Лана Лебедева
План-конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе «На помощь Айболиту»
▼ Скачать + Заказать документы
На помощь Айболиту
(тезисы)
. Пояснительная записка.
“Сначала я открывал истины,
известные многим, затем стал
открывать истины, известные
некоторым, и, наконец, стал
открывать истины, никому ещё
неизвестные”.
К. Э. Циолковский.
1.1. Обоснование актуальности методов, приемов, форм.
Специфика дошкольного возраста такова, что достижения детей дошкольного возраста определяется не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств, в том числе обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе. Необходимо отметить, что наиболее значимое отличие дошкольного образования от общего образования заключается в том, что в детском саду отсутствует жесткая предметность. Развитие ребенка осуществляется в игре, а не в учебной деятельности.
Публикация «План-конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе „На помощь Айболиту“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- «Айболит», Чуковский К.И.
- «Айболит». Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2015
Умственные способности – это те психологические качества, которые определяют лёгкость её быстроту усвоения новых знаний и умений, возможности их использования для решения разнообразных задач. Умственное развитие – это и процесс, и уровень познавательной деятельности подрастающего человека во всех ее проявлениях: знаниях, познавательных процессах, способностях и др. ; оно осуществляется в процессе воздействия на ребёнка обстоятельств жизни и среды.
В структуру нормального умственного развития дошкольника входят познавательные и творческие способности. Они необходимы для решения различных задач и связаны с восприятием, вниманием, памятью.
Всестороннему умственному развитию ребёнка способствуют развивающие игры. Они развивают интеллектуальные качества : внимание, зрительную память, умение находить закономерности и зависимости, умение создавать новые ситуации, видеть ошибки и недостатки. Эти качества в свою очередь развивают сообразительность, творческий склад мышления.
Основной идеей представленного мною занятия является развитие умственных и творческих способностей. Умственные способности – это те психологические качества, которые определяют лёгкость и быстроту усвоения новых знаний и умений, возможности их использования для решения разнообразных задач.
В структуру нормального умственного развития дошкольника входят познавательные и творческие способности. Они необходимы для решения различных задач и связаны с восприятием, вниманием, памятью.
Всестороннему умственному развитию ребёнка способствуют развивающие игры. они развивают интеллектуальные качества : внимание, зрительную память, умение находить закономерности и зависимости, умение создавать новые ситуации, увидеть ошибки и недостатки.
Игровая деятельность является существенной составляющей жизни в детском саду. Именно игра предоставляет каждому ребёнку возможность реализовать свои потребности и интересы, является одним из важных средств развития дошкольников.
Известно, что усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее, чем на учебных занятиях. Обучающая задача, поставленная в игровой форме, имеет то преимущество, что в ситуации игры ребёнку понятна сама необходимость приобретения новых знаний и способов действия. Ребёнок, увлечённый привлекательным замыслом новой игры, как бы не замечает того, что он учится, хотя при этом он то и дело сталкивается с затруднениями, которые требуют перестройки его представлений и познавательной деятельности. Если на занятии ребёнок выполняет задание взрослого, то в развивающей игре он решает свою собственную задачу. При этом не следует забывать, что игры это только одно из средств развития способностей, и оно будет тем действенней и полезнее, чем меньше будет противоречий между принципами, которые легли в основу этих игр, и принципами, на которых строится вся система общения с детьми.
Л. А. Венгер разрабатывает методику игр развивающих умственные способности детей дошкольного возраста, используя принцип «развивающего обучения», и развивая теорию знаково-символической функции.
Сейчас всё острее встаёт вопрос психологической готовности детей к обучению, общего уровня их развития и воспитания.
Одним из возможных вариантов ответа на этот вопрос можно считать использование в работе с детьми развивающих игр.
1.2 Цели и задачи применения методов и приёмов занятия, планируемые результаты.
Определяя задачи занятия дифференцировала их на образовательные. развивающие и воспитательные, тем самым подчеркнув комплексную направленность содержания, средств, методов и приёмов на личностное развитие ребёнка.
Поставленные задачи спланированы в соответствии с программой по развитию умственных и творческих способностей детей, которая является вариативной частью (создаваемой участниками образовательного процесса) основной общеобразовательной программы ДОУ.
Сделала акцент на реализацию речевых задач, предусмотрев в обогащении словаря новые трудно произносимые слова. В активизации словаря спланировала знакомые детям, но трудно произносимые, которые необходимо активизировать в речи.
В развивающих задачах старалась предусмотреть развитие способности детей. Определила воспитательную направленность содержания занятия.
Планируя занятие я предполагала ожидаемый результат. Именно эти показатели являются основными критериями для проведения педагогической рефлексии.
С моей точки зрения, использование в процессе занятия таких методов, как проблемно-поисковые ситуации, наглядные методы (знаково-символическая деятельность, наглядность) и практическая деятельность детей (мыслительная, речевая, двигательная, наглядность) и практическая деятельность детей обеспечивает в достаточной мере решение поставленных задач и поможет сформировать у детей планируемые компетенции. Проблемные ситуации побуждают к мотивации, самостоятельному целенаправленному поиску решения проблемы, внутренней и речевой мыслительной деятельности.
Наглядность (слайды, видеофрагменты) помогают визуальному восприятию отдалённого объекта (Африканского континента, формированию представлений о нём. Знаки и символы способствуют активной мыслительной деятельности. Собственную практическую деятельность детей на занятии трудно переоценить, поскольку компетенции формируются исключительно в процессе деятельности. Можно сделать вывод, что используемые на занятии методы и приёмы эффективны.
1.3 Преимущества интегрированных занятий.
•мир, окружающий детей, познается ими в своем многообразии и единстве, а зачастую разделы дошкольной общеобразовательной программы не дают представление о целом явлении, дробя его на разнообразные фрагменты;
•интегрированные занятия развивают потенциал сами воспитанников, побуждают к активному познанию окружающей действительности, развитию мышления, коммуникативных способностей;
•форма проведения интегрированных занятий нестандартна, интересна; снимается утомляемость, перенапряжение воспитанников за счет переключения на разнообразные виды деятельности, повышается познавательный интерес;
•интеграция в современном обществе объясняет необходимость интеграции в образовании (современному обществу необходимы высококлассные специалисты и начинать подготовку образованных специалистов необходимо с детского сада, начальной школы, чему и способствует интеграции в ДОУ);
•за счет усиления межпредметных связей высвобождаются часы, которые можно использовать для развивающей деятельности воспитанников, а также дополнительных занятий практической направленности;
•интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества педагогов.
Осуществление синтеза как взаимодействия, соединения (интеграции)
выступает основным принципом построения содержания и приводит к такому важному познавательному результату, как формирование целостной естественнонаучной картины мира. Это ведет к появлению качественно нового типа занятий.
. План-конспект интегрированного занятия.
Подготовительная к школе группа
Воспитатель: Лебедева Светлана Викторовна
МБДОУ «Центр развития ребенка-детский сад №143» г. Рязани.
Тема: «На помощь Айболиту».
Цель занятия (основная идея).
Развитие умственных и творческих способностей.
Задачи занятия
Образовательные.
- Обобщать и систематизировать представления детей об Африке;
- закреплять умение «расшифровывать» текст, используя предложенный шифр;
- Формировать умение рисовать декоративную птицу по воображению, используя различные изобразительные материалы
- Закреплять основные движения: подлезание под дугу, ходьба по канату цепочкой, взявшись за руки, парные прыжки
Речевые.
Обогащение словаря: географические названия: Килиманджаро, Нил, Средиземное море, Сахара; пупуасы.
Активизация словаря.
- Маршрут, пальмы, африканские животные, названия животных и птиц африканского континента (носорог, жираф, бегемот, ленивец, обезьяны и др.)
- глагольные формы: произрастает, протекает, пресекает, перебрались
- прилагательные: экзотические, диковинные, африканские, нильские, пустынные, речные и др. (словообразование)
Развивающие.
- Развивать знаково-символическую деятельность детей; способность к замещению действий и предметов знаками;
- Развивать внимание, умение замечать несоответствия, исправлять их;
- Развивать воображение, творческое мышление; умение находить выход в сложившейся проблемной ситуации;
- Развивать аналитические способности детей; умение выбирать оптимальный вариант из нескольких имеющихся;
Воспитательные.
- Воспитывать умение действовать коллективно, выносить единое решение на основе нескольких мнений;
- Воспитывать интерес к интеллектуальной творческой деятельности.
Формирование компетенций (планируемый результат занятия).
- Способность детей к анализу и оценке собственной деятельности и деятельности сверстников (регулятивные);
- Способность к обобщению, классификациям, аналитико-синтетической деятельности, решению проблем (интеллектуальные);
- Осознанные представлений об особенностях Африканского континента (познавательные);
- Целеустремленность, взаимовыручка, взаимопомощь и поддержка (личностные).
Ведущие методы:
- Проблемно-поисковые, создание нестандартных (проблемных) ситуаций, наглядные (знаково-символическая деятельность, наглядность, практическая деятельность детей (мыслительная, речевая, двигательная, художественно-эстетическая)
Сюжетная линия занятия
1. Мотивация пришло электронное письмо
2. Основная часть (20 минут)
«Письмо Айболиту»
3.«Отправляемся в путешествие».
Интерактивная игра на доске
4. Изобразительная деятельность.
Дети рисуют африканских птиц по замыслу или с опорой на картинки на слайде.
5. Эстафета.
Дети двумя командами перепрыгивают через кочки, подлезают под дугами и идут по канату, держась за руки.
6.«Зададим вопрос с помощью жестов и знаков».
7.«Встреча с Доктором Айболитом. Африканские животные».
8. Заключительная часть. Рефлексия.