Светлана Головатюк
Конспект НОД по формированию звукопроизношения в подготовительной логопедической группе «Звуки [ф], [ф’]»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по формированию звукопроизношения в подготовительной логопедической группе
Тема: ь.
I. Коррекционно-образовательные:
познакомить детей со звуками «ф», «фь»; упражнять в звукобуквенном и слоговом анализе и синтезе слов; активизировать предметный словарь; тренировать в образовании сложных слов, тренировать в составлении предложений по схемам с предлогами; развивать связную речь детей.
II. Коррекционно-развивающие:
Публикация «Конспект НОД по формированию звукопроизношения в подготовительной логопедической группе „Звуки [ф], [ф’]“» размещена в разделах
- Буквы В, Ф и звуки [В], [Ф]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Подготовительная группа
- Темочки
закрепить правильное произношение звуков «ф», «фь» в словах, предложениях и связной речи; упражнять в правильном произношении слов сложной слоговой структуры; развивать умение определять главные и существенные признаки предмета, обобщать, выделять лишний предмет, развивать слуховое восприятие, слуховое внимание, память, интонационную выразительность речи.
III. Коррекционно – воспитательные:
воспитание речевого самоконтроля;
воспитание бережного отношения к природе.
Образовательные области: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, физкультурное развитие.
Оборудование:
игрушка пёс Филя,
предметные картинки (фотографии, сделанные Филей,
символы для составления схем слов и предложений,
конверт с «загадками»,
таблиц к игре «Угадай слово».
Ход занятия:
I. Организационный момент.
Игра «Четвертый лишний».
(Дети стоят в кругу.)
Звуки на прогулку вышли, угадай какой здесь лишний. Назовите лишний звук :
а м у о к т б с й ш сь ч в г у л и т. д.
II. Постановка цели занятия.
Кто пришел к нам в гости? (Филя из передачи «Спокойной ночи, малыши!») Что принес Филя? (Фотоаппарат.) Филя – фотограф. Назовите первые звуки в словах «Филя», «фотограф». О чем мы будем говорить сегодня на занятии? (О звуках «ф», «фь»).
III. Характеристика звуков «ф», «фь».
Изобразите, как Филя фыркает : ф-ф-ф-ф. Произнесите звук «ф». Расскажите Филе о звуке «ф» (Звук «ф» согласный, твердый, глухой.)
Почему звук «ф» согласный. (Когда мы произносим звук «ф», воздух во рту встречает преграду зубы и губы.)
Произнесите звук «фь». Расскажите Филе о звуке «фь»
IV. Выделение звуков «ф», «фь» из состава слова.
Игра «На выставке фотографий»
Филя делает фотографии, он (Фотографирует.) Давайте посетим выставку его фотографий.
Дети рассматривают стенд с «фотографиями».
Назовите слова со звуками «ф» и «фь» и определите место звуков в словах.
(Финики. В слове «финики» звук «фь» слышится в начале слова.)
Кофе, финики, кефир, фрукты, суфле, зефир, конфеты.
Как можно назвать все эти предметы одним словом? Назовите самостоятельно слова, где звуки «ф», «фь» слышатся в конце слова.
V. Звуко-слоговой анализ слова.
1. Дидактическая игра «Угадай слово».
На доске появляется изображение лесной фиалки.
Помогите Филе отгадать название весеннего цветка, который он сфотографировал. Назовите первые звуки в названиях картинок. Из звуков получится слово.
Филин, ива, аист, луноход, клевер, арбуз.
Произнесите полученное слово. (Фиалка).
Филя не стал рвать фиалку, а просто её сфотографировал. Правильно ли он поступил? Лесная фиалка радует нас своей красотой.
2. Игра «Зашифруй слово»
Зашифруйте слово «фиалка» с помощью схемы. Сколько слогов в слове?
Как вы догадались, что три слога? (Потому что три гласных звука «и», «а», «а».)
Назовите слоги по порядку. Сколько звуков в слове «фиалка»? Сколько звуков в первом слоге? (Во втором слоге).
Дайте характеристику каждому звуку в слове.
VI. Физкультминутка.
1. Выполнение движений с речевым сопровождением:
Чтобы сильным стать и ловким,
Приступаем к тренировке! (Сгибание – разгибание рук от плеча.)
Потянулись, потянулись, (Потягивание вверх с поднятыми руками.)
Вправо, влево повернулись, (Повороты вправо, влево, руки на поясе.)
Повертелись, покрутились, (Повороты вправо, влево вокруг себя.)
И на месте в бег пустились. (Легкий бег на месте.)
2. Пальчиковая гимнастика. Выполнение щелчков попеременно каждым пальцем правой и левой руки:
Пальчики в футбол играют,
И друг друга обгоняют.
Все - бегом, вприпрыжку, вскачь,
Все хотят ударить мяч,
Каждый забивает гол.
Хорошо играть в футбол!
VII. Образование сложных слов, закрепление правильного произношения слов сложной слоговой структуры.
Игра «Филины загадки»
Филя принес нам конверт с «загадками». (Логопед открывает конверт и читает).
«Друзья, составьте одно длинное слово из двух и узнаете названия предметов, необходимых фотографу» :
Фото + аппарат = фотоаппарат (пленка, альбом, карточка, бумага, репортер, лаборатория, ружье, вспышка, выставка, снимок).
VIII. Составление предложений с предлогами с опорой на схему.
Назовите маленькое слово (В).
Составьте предложение про Филю по схеме с предлогом.
(Филя живет в большом доме.)
Назовите слово, обозначающее живой предмет. (Филя.)
Назовите слово, обозначающее неживой предмет. (Дом.)
Назовите слово-действие. (Живет.)
Назовите слово-признак. (Большой.)
(Филя вышел из детского сада.)
(Филя ехал по узкой тропе.)
IХ Развитие связной речи.
Игра «Объяснялки»
Филя не знает, что обозначают некоторые слова со звуками «ф» и «фь». Давайте ему поможем и объясним значение слов:
Лифт – устройство в жилом доме для поднятия и спуска.
(Слова - сарафан, зефир, флакон, фикус, камуфляж, финиш, портфель)
XIII. Итог занятия.
Филе очень понравилось, как вы занимались. Он дарит вам черно-белые фотографии героев передачи «Спокойной ночи, малыши!», которые вы сможете раскрасить.
Какие звуки мы изучали?
Какие игры вам понравились?
Оценка деятельности детей.
Литература:
1. Каше Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи.
2. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН.
3. Пожиленко В. А. Волшебный мир звуков и слов.
4. Цуканова С. П., Бетц Л. Л. Учим ребенка говорить и читать