Ольга Антоновна Токарева
Конспект итоговой коррекционно-развивающей НОД по развитию речи в старшей группе для детей с ТНР по теме «Перелетные птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект итоговой коррекционно-развивающей по развитию речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи
по теме "Перелетные птицы"
Коррекционно-образовательные цели.
Публикация «Конспект итоговой коррекционно-развивающей НОД по развитию речи в старшей группе для детей с ТНР по теме „Перелетные птицы“» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Птицы. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2018
Закрепление знания признаков весны, представлений о перелетных птицах, обобщающего понятия “перелетные птицы”. Расширение, уточнение и активизация словаря по теме. Совершенствование грамматического строя речи (практическое употребление предлогов, согласование числительного с сущ., образование сущ. с суффиксами -ат, -ят, изменение сущ. по падежам, слоговой структуры слов, связной речи.
Коррекционно-развивающие цели.
Развитие речевой активности, диалогической речи, речевого слуха, зрительного восприятия и внимания, мышления, артикуляционной, мелкой и общей моторики, творческого воображения, подражательности.
Коррекционно-воспитательные цели.
Формирование навыков сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности. Воспитание бережного отношения к природе.
Оборудование:
предметные картинки перелетных птиц, разрезные картинки к игре “Собери картинку” (перелетные птицы, карточки для игры “Считай и называй”, сюжетные картинки к игре “Исправь ошибку”, сюжетные картинки к сказке “Грач, Росток и Гусеница”, мяч.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Игровое упражнение с мячом “Назови признаки весны”).
Логопед встречает детей в дверях кабинета, здоровается с ними и предлагает поиграть в игру.
- Сейчас вы поочереди будите называть признаки весны и передавать мяч соседу. Свое предложение начинайте со слов “Весной …. ”
2. Введение в тему.
[Развитие речевого слуха, мышления, связной речи. ]
Логопед предлагает детям сесть на свои места.
- Сегодня мы продолжим разговор о перелетных птицах. Вы уже очень многое знаете о них.
Попробуйте отгадать загадки о перелетных птицах.
1. Черный, проворный,
Кричит “Крак”,
Червякам враг (грач).- Кто это? И как вы догадались?
- Это грач. Он кричит “Крак!” и любит червяков.
Логопед помещает картинку грача на магнитную доску.
Аналогичная работа проводиться с другими загадками.
2. На шесте дворец.
Во дворе певец.
А зовут его. (скворец).
3. Кто на елке, на суку счет ведет: “Ку-ку. Ку-ку”? (кукушка).
4. Хочет — прямо полетит,
Хочет — в воздухе висит,
Камнем падает с высот.
И в полях поет, поет (жаворонок).
5. Прилетает к нам с теплом,
Путь, проделав длинный,
Лепит домик под окном
Из травы и глины (ласточка).
6. Бродит по болотам грязным,
Ловит в них лягушек,
Бестолковых попрыгушек (цапля, журавль).
Логопед: - Давайте повторим названия птиц.
Дети (Повторяют хором и по - одному.)
Л. :- Кто это? Как назвать одним словом?
Д. - Птицы.
Л. :- Почему вы думаете, что это птицы?
Л. :- Почему мы этих птиц не видели зимой?
Д. :- Они улетали в теплые края.
Л. :- Как называют птиц, которые зимой улетают в теплые края, а весной возвращаются снова?
Д. :- Перелетные птицы.
3. Игра “Собери картинку”.
[Развитие зрительного гнозиса и конструктивного праксиса. ]
Логопед раздает детям конверты с разрезными картинками, на которых изображены перелетные птицы.
Л. :- Достаньте разрезанные на части картинки и попробуйте собрать их.
Детям, затрудняющимся в выполнении, логопед дает зрительную опору в виде целостной картинки.
Л. :- Расскажите, чьи изображения вы сложили.
Д. :– Это грач.
Л. :- Правильно. Сравни свое изображение с целой картинкой. И т. д.
Л. :- Молодцы. Вы выполнили очень сложное задание. Сложите разрезанные картинки в конверты, а целые положите поближе.
4. Упражнение “Выпусти птицу”.
[Развитие мелкой моторики. ]
Логопед предлагает детям закрыть картинку ладонью так, чтобы каждый пальчик закрыл нарисованную птицу.
Л. :- Представьте, что птица сидит в клетке, а вы хотите выпустить ее. Необходимо поочередно приподнимать пальцы и “выпускать” птицу, произнося слова: “Я из клетки выпущу ….”.
Игра повторяется с обеими руками поочередно.
5. Игра с мячом “У кого кто”.
[Совершенствование грамматического строя речи (образование сущ. с суффиксами –ат, -ят).]
Логопед приглашает детей на ковер.
Л. :- Давайте поиграем в игру с мячом “У кого кто”. Я буду бросать “звучащий” мячик каждому из вас и называть взрослую птицу. Вы будите ловить мяч, называть птенцов этой птицы и возвращать мяч мне.
- Грач (грачата).
- Скворец (скворчата).
