Рыбалко Наталья Николаевна
Конспект итогового занятия в старшей группе за I полугодие «На помощь Айболиту» (Математика, грамота, развитие речи)
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание : проверить усвоение детьми программного материала по грамоте : выявить у детей умение проводить звуковой анализ слов разной звуковой структуры с помощью фишек, различать гласные, твёрдые и мягкие согласные звуки; выявить у детей умение делить слова на слоги, знания про слогообразующую роль гласного звука; выявить знания детей о предложении, умение придумывать предложение по сюжетной картинке, составлять схематичную модель своего предложения.
Публикация «Конспект итогового занятия в старшей группе за I полугодие „На помощь Айболиту“ (Математика, грамота, развитие речи)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Итоговые занятия
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- «Айболит», Чуковский К.И.
- «Айболит». Конспекты занятий
- Темочки
Проверить усвоение детьми знаний по развитию речи (грамматика) : выявить умения детей согласовывать слова, определять его род, заменять его соответствующим местоимением; образовывать прилагательные от существительных, которые обозначают материал, из которого сделан предмет.
Проверить усвоение детьми программного материала по математике : выявить умение выкладывать числовой ряд от 0 до 10; уточнить состав числа из двух меньших чисел в пределах 6; умение находить большее и меньшее число, пользоваться знаками <, >,= и числами, устанавливая верное неравенство; выявить умение находить смежные числа и устанавливать взаимоотношения между ними; умение внимательно, точно, самостоятельно выполнять задания.
Ход занятия
(Дети заходят в группу)
- Ребята, посмотрите, что я сегодня увидела около нашей группы, когда пришла в детский сад (показывает воздушный шар с письмом). Кажется, нам кто-то прислал письмо. Давайте его прочитаем скорее, вдруг кому-то нужна наша помощь. Читает письмо от Айболита : «Дорогие ребята! Пишет вам Доктор Айболит. Я приплыл на остров Лимпоппо, который находиться в Африке, чтобы помочь больным зверятам. Но когда меня вез кит по морю, нас застала сильная буря, и волной мой чемоданчик с лекарствами смыло в море. И теперь я не могу помочь бедным больным зверятам. Я прошу вашей помощи, чтобы вы срочно привезли мне лекарства, иначе больные звери могут погибнуть. Жду вас. Ваш Доктор Айболит.»
- Ну что, ребята, поможем Доктору Айболиту? Тогда нам надо поторопиться, ведь путь предстоит неблизкий.
Где расположен остров Лимпоппо? (В Африке)
Как туда добирался Айболит? (по морю)
Вот и мы отправимся сегодня с вами в путешествие по морю на корабле. Сумку для Айболита я уже собрала, положила туда всё самое необходимое: таблетки, лекарства, градусник (показывает чемоданчик).
Занимайте места на корабле, мы можем отправляться в путь. Сегодня я буду вашим капитаном. Поэтому слушать мои команды и на корабле ничего руками не трогать.
Взяли все свои вёсла и полный вперёд, раз, и раз…
Дети садятся за столы, которые стоят в виде корабля.
(под шум волн дети имитируют руками работу вёслами.
Воспитатель стоит впереди, смотрит в бинокль)
- Вижу какой-то остров. Причаливаем к острову! (выключает шум моря)
- Ребята, мы приплыли с вами к острову, только мне кажется, что это не Лимпоппо. Посмотрите (показывает на доске плакат МАТЕМАТИКА), На этом острове живут какие-то знаки, цифры. Прочитайте, как называется этот остров (дети читают).
Посмотрите, у вас на столах выложен целый числовой ряд. Давайте мы посчитаем с вами.
ЗАДАНИЕ 1 «Счёт»
(прямой, обратный, двойками прямой, двойками обратный, от заданного числа)
- Посмотрите, ребята, на этом острове какие-то странные дома, пустые совсем. Давайте мы поможем местным жителям и поставим цифры в свои окошки.
- Видите, вот в этих одноэтажных домиках почти все цифры вышли на улицу и лишь одна из них не может найти своих соседей. Давайте поможем им.
ЗАДАНИЕ 2 «Найди соседа»
(Дети соединяют карандашом нужную цифру с её местом в домике на индивидуальных карточках)
- А в двухэтажных домах, посмотрите, живут точки и знаки. Только на первом этаже потерялся знак, а на втором точки, давайте их найдём и вставим.
ЗАДАНИЕ 3 «Поставь знак»
(Дети карандашом вставляют в индивидуальную карточку
нужное количество точек и знак)
- А вот и многоэтажные дома, посмотрите, в них тоже не хватает жильцов. Для того чтобы их заселить жителями-цифрами, нужно вспомнить состав своего числа и выполнить задание. Вставляя нужные цифры, будьте внимательными, посмотрите на номер дома, который написан на крыше и вспомните состав этого числа.
ЗАДАНИЕ 4 «Состав числа»
(Дети выполняют индивидуально задание, выкладывая на карточке нужные цифры)
- Ребята, я слышу, к нам приближается странное существо - Цифроедка, прячьте скорее свои цифры в коробочки (дети собирают цифровой ряд в коробочку).
- Ну вот, мы и помогли жителям острова МАТЕМАТИКА. Только мы совсем забыли, что нам надо торопиться, ведь нас ждёт Айболит.
- Отправляемся снова в путь (берёт бинокль).
Ой, ребята, кажется, на море спустился туман, я ничего не вижу, нам надо его переждать. Давайте мы тогда спустимся на берег и немного отдохнём, ведь путь у нас ещё далёкий.
ФИЗМИНУТКА на ковре под музыку
(Убрать карточки со столов. Поменять плакат)
- Ну вот, и туман рассеялся (смотрит в бинокль, можно продолжить наш путь. Тихо занимайте свои мета.
- Полный вперёд! И раз, и раз…
(под шум волн дети имитируют руками работу вёслами.
Воспитатель стоит впереди, смотрит в бинокль)
- Вижу остров. Будем причаливать (выключает шум моря).
Ну вот, и подплыли мы к острову. Только мне кажется, что это тоже не Лимпоппо. Тут живут какие-то чёрточки, схемы. Как он называется? (дети читают плакат на доске ГРАММАТИКА
- А что это за схемы? (предложения)
-Из чего состоит наша речь? (из предложений). Из чего состоят предложения? (из слов). Что обозначает чёрточка в схеме? (одно слово). Сколько слов в 1 предложении, написанном схематично у меня на доске? (два). Сколько слов во 2 предложении? (три). Сколько слов в 3 предложении? (четыре). Что обозначает короткая чёрточка в 3 схеме? (вспомогательное слово-связка)
-Возьмите свою сюжетную картинку и придумайте по ней предложение, которое соответствовало бы 1, 2 или 3 схеме.
ЗАДАНИЕ 5 «Составь предложение»
(Дети говорят устно свои предложения к 1, 2 и 3 схемам).
- А у нас ещё одно задание от жителей острова ГРАММАТИКА. Звуки, которые живут на этом острове всегда все слова шифруют разными знаками. Они и нам предложили попробовать зашифровать слова.
- Возьмите свои предметные картинки со схемами и откройте звуковые коробочки.
Вы сказали, что предложения состоят из слов. А из чего состоят слова? (из звуков)
- Какие звуки мы называем гласными? (которые поются голосом). Покажите, какой фишкой мы обозначаем гласные звуки (фишка с красным кружком). Какие звуки называют согласными? (которые не поются) Какие согласные бывают? (твёрдые и мягкие). Покажите фишку, которой мы обозначаем твёрдые согласные (фишка с одной чертой, мягкие согласные (фишка с двумя чёрточками).
- Возьмите свою предметную картинку и сделайте звуковой анализ слова на своих схемах.
ЗАДАНИЕ 6 «Разбери слово»
(Самостоятельная работа детей на индивидуальных карточках фишками)
(Разложить на ковре рыбок)
- Ребята, пока вы справлялись с заданием, посмотрите, сколько красивых рыб подплыло к самому берегу. Давайте мы сейчас поймаем по одной рыбке, чтобы лучше рассмотреть их, а потом снова отпустим (дети берут по одной рыбке с заданием и садятся на места).
(Убрать коробочки и карточки по грамоте. Положить задания по логике).
- А рыбки-то не простые, а с заданием. Рассмотрите внимательно картинку на ней. Сейчас вы будите называть свою картинку, говорить: он мой, она моя, они мои или оно моё и класть рыбку в ведёрко. А потом мы снова их выпустим в море.
ЗАДАНИЕ 7 «Он, она, оно, они»
(Поменять плакат на доске)
- Ребята, вы не забыли, нам надо спешить, ведь нас ждёт Айболит и больные зверята.
Тогда садимся удобней, берём вёсла и полный вперёд! (включить шум моря). И раз, и раз….
(под шум волн дети имитируют руками работу вёслами.
Воспитатель стоит впереди, смотрит в бинокль)
- Вижу землю! Причаливаем! (выключить музыку).
Ребята, мне кажется, что это тоже не Лимпоппо. Тут, посмотрите, морские жители выстроились в ряд. Мне кажется, они хотят нам дать какое-то задание. Как называется этот остров? (дети читают плакат на доске ЛОГИКА).
- Возьмите свои карточки на столе, карандаши и внимательно послушайте задание.
ЗАДАНИЕ 8 «Обведи фигуру»
(Воспитатель даё т задание: обвести в каждом ряду нужную фигуру)
- И ещё одно задание нам хотят задать геометрические фигуры. Возьмите карточку с геометрическими фигурами и в каждом ряду заштрихуйте столько нужных фигур, сколько показывает цифра.
ЗАДАНИЕ 9 «Найди фигуры, посчитай и заштрихуй»
(Поменять на доске плакат)
- Вы все быстро справились и с этим заданием, поэтому у нас осталось немного времени, чтобы высадиться на остров ЛОГИКИ и поиграть. Спокойно выйдите и сделайте круг. Я называю вам, что из чего сделано, а вы должны будете образовать мне новое слово из этого словосочетания.
ЗАДАНИЕ 10 «Что из чего сделано»
(Игра с мячом на ковре)
- Молодцы, а теперь быстро занимайте свои места, и мы отправляемся дальше на остров Лимпоппо.
(под шум волн дети имитируют руками работу вёслами.
Воспитатель стоит впереди, смотрит в бинокль)
- Вижу пальмы (выходит Айболит). А вон и Айболит нас встречает. Причаливаем! (выключить шум моря). Высаживаемся на берег (взять чемоданчик Айболита).
Айболит : Наконец-то вы приплыли, спасители мои!
- Да, Доктор Айболит, мы получили твоё письмо и сразу поспешили к тебе на помощь. Правда, на пути нас ждало много приключений, но мы привезли тебе все необходимые лекарства. Вот они (отдаёт чемоданчик).
Айболит : Спасибо вам большое, вы не только меня выручили, но и спасли тех больных зверей, которые ждут моей помощи. Ну а мне уже пора поспешить к ним.
Но для вас у меня тоже что-то есть. Вот эти витамины (достаёт из одного кармана, отдаёт воспитателю)вам для того, чтобы вы росли большими и здоровыми. А вот эти (достаёт из другого кармана, отдаёт воспитателю) чтобы вы были умными и послушными. А теперь мне пора. До свидания, ребята (уходит).
Ну вот, ребята, мы сегодня с вами не только сделали много заданий, но ещё и помогли Доктору Айболиту и всем больным зверятам острова Лимпоппо.
А вы заметили, как тут тепло, ярко светит солнце, плещутся волны. Не хочется возвращаться назад, где снег и холодно. Давайте мы сейчас тихо полежим на берегу и послушаем шум моря.
РЕЛАКСАЦИЯ «На берегу моря»
(Дети спокойно лежат на ковре с закрытыми глазами)
(Включить шум моря и крик чаек)
- Ну а теперь нам можно отправляться в обратный путь. Давайте попрощаемся с островом и скажем: «До свидания, Лимпоппо» (дети прощаются).
Занимайте свои места на корабле и в путь (включить шум моря).
(под шум волн дети имитируют руками работу вёслами)
- Вот мы и вернулись в детский сад. Вам понравилось наше необычное путешествие? Мне тоже очень понравилось, как вы все работали, отвечали на вопросы, выполняли задание. Наше занятие подошло к концу. Можете спокойно встать и выйти из-за столов.