты услышал? А ты? Какие картинки пронеслись перед вашими глазами? Дети отвечают.
- Давайте ещё раз послушаем музыку. Слышите, как шумит море, как волны, набегая на берег, перекатывают камни с места на место, как они стучат друг о друга? Кто из вас был на море? Какой там был берег: покрытый песком или камнями? Вы рассматривали камешки?
Дети отвечают.
- Сегодня мы вместе внимательно рассмотрим разные камни, и, думаю, узнаем о них кое-что интересное
Элементы релаксации, музыкотерапии.
Развитие воображения – основы мышления ребёнка дошкольного возраста
2. Изучение нового материала
Виды камней
Воспитатель. Сегодня наша группа превратится в научную лабораторию, а вы хотите стать учеными- исследователями? Пройдемте в нашу исследовательскую лабораторию, наденем халаты и колпаки для ученых исследовательских работ, проходите за столы.
Дети садятся за столы с табличкой «Исследовательская лаборатория», где лежат подносы с камнями, салфетки.
- Начнём с морских. Как вы думаете, можем мы их узнать? Постарайтесь выбрать на подносе морские камни и положите их перед собой на салфетку.
Дети рассматривают, выбирают, делятся своими впечатлениями. При необходимости воспитатель корректирует ход рассуждений, подводя их к нужным признакам наводящими вопросами.
- Какие они? Какие формы?
- А цвета? Какая у них поверхность? Какие края?
Дети. Камни гладкие, разной формы – овальные и круглые, твёрдые, холодные, красивые, разного цвета.
Воспитатель. Почему они такие?
Дети отвечают.
-Да, такими гладкими их сделали морские волны. Камни в морской воде бьются друг о друга, обтачиваются их края, они становятся гладкими – без единого уголка. А теперь найдите речные камушки и положите их рядом с морскими на салфетку. Потрогайте их. Что можете сказать про речные камни? Какие они?
Дети. Шершавые, неровные, разной формы, с острыми углами.
Воспитатель. Так чем же морские камни отличаются от речных?
Дети отвечают.
Смена позы в соответствии с видом деятельности.
Обеспечение фактора фиксации внимания в «фазе устойчивой работоспособности» (изложение нового теоретического материала сопровождается практическими действиями на реальном материале).
Обеспечиваются оптимальные с физиологической точки зрения условия для воспитания и переработки новой информации - «чувственный» (трогают, ощупывают камни руками) – это первый физиологически необходимый этап.
3. Оздоровительный момент
Подвижная игра с дидактической направленностью «Морские и речные камни».
Воспитатель. Теперь давайте немного отдохнём и поиграем в игру. Мы разделимся на две команды: «Морские камни>» и «Речные камни». Дети по выбору разбирают кружочки синего и зеленого цвета. У кого кружочки синего цвета входят в команду: «Морские камни», а у кого зеленые кружочки- дети в команде «Речные камни»;
Перед вами рассыпаны камешки, среди них есть речные и морские – в одинаковом количестве. По моему сигналу одновременно команда «Морские камни» выбирает морские камешки и кладёт их в синюю коробочку, а команда «Речные камни» выбирает речные камешки и несёт их в зеленую коробочку. Игра продолжится до тех пор, пока все камни не окажутся в нужных коробочках.
(Воспитатель показывает детям расположение коробочек, в которые они будут собирать камни).
Выигрывает команда, правильно и быстрее справившаяся с заданием.
По окончании игры воспитатель с детьми проверяет правильность выполненного задания Игра проводится для активизации детей в период снижения умственной работоспособности, снятия статического и эмоционального напряжения, увеличения двигательной активности, одновременно решается задача закрепления знаний; у детей идет развитие партнерских отношений.
Свойства камней
Воспитатель. А теперь я приглашаю вас в экспериментальную лабораторию.
Дети подходят к столу с табличкой «Экспериментальная лаборатория» и становятся вокруг него.
