Вероника Успенская
Диагностика звукопроизношения у детей логопедической группы
▼ Скачать + Заказать документы
Диагностика звукопроизношения у детей логопедической группы
Состояние языковых и речевых средств
1. Обследование фонетической стороны речи
При обследовании звукопроизношения предметные и сюжетные картинки подбирать так, чтобы звук находился в разных позициях: в начале, середине, конце слова (кроме звонких согласных, звуки предъявлять изолированно, в слогах (обратных, прямых, между гласными, со стечением согласных, в словах и фразовой речи.
Публикация «Диагностика звукопроизношения у детей логопедической группы» размещена в разделах
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2015
Обследование проводить с опорой на зрительный и слуховой анализаторы. Ребенок должен произносить звук самостоятельно, так и отраженно (следом за логопедом).
В протоколе обследования звукопроизношения фиксировать : звук, оптический раздражитель (предметная картинка, речевая реакция ребенка на оптический раздражитель, употребление звука в собственной речи (по сюжетной картинке, произношение звука изолированно, в слогах, словах, характер нарушения звука.
1.1. Предметные картинки /смотри «Логопедический альбом для обследования лиц с выраженными нарушениями произношения» И. А. Смирновой и «Логопедический альбом для обследования звукопроизношения» И. А. Смирновой/ :
• Ы – дым, бык, мышь, грибы, весы.
• А – аист, мак, игла
• У – утка, утюг, паук, муха, кенгуру
• О – осы, кот, конь, окно, обувь
• И – ива, сливы, петухи, кубики
• Э – этикетка, экран
• С – сумка, посуда, сосна, колесо, нос
• С* - сирень, письмо, такси, гусь
• З – замок, коза, звезда
• З* - зима, газета
• Ц – цепь, цветок, курица, огурец, птенец
• Ш – шапка, кошка, машина, мышь, душ
• Ж – жук, лыжи, лыжник
• Ч – чулок, очки, ключ, мяч
• Щ – щетка, овощи, плащ
• Л – лодка, пила, молоток, плащ, стол, стул
• Л* - лента, лимон, телефон, туфли, ель
• Р – рыба, рука, барабан, корова, топор, трамвай
• Р* - река, веревка, дверь
• Б – банан, букет, бочка, зубы, арбуз
• Б* - белка, бегемот, бинт.
• П – панама, платок, тапки, сноп
• П* - петух, ступеньки, цепь, голубь.
• Д – дом, дым, подушка, карандаш
• Д* - дети, диван, индюк
• Г – голова, губы, нога, глаза
• Г* - гитара, деньги, книги
• К – кот, капуста, кукла, рука, молоток
• К* - кепка, тапки, ботинки
• Х – халат, муха, ухо, петух
• Х* - петухи, орехи
• М – муха, молоко, лампа, замок, дом
• М* - мяч, медведь, камень
• Н – нож, носки, конфета, лимон, диван, банан
• Н* - нитки, небо, сани, коньки, линейка, пень
• В – вагон, волк, ворона, корова, гвозди
• В* - венок, вишня, свинья.
• Ф – фартук, шарф, кофта, туфли, шкаф
• Ф* - фикус, фен, кофе, морковь
• Т – тапки, танк, утка, петух, котлеты, капуста, кот, компот
• Т* - телевизор, ботинки, листья, утюг, кровать
• Йотация – яблоко, обезьяна, змея, верблюд, ель, огурец, ёжик, береза
• АЙ, ЕЙ – Айболит, попугай, чайник, воробей, лейка
• ЬЯ, ЬЕ – яблоки, свинья, ружье, платье
1.2. Предложения по сюжетным картинкам /смотри «Логопедический альбом для обследования лиц с выраженными нарушениями произношения» И. А. Смирновой и «Логопедический альбом для обследования звукопроизношения» И. А. Смирновой/
• А – «В вазе арбуз, апельсины, абрикосы»
• О - «В доме окно. Около дома конь. Облако»
• И – «Мальчики играют в кубики»
• Э – «На экране телевизора белое пятно»
• У – «Паук в паутине. Муха»
• Ы – «Мышь ест сыр и смотрит на весы».
