Алла Нименская
Конспект НОД по развитию речи для детей старшей группы «Весна. Перелетные птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Закрепить полученные знания по теме: «Весна. Перелетные птицы»
Задачи:
1. Продолжать расширять знания детей о весне, о перелётных птицах.
2. Продолжать учить детей выделять, называть характерные особенности птиц.
3 .развивать связную речь, внимание, память, учить образовывать однокоренные слова во множественном и единственном числе. (Грач-грачонок-грачата)
Публикация «Конспект НОД по развитию речи для детей старшей группы „Весна, Перелетные птицы“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий
- Весна. Конспекты по развитию речи
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Птицы. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
4. совершенствовать грамматический строй речи (образовывать глаголы, образовывать сложные прилагательные, образовывать существительные в родительном падеже) ;
5. формировать умение отвечать на вопросы полным предложением.
6. Расширять и активизировать словарь, совершенствовать грамматический строй речи (согласование числительного с сущ.) .
7. Формировать навыки сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности. Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к птицам
Предварительная работа:
Наблюдение за птицами во время прогулок, рассматривание иллюстраций по теме весна, перелетные птицы. Чтение рассказов о весне, о перелетных птицах, заучивание стихов, загадок, пословиц, скороговорок, пальчиковых игр и физ. минуток.
Материал:
Цветок, запись пения птиц, письмо к детям, перья грача (из бумаги).
- Иллюстрации на тему весна, перелетные птицы, названия птиц (большими буквами).
Ход занятия.
1. Организационный момент (воспитатель читает стихотворение С. Я. Маршака дети стоят полукругом)
На дворе звенит капель, по полям бегут ручьи,
На дорогах лужи,
Скоро выйдут муравьи после зимней стужи.
Пробирается медведь сквозь лесной валежник,
Cтали птицы песни петь и расцвёл подснежник.
Воспитатель: Ребята о каком времени года говорится в стихотворении С. М. Маршака?
Дети: О весне.
Воспитатель: Правильно о весне, сегодня весна к нам заглянула в гости в группу и оставила для вас свой подарок весенний цветочек. Давайте с вами поиграем в игру с цветочком «Назови признаки весны»
– Весной хочется говорить красивые слова, будем передавать друг другу цветок и придумывать красивые слова о весне. Весна, какая?
Дети: – Солнечная, тёплая, весёлая, радостная, поющая, зелёная, звонкая, цветущая, яркая, долгожданная и т. д.
2. Воспитатель: Ребята давайте внимательно послушаем, что интересного происходит за окном на улице. Что вы слышите? (включается запись голосов птиц)э
Дети: Пение птиц.
Воспитатель: Почему птицы так радуются и звонко поют?
Дети: Потому что пришла весна.
Воспитатель: Правильно весна вступила в свои права и сегодня мы с вами поговорим о птицах, которые первые принесли нам весточку о весне.
Воспитатель: Ребята скажите и покажите, какие птицы к нам прилетели?
Дети: (скворец, кукушка, ласточка, грач, жаворонок, цапля и т. д.)
(свой ответ дети подтверждают показом картинок, которые выставляют на доску.)
Воспитатель: Как одним словом назвать этих птиц?
Дети: Перелетные птицы.
Воспитатель: А почему их так называют перелётные?
Дети: Эти птицы осенью улетают от нас в тёплые края.
Воспитатель: А почему эти птицы не остаются у нас зимовать?
Дети: Потому что здесь наступают холода, зимой нет насекомых, нет растительности.
Воспитатель: А зачем они к нам возвращаются из тёплых стран?
Дети: У них здесь родина. Они здесь вылупились, научились летать, добывать пищу.
Дети садятся за столы.
Воспитатель: Ребята, сегодня я пришла в садик и около дверей нашей группы увидела письмо.
Читает: «ЗДРАВСТВУЙТЕ РЕБЯТА ГРУППЫ «Семицветик»!