Теперь мы – ученые-экспериментаторы и будем проводить различные эксперименты и опыты с камнями. Возьмите камень в руку и сожмите крепко-крепко. Изменил ли он форму?
Дети отвечают.
Верно, нет. Почему?
-Дети, он твёрдый.
Воспитатель. Как вы думаете, он твёрже дерева? Давайте проверим. Но прежде поговорим о безопасном отношении с острыми предметами: о гвоздях и молотке.
Дети рассказывают, как правильно обращаются с опасными предметами.
Теперь возьмем молоток, гвоздь и брусочек из дерева и попробуем вбить гвоздь в дерево. Что получилось?
Давайте проверим.
Дети берут гвоздь и молоток и забивают гвоздь в дерево.
Дети. Гвоздь вошёл в дерево.
Воспитатель. А сейчас я попробую вбить гвоздь в камень.
Забивают- не получается. Гвоздь гнётся, но не вбивается.
- Ну что, смогли мы забить гвоздь в камень? Что случилось с гвоздём? А как вёл себя камень? Дети отвечают.
Какой можно сделать вывод?
Дети. Камень твёрже дерева.
Воспитатель. А,как камень и дерево будут вести себя в воде? Перед вами ёмкость с водой, возьмите деревянный кубик и попробуйте опустить его в воду. Что с ним произойдёт?
Дети. Дерево плавает.
Воспитатель. А теперь возьмите камешек и осторожно опустите его в воду. Что произошло с ним?
Дети. Камень тонет.
Воспитатель. Почему?
Дети. Он тяжелее воды.
Воспитатель. А почему плавает дерево?
Дети. Оно легче воды.
Воспитатель. Обратите внимание на камень, который лежит в воде. Достаньте его. Какой он?
Дети. Мокрый.
Воспитатель. Сравните с камнем, который лежит на салфетке. Чем они отличаются?
Дети. Цветом, мокрый камень темнее.
Воспитатель. Итак, ребята, с помощью опытов мы узнали о свойствах камней Смена динамической позы.
Применение экспериментального метода способствует активизации инициативы детей в период снижения умственной работоспособности.
Используются возможности «образного» этапа (демонстрация реальных предметов и явлений, как более доступного для дошкольника физиологического этапа восприятия и переработки новой информации. Это позволяет предупредить раннее наступление переутомления.
4. Закрепление знаний
Воспитатель. А теперь я предлагаю вам поиграть в игру «Правильно – неправильно». Становитесь в круг. Я буду говорить, а вы определять, правильно или неправильно я сказала. Например, я говорю: «Камень можно смять, как бумагу?». Ваш ответ: «Неправильно! Камень смять нельзя – он твёрдый». Я буду играть роль «стрелки» - с закрытыми глазами поворачиваться и показывать, кто будет отвечать:
Камень тонет в воде.
Камень прозрачный, как стекло.
Гвоздь нельзя забить в камень.
Камень лёгкий, как вата.
Мокрый камень отличается по цвету. Он темнее.
Камень легко разбить, как стекло.
Камень можно растянуть, как резинку.
Поверхность морского камня гладкая, а речного шершавая.
Из камня можно лепить, как из пластилина.
Камень не плавает в воде, как дерево.
Камень можно порвать, как бумагу.
Очень хорошо! Мы поняли, что камни бывают обыкновенные и необыкновенные. Поддержание умственной работоспособности в последней фазе занятия с помощью использования игрового метода.
5. Итог занятия
Воспитатель. На этом наши исследования не заканчиваем. В следующий раз мы поговорим о том, как человек использует камни в жизни, и своими руками из них что-нибудь сделаем. Ну, а сегодня все группы учёных провели очень интересные исследования и эксперименты в нашей лаборатории. Я благодарю вас за прекрасную работу! Всем спасибо. Снятие эмоционального напряжения (положительные эмоции, вызванные похвалой, тактильным контактом)