• П – «Почтальон принес посылку»
• П* - «Петух нашел копейку»
• Б – «В банке букет»
• Б* - «Белый бинт»
• М – «Мальчик покупает в магазине молоко и масло»
• М* - «На скамейке мишка и пирамидка»
• Ф – «В шкафу фуфайка, кофта, шарф, туфли»
• Ф*– «В кухне буфет, салфетки, морковь, кофе, конфеты и фикус»
• В – «На диване вагон». «Волк в ванне. Корова поливает его водой»
• В* - «Свинья ест виноград и вишни»
• Т – «Петух клюет из тарелки»
• Т* - «Медведь чистит ботинки». «Девочка расстилает постель»
• Д – «Дом у дороги. Из трубы идет дым»
• Д* - «Дети убегают от индюка». «В деревне колодец и деревья»
• Н – «Малыш надевает носки». «На подносе бананы, мандарины и ананас»
• Н* - «За снеговиком небо». «На пеньке книга и линейка»
• С – «У стола стул. Стол накрыт скатертью. На столе стакан»
• С* - «Гусеница сидит на сирени»
• З – «Заяц звонит в звонок»
• З* - «Обезьяна едет на зебре»
• Ц – «У крыльца цветы и курица с цыплятами»
• Ш – «На вешалке шуба, шапка, шарф». «Кошка шипит»
• Ж – «Пожарники едут на пожар»
• Щ – «Щенок в ящике. Висит плащ»
• Ч – «На столе чайник и чашка с горячим чаем. У мальчика чупа–чупс»
• Р – «На черной крыше красная труба»
• Р* - «Дом на берегу моря»
• Л – «На балконе стол и стул. Белая лодка плывет»
• Л* - «Лимон лежит на блюдце»
• К – «В корзине капуста, картофель, кабачок и свекла». «Девочка в майке и юбке. Кот дает ей цветок»
• К* - «Кепка и ботинки»
• Г* - «Бегемот продает книги»
• Х – «У слона хобот. Петух поет слону в ухо»
• Х* - «Петухи покупают духи у хитрой лисы»
• Й – «Мальчик попугаю мажет лапку йодом». «На столе яйца, яблоки, йогурт2
Оценивается в баллах:
0 баллов – звукопроизношение соответствует возрасту
1 балл – нарушен 1 звук
2 балла – мономорфное нарушение
3 балла – полиморфное нарушение
2. Изучение состояния просодики
2.1. Голос:
• По силе: нормальный, громкий, тихий, затухающий к концу фразы, иссякающий.
• По высоте: нормальный (грудной, высокий, низкий, фальцет, немодулированный, монотонный.
• По тембру: с носовым оттенком, хриплый, грубый, глухой, гортанно-резкий, «металлический», писклявый.
2.2. Темп речи:
• быстрый,
• ускоренный,
• замедленный,
• медленный,
• спокойный,
• умеренный,
• равномерный.
2.3. Мелодико-интонационная окраска:
• выразительная,
• маловыразительная,
• монотонная.
2.4. Ритм:
• нормальный,
• аритмия слова во фразе произносятся с разным ритмом, то быстро, то медленно).
2.5. Паузация: правильность расстановки пауз в речевом потоке.
2.6. Дикция:
• отчетливая,
• смазанная,
• невнятная
2.7. Дыхание:
• прерывистое,
• верхнее,
• нижнедиафрагмальное,
• грудное,
• шумное,
• смешанное,
• ритмичное,
• поверхностное, спокойное;
• Выдох: продолжительный, плавный, укороченный, слабый, сильный, короткий, толчкообразный;
• Речь организуется на выдохе, на вдохе.
Оценивается в баллах:
0 баллов – отклонений нет
1 балл – наблюдаются нарушения одного компонента просодической стороны речи
2 балла – наблюдаются нарушения нескольких компонентов просодической стороны речи
3 балла – нарушены все компоненты просодической стороны речи.