Я один из первых перелётных птиц уже вернулся из дальних стран! Дорога была очень длинной. Посылаю вам мои пёрышки с заданиями для вас. Выполните, пожалуйста, их. Этим вы поможете остальным птицам вернуться домой. С уважением к вам ГРАЧ.
Ребята, поможем птицам?
1 перо: «Отгадай»
На шесте дворец,
во дворце — певец.
А зовут его. (скворец)
Кто без ног и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистее, нежней?
Кто же это? … (Соловей)
Не ворона, не синица -
Как зовется эта птица?
Примостилась на суку -
Раздалось в лесу "ку-ку". (кукушка)
Прилетает к нам с теплом,
путь проделав длинный,
лепит домик под окном
из травы и глины.
(ласточка)
Бродит по болотам грязным,
ловит в них лягушек,
бестолковых попрыгушек.
(цапля)
Всех перелетных птиц черней,
чистит пашню от червей.
(грач)
- Про кого эти загадки? (про птиц)
- А как всех этих птиц можно назвать одним словом? (перелетные)
Перо №2
Чем птицы отличаются от животных? (у птиц есть клюв, тело покрыто перьями, есть крылья).
Перевернем перо № 3. Этюд «Превращение»
- Вокруг себя повернись и в ласточку превратись.
(цапля, лебедь, пингвин, медведь, заяц)
- Вокруг себя повернись и в детей превратись!
- Кто запомнил, каких птиц вы изображали?
- А какие из этих птиц перелетные?
Молодцы!
Перо № 4 «Назови птенцов»
У утки – утята
У гуся – гусята
У аиста – аистята
У грача – грачата
У скворца– скворчата
У соловья – соловьята
У журавля – журавлята
У кукушки – кукушата
перо № 5 Птичья семья.
Превращаться вы умеете, сейчас я предлагаю вам превратиться в птичьих семей (мама, папа, птенец)
Игра «Птичья семья» (упражнение в словообразовании) :
Ребята, теперь предлагаю разбиться на группы по 3 человека.
Теперь вы не ребята. Вы семьи пернатых. У каждой семьи свое название. (на карточках)
Придумайте: - Чья вы семья? Как в каждой семье называются папа, мама и птенцы?
грач– грачиха – грачонок.
Аист-аистиха-аистенок,
Скворец –скворчиха-скорченок,
Утка-селезень - утенок,
Лебедь-лебедушка-лебеденок,
Молодцы!
Перо № 6. «Сложные слова»
Сейчас я буду называть вам два слова, а вам нужно составить одно слово и них.
У аиста длинные ноги, он какой? длинноногий
У аиста длинный клюв, он какой длинноклювый
У ласточки длинный хвост она длиннохвостая
Ласточка любит тепло, она теплолюбивая
У ласточки острые крылья, она острокрылая
У соловья звонкий голос он звонкоголосый
У журавля длинные крылья он длиннокрылый
Перо №7 игра «Четвертый лишний?
ласточка, воробей, грач, скворец.
Ворона, аист, голубь, воробей.
Грач, синица, ласточка, кукушка.
Сорока, воробей, дятел, ласточка.
Голубь, кукушка, цапля, журавль
Молодцы! Ну и последняя игра.
Дидактическая игра «Исправь ошибки».
Воспитатель читает текст:
Вот и наступила весна. Весело журчат ручьи, с крыш капают сосульки — начался листопад (капель). День становится всё короче (длиннее, а ночи длиннее (короче). Возвращаются зимующие (перелётные) птицы. Люди уже позаботились о них и построили скворечники для грачей (скворцов). Просыпаются от зимнего сна насекомые: мухи, бабушки (бабочки, пчёлы. Вот-вот зацветут первые весенние цветы — колокольчики (подснежники) .
Молодцы, вы очень внимательные и исправили все ошибки.
Мы выполнили все задания грача и помогли вернуться птичкам в родные края.
Спасибо вам!