- Ласточка (ласточата).
- Дрозд (дроздята).
- Стриж (стрижата).
- Журавль (журавлята).
- Кукушка (кукушата).
6. Динамическая пауза. Игра “Кто как передвигается?”.
[Развитие речевого слуха, творческого воображения, подражательности. Совершенствование грамматического строя речи (изменении сущ. по падежам)].
Перед игрой логопед нацеливает детей на то, что они должны показать, как животное передвигается. Ласточка, медведь, белка, цапля, заяц, змея, грач, петух.
- Вокруг себя повернись и в ласточку превратись. И т. д.
- Вокруг себя повернись и в детей превратись.
Л. :- Каких птиц вы изображали? (Ласточку, цаплю, грача, петуха.)
7. Игра “Исправь ошибки”.
[Развитие слухового внимания. Совершенствование грамматического строя речи (употребление в речи простых предлогов). Закрепление понятия “предложение”, и составление условно-графической схемы. ]
Логопед предлагает детям вернуться на свои места, раздает контейнеры с условно - графическими схемами предложений.
Детям демонстрируется картинка, произноситься предложение. Ребенку необходимо исправить неправильную фразу, т. е. заменить предлог.
Л. :- Внимательно посмотрите на картинку и исправте ошибку в предложении, которое я произнесу.
- Скворец на скворечнике. (в)
Д. :- Скворец в скворечнике.
Л. :- Молодец. Правильно.
Аналогично проводиться работа с другими предложениями.
Скворец вылетел от скворечника. (из) Аист улетает из поля. (с)
Коллективное составление схемы 2-го предложения. Самостоятельное составление схемы 3-го предложения.
8. Артикуляционная гимнастика.
[Развитие артикуляционной моторики. ]
“Голодные птенчики” Максимально широко открывать рот (язык лежит на дне ротовой полости, кончик упирается в нижние зубы) и произносить слоги: “Ам-ам-ам-ам-ам”.
“Птенчики глотают пищу” Сглатывание слюны.
“Клювы разных птиц” Медленно всасывать щеки в зазор между зубами. Губы плотно сомкнуты и вытянуты вперед.
“Птенчики ждут пищу” Сделать из языка “чашечку” и удерживать ее под счет до “шести”.
“Очень вкусная пища!” Присасывать “широкий” язык к небу, затем произносить звук а.
“Дятел” Поднять язык за верхние зубы и постучать произнося: “Тдд-тдд-тдд-тдд”.
“Аист” Вытянуть “острый” язык как можно дальше изо рта и удержать под счет до “шести-восьми”.
Логопед раздает детям индивидуальные зеркала. После каждого упражнения обязательно дает детям время для расслабления, напоминает, что нужно проглотить слюну. Каждое упражнение выполняется по 3-4 раза.
9. Упражнение “Считай и называй”.
[Совершенствование грамматического строя речи (согласование числительного с сущ., навыка счета в пределах 5-ти. ]
Л. :- Я внимательно следила за птицами и сфотографировала их. Помогите мне посчитать сфотографированных птиц.
Каждый ребенок получает свою фотографию и подсчитывает количество птиц. Далее заслушиваются ответы каждого.
Л. :- Сколько грачей на твоей фотографии?
Д. :- На моей фотографии пять грачей. И т. д.
Л. :- Молодцы. Вы очень хорошо справились с подсчетом птиц.
10. Пересказ сказки по серии сюжетных картин.
[Развитие речевого слуха, мышления, через формирование причинно-следственных связей. ]
Логопед размещает на магнитной доске сюжетные картинки к сказке.
Л. :- Внимательно послушайте сказку.
Наступила весна. Посадила Таня в землю семечко подсолнуха. Из земли появился росток. А червяки и гусеницы тут как тут. Подползла гусеница к ростку и говорит: “Ты росток зеленый, молодой и сладкий. Я тебя съем”.
Попросил Росток: “Пожалей меня, гусеница. Дай мне вырасти!”
Засмеялась гусеница в ответ и подползла к Ростку совсем близко. А тут летит мимо Грач. Закричал Росток: “Грач, помоги! Гусеница меня съесть хочет”.
Услышал Грач голосок Ростка, схватил Гусеницу и был таков. Поблагодарил его Росток. А летом превратился в красавца Подсолнух и угостил грача своими семечками.
Л. :- Какое время года наступило?
- Что сделала Таня?
- Что появилось из земли?
- Кто мешал Ростку?
- Кого Росток попросил о помощи?
- Как помог Грач Ростку?
- В кого превратился Росток летом?
Логопед дает образец пересказа сказки по серии сюжетных картин. Далее логопед предлагает детям пересказать сказку, если необходимо, оказывает помощь (одна картинка – один ребенок; один ребенок - все картинки).
Л. :- Какую пользу приносят перелетные птицы?
11. Итог занятия.
[Оценка работы детей]
Логопед убирает все картинки и предлагает детям вспомнить, чем они сегодня занимались на занятии, в какие игры играли, что им понравилось делать