Получи документы

Конспект итоговой коррекционно-развивающей НОД по развитию речи в старшей группе для детей с ТНР по теме «Перелетные птицы»

Ольга Антоновна Токарева
Конспект итоговой коррекционно-развивающей НОД по развитию речи в старшей группе для детей с ТНР по теме «Перелетные птицы»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект итоговой коррекционно-развивающей по развитию речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи

по теме "Перелетные птицы"

Коррекционно-образовательные цели.

Публикация «Конспект итоговой коррекционно-развивающей НОД по развитию речи в старшей группе для детей с ТНР по теме „Перелетные птицы“» размещена в разделах

Закрепление знания признаков весны, представлений о перелетных птицах, обобщающего понятия “перелетные птицы”. Расширение, уточнение и активизация словаря по теме. Совершенствование грамматического строя речи (практическое употребление предлогов, согласование числительного с сущ., образование сущ. с суффиксами -ат, -ят, изменение сущ. по падежам, слоговой структуры слов, связной речи.

Коррекционно-развивающие цели.

Развитие речевой активности, диалогической речи, речевого слуха, зрительного восприятия и внимания, мышления, артикуляционной, мелкой и общей моторики, творческого воображения, подражательности.

Коррекционно-воспитательные цели.

Формирование навыков сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности. Воспитание бережного отношения к природе.

Оборудование:

предметные картинки перелетных птиц, разрезные картинки к игре “Собери картинку” (перелетные птицы, карточки для игры “Считай и называй”, сюжетные картинки к игре “Исправь ошибку”, сюжетные картинки к сказке “Грач, Росток и Гусеница”, мяч.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Игровое упражнение с мячом “Назови признаки весны”).

Логопед встречает детей в дверях кабинета, здоровается с ними и предлагает поиграть в игру.

- Сейчас вы поочереди будите называть признаки весны и передавать мяч соседу. Свое предложение начинайте со слов “Весной …. ”

2. Введение в тему.

[Развитие речевого слуха, мышления, связной речи. ]

Логопед предлагает детям сесть на свои места.

- Сегодня мы продолжим разговор о перелетных птицах. Вы уже очень многое знаете о них.

Попробуйте отгадать загадки о перелетных птицах.

1. Черный, проворный,

Кричит “Крак”,

Червякам враг (грач).- Кто это? И как вы догадались?

- Это грач. Он кричит “Крак!” и любит червяков.

Логопед помещает картинку грача на магнитную доску.

Аналогичная работа проводиться с другими загадками.

2. На шесте дворец.

Во дворе певец.

А зовут его. (скворец).

3. Кто на елке, на суку счет ведет: “Ку-ку. Ку-ку”? (кукушка).

4. Хочет — прямо полетит,

Хочет — в воздухе висит,

Камнем падает с высот.

И в полях поет, поет (жаворонок).

5. Прилетает к нам с теплом,

Путь, проделав длинный,

Лепит домик под окном

Из травы и глины (ласточка).

6. Бродит по болотам грязным,

Ловит в них лягушек,

Бестолковых попрыгушек (цапля, журавль).

Логопед: - Давайте повторим названия птиц.

Дети (Повторяют хором и по - одному.)

Л. :- Кто это? Как назвать одним словом?

Д. - Птицы.

Л. :- Почему вы думаете, что это птицы?

Л. :- Почему мы этих птиц не видели зимой?

Д. :- Они улетали в теплые края.

Л. :- Как называют птиц, которые зимой улетают в теплые края, а весной возвращаются снова?

Д. :- Перелетные птицы.

3. Игра “Собери картинку”.

[Развитие зрительного гнозиса и конструктивного праксиса. ]

Логопед раздает детям конверты с разрезными картинками, на которых изображены перелетные птицы.

Л. :- Достаньте разрезанные на части картинки и попробуйте собрать их.

Детям, затрудняющимся в выполнении, логопед дает зрительную опору в виде целостной картинки.

Л. :- Расскажите, чьи изображения вы сложили.

Д. :– Это грач.

Л. :- Правильно. Сравни свое изображение с целой картинкой. И т. д.

Л. :- Молодцы. Вы выполнили очень сложное задание. Сложите разрезанные картинки в конверты, а целые положите поближе.

4. Упражнение “Выпусти птицу”.

[Развитие мелкой моторики. ]

Логопед предлагает детям закрыть картинку ладонью так, чтобы каждый пальчик закрыл нарисованную птицу.

Л. :- Представьте, что птица сидит в клетке, а вы хотите выпустить ее. Необходимо поочередно приподнимать пальцы и “выпускать” птицу, произнося слова: “Я из клетки выпущу ….”.

Игра повторяется с обеими руками поочередно.

5. Игра с мячом “У кого кто”.

[Совершенствование грамматического строя речи (образование сущ. с суффиксами –ат, -ят).]

Логопед приглашает детей на ковер.

Л. :- Давайте поиграем в игру с мячом “У кого кто”. Я буду бросать “звучащий” мячик каждому из вас и называть взрослую птицу. Вы будите ловить мяч, называть птенцов этой птицы и возвращать мяч мне.

- Грач (грачата).

- Скворец (скворчата).

- Ласточка (ласточата).

- Дрозд (дроздята).

- Стриж (стрижата).

- Журавль (журавлята).

- Кукушка (кукушата).

6. Динамическая пауза. Игра “Кто как передвигается?”.

[Развитие речевого слуха, творческого воображения, подражательности. Совершенствование грамматического строя речи (изменении сущ. по падежам)].

Перед игрой логопед нацеливает детей на то, что они должны показать, как животное передвигается. Ласточка, медведь, белка, цапля, заяц, змея, грач, петух.

- Вокруг себя повернись и в ласточку превратись. И т. д.

- Вокруг себя повернись и в детей превратись.

Л. :- Каких птиц вы изображали? (Ласточку, цаплю, грача, петуха.)

7. Игра “Исправь ошибки”.

[Развитие слухового внимания. Совершенствование грамматического строя речи (употребление в речи простых предлогов). Закрепление понятия “предложение”, и составление условно-графической схемы. ]

Логопед предлагает детям вернуться на свои места, раздает контейнеры с условно - графическими схемами предложений.

Детям демонстрируется картинка, произноситься предложение. Ребенку необходимо исправить неправильную фразу, т. е. заменить предлог.

Л. :- Внимательно посмотрите на картинку и исправте ошибку в предложении, которое я произнесу.

- Скворец на скворечнике. (в)

Д. :- Скворец в скворечнике.

Л. :- Молодец. Правильно.

Аналогично проводиться работа с другими предложениями.

Скворец вылетел от скворечника. (из) Аист улетает из поля. (с)

Коллективное составление схемы 2-го предложения. Самостоятельное составление схемы 3-го предложения.

8. Артикуляционная гимнастика.

[Развитие артикуляционной моторики. ]

“Голодные птенчики” Максимально широко открывать рот (язык лежит на дне ротовой полости, кончик упирается в нижние зубы) и произносить слоги: “Ам-ам-ам-ам-ам”.

“Птенчики глотают пищу” Сглатывание слюны.

“Клювы разных птиц” Медленно всасывать щеки в зазор между зубами. Губы плотно сомкнуты и вытянуты вперед.

“Птенчики ждут пищу” Сделать из языка “чашечку” и удерживать ее под счет до “шести”.

“Очень вкусная пища!” Присасывать “широкий” язык к небу, затем произносить звук а.

“Дятел” Поднять язык за верхние зубы и постучать произнося: “Тдд-тдд-тдд-тдд”.

“Аист” Вытянуть “острый” язык как можно дальше изо рта и удержать под счет до “шести-восьми”.

Логопед раздает детям индивидуальные зеркала. После каждого упражнения обязательно дает детям время для расслабления, напоминает, что нужно проглотить слюну. Каждое упражнение выполняется по 3-4 раза.

9. Упражнение “Считай и называй”.

[Совершенствование грамматического строя речи (согласование числительного с сущ., навыка счета в пределах 5-ти. ]

Л. :- Я внимательно следила за птицами и сфотографировала их. Помогите мне посчитать сфотографированных птиц.

Каждый ребенок получает свою фотографию и подсчитывает количество птиц. Далее заслушиваются ответы каждого.

Л. :- Сколько грачей на твоей фотографии?

Д. :- На моей фотографии пять грачей. И т. д.

Л. :- Молодцы. Вы очень хорошо справились с подсчетом птиц.

10. Пересказ сказки по серии сюжетных картин.

[Развитие речевого слуха, мышления, через формирование причинно-следственных связей. ]

Логопед размещает на магнитной доске сюжетные картинки к сказке.

Л. :- Внимательно послушайте сказку.

Наступила весна. Посадила Таня в землю семечко подсолнуха. Из земли появился росток. А червяки и гусеницы тут как тут. Подползла гусеница к ростку и говорит: “Ты росток зеленый, молодой и сладкий. Я тебя съем”.

Попросил Росток: “Пожалей меня, гусеница. Дай мне вырасти!”

Засмеялась гусеница в ответ и подползла к Ростку совсем близко. А тут летит мимо Грач. Закричал Росток: “Грач, помоги! Гусеница меня съесть хочет”.

Услышал Грач голосок Ростка, схватил Гусеницу и был таков. Поблагодарил его Росток. А летом превратился в красавца Подсолнух и угостил грача своими семечками.

Л. :- Какое время года наступило?

- Что сделала Таня?

- Что появилось из земли?

- Кто мешал Ростку?

- Кого Росток попросил о помощи?

- Как помог Грач Ростку?

- В кого превратился Росток летом?

Логопед дает образец пересказа сказки по серии сюжетных картин. Далее логопед предлагает детям пересказать сказку, если необходимо, оказывает помощь (одна картинка – один ребенок; один ребенок - все картинки).

Л. :- Какую пользу приносят перелетные птицы?

11. Итог занятия.

[Оценка работы детей]

Логопед убирает все картинки и предлагает детям вспомнить, чем они сегодня занимались на занятии, в какие игры играли, что им понравилось делать

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия по аппликации, окружающему миру и развитию речи в старшей группе «Перелетные птицы» Конспект интегрированного занятия по аппликации, окружающему миру и развитию речи в старшей группе «Перелетные птицы» Цель: закрепить у.

Конспект интегрированного занятия по развитию речи в старшей группе «Зимующие и перелетные птицы»Конспект интегрированного занятия по развитию речи в старшей группе «Зимующие и перелетные птицы» Конспект интегрированного занятия по развитию речи в старшей группе по теме: «Зимующие и перелетные птицы». Цель: уточнить и расширить.

Конспект коррекционно-развивающего занятия по развитию речи для детей 6–7 лет с ТНР на тему «Насекомые» Коррекционно – образовательные задачи: закрепить знания детей о насекомых, об их многообразии и многочисленности; их строении, питании,.

Конспект логоритмического занятия в средней группе для детей с ТНР на тему «Перелетные птицы» Цель: Развитие психомоторной сферы как основы для коррекции речи у дошкольников с ТНР. Задачи: 1. Активизировать словарь детей по теме.

Конспект НОД по развитию речи для детей старшей группы «Весна. Перелетные птицы» Цель: Закрепить полученные знания по теме: «Весна. Перелетные птицы» Задачи: 1. Продолжать расширять знания детей о весне, о перелётных.

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Перелетные птицы» с использованием мнемотаблицы Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе Тема: «Перелетные птицы» Заучивание стихотворения В. Бардадыма "Ласточка" с использованием.

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе по теме «Перелётные птицы» Цели: расширить словарь по теме; развивать умение согласовывать слова в роде, числе, падеже; подбирать слова-признаки, слова-действия; развивать.

Конспект НОД по теме «Посуда» в старшей группе для детей с ТНРКонспект НОД по теме «Посуда» в старшей группе для детей с ТНР Задачи приоритетной образовательной области: ОО «Речевое развитие»: развивать связную речь детей. Автоматизировать поставленные звуки в.

Конспект НОД в старшей коррекционно-развивающей группе для детей с ЗПР «Этот удивительный космос»Конспект НОД в старшей коррекционно-развивающей группе для детей с ЗПР «Этот удивительный космос» Конспект НОД в старшей коррекционно- развивающей группе для детей с ЗПР «Этот удивительный космос» Программное содержание: Развивать творческую.

Конспект занятия в старшей группе для детей с ТНР по теме «Домашние птицы»Конспект занятия в старшей группе для детей с ТНР по теме «Домашние птицы» Группа детей по структуре речевого нарушения: общее недоразвитие речи 3 уровня Приоритетная образовательная область: речевое развитие Интеграция.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект итоговой коррекционно-развивающей НОД по развитию речи в старшей группе для детей с ТНР по теме «Перелетные птицы»
Опубликовано: 22 сентября 2018 в 22:18
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект итоговой коррекционно-развивающей НОД по развитию речи в старшей группе для детей с ТНР по теме «Перелетные птицы»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Антоновна Токарева (УИ 1658790) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД