Немцева Анна Николаевна
«Как устроена дыхательная система человека?» Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
«Как устроена дыхательная система человека?». Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе.
Цель: Обобщить и конкретизировать знания детей о строении и значении дыхательной системы человека.
Задачи:
Образовательные:
• формировать элементарное представление об органах дыхания, их строении и их функциональном назначении;
• дать понятие о том, как воздух путешествует по организму;
• закрепить знания о том, что полезно и вредно для органов дыхания;
• приучать к профилактическим мероприятиям здорового образа жизни и заботе о своем здоровье.
Развивающие:
• развивать познавательную активность ребенка в процессе экспериментирования, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
Воспитательные:
• воспитывать осознанное становление ценностей здорового образа жизни;
• воспитывать у детей желание включаться совместно с взрослым в предложенную работу;
• приобщать детей к общепринятым правилам взаимоотношений.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Оборудование:
Демонстрационный материал: плакат «Дыхательная система человека», карточки для дидактической игры «Что хорошо и что плохо для дыхательной системы».
Раздаточный материал: стакан с водой, коктейльные трубочки.
Содержание организованной образовательной деятельности
1. Организационный момент
Ребята, давайте скажем друг другу: «Здравствуйте». Когда здороваемся, мы желаем друг другу здоровья. Доброе утро!
Улыбнись скорее,
И весь день сегодня будет веселее!
Мы погладим лобик, носик и щёчки,
Будем мы красивыми, как в лесу цветочки!
Разотрём ладошки сильнее, сильнее,
Ушки мы теперь потрём и здоровье сбережём.
Улыбнёмся снова, скажем:
«Будьте все здоровы!»
2. Основная часть
Методические приемы
Воспитатель: Ребята, а чем это здесь пахнет? (Ответы детей)
Воспитатель: Скажите, пожалуйста, как мы с вами узнали, что пахнет апельсином, мы ведь его не видели. С помощью чего? (Ответы детей)
Воспитатель: Да, определить запах нам помог нос.
Воспитатель: Посмотрите друг на друга. Какие у вас носы?
Воспитатель: У всех разные форма и размер. А что у них общего? (Ответы детей)
Воспитатель: Что ещё мы делаем с помощью носа? (Дышим)
Воспитатель: Куда первым делом попадает воздух при вдохе? (Нос или рот)
Воспитатель: А дальше что происходит с воздухом? (Ответы детей)
Воспитатель: Чтобы дышать, в организме человека есть специальные органы, называются они органы дыхания. Человеческому организму, для того чтобы выжить, необходимо постоянное поступление кислорода.
Когда мы расслаблены, мы обычно вдыхаем и выдыхаем через нос. Полость носа внутри согрета, увлажнена и покрыта слизистой оболочкой. На ее поверхности есть особые реснички, задерживающие пыль и микробы. Когда воздух проходит через носовую полость, болезнетворные бактерии захватываются слизью, воздух согревается и увлажняется. Далее воздух проходит через носоглотку, гортань и трахею. В носоглотке имеется складка хряща и слизистой – надгортанник, который расположен так, чтобы предотвратить попадание пищи при глотании в трахею. Из трахеи воздух попадает в легкие. Ткань легких воздушна и похожа на губку. Легкие защищены ребрами. Их функция – насыщение крови кислородом и удаление из крови углекислого газа. Благодаря кислороду мы живем.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, а что вредно для наших лёгких? (Ответы детей)
Воспитатель: Правильно, очень вредно для легких загрязненный воздух. Ребята, как вы думаете, что полезно для легких? (Ответы детей)
Воспитатель: Наше здоровье зависит от состояния наших легких. Если человек занимается физкультурой, хорошо двигается, выполняет дыхательные упражнения, его легкие разрабатываются, они легко расширяются и сжимаются. Это хорошо тренированные легкие. А человек мало подвижный, сутулый, не следящий за состоянием своей осанки, со сведенными вперед плечами дышит неправильно, его легкие всегда сжаты, сдавлены, поэтому он не получает необходимого количества кислорода, а значит его организм голодает, постепенно слабеет и человек становится больным.
Воспитатель: Как вы думаете, для чего нужно правильно дышать? (Ответы детей)
Воспитатель: Как чувствует себя человек, если дышит неглубоко, поверхностно? (Ответы детей)
Воспитатель: Для того, чтобы произошел вдох, мышцы, расположенные между ребрами поднимают и разводят в стороны ребра, грудная клетка поднимается.
При выдохе наши мышцы опускают ребра, грудная клетка уменьшается.
Воспитатель: Чтобы научиться правильно дышать надо делать дыхательную гимнастику.
Дыхательная гимнастика.
Воспитатель: Встаньте возле стульчиков.
1. «Рубим дрова». Глубоко вдохните носом. Прямые руки поднимите над головой, ладони соединить. Сделайте полный выдох через рот с произнесением «ха», при этом резко наклониться вперед и опустить руки.
2. «Насос». Встать прямо, ноги вместе, руки опущены. Вдох, затем наклон туловища в сторону- выдох, руки скользят вдоль туловища. При этом громко произносить «с-с-с». Повторить 6-8 наклонов в каждую сторону.
Воспитатель: Давайте попробуем: сделайте вдох через рот, а выдохните через нос. Получилось? (Да)
Воспитатель: Теперь наоборот попробуйте. Тоже получилось.
Носик воздух набирает,
В носоглотку отправляет.
Дышат легкие мои
Воздухом Земли.
Воспитатель: Мы должны беречь свои легкие, как и все другие органы. Важно не простывать. Давайте разучим профилактическое упражнение для верхних дыхательных путей.
Погладить крылья носа от кончика к переносице – вдох. На выдохе поступать по крыльям носа указательными пальцами (пять – шесть раз)
Сделать восемь-десять вдохов и выдохов сначала через правую ноздрю затем через левую, по очереди закрывая отдыхающую ноздрю указательным пальцем.
Физкультминутка «Что умеет наше тело»
Движения выполняются в соответствии с текстом.
У меня есть голова (Повороты головы)
Направо – раз, налево - два. (Направо - налево, наклоны головы)
Она сидит на крепкой шее. (Круговые повороты шеей)
Повертели – повертели.
Затем туловище идет. (Руки на поясе)
Наклон назад, наклон вперед. (Наклоны)
Поворот – поворот. (Повороты)
Умелые руки есть у всех,
Вверх – вниз, вниз – вверх. (Рывки руками вверх – вниз)
Ноги нам нужны,
Чтоб бегать, (Бег на месте)
Прыгать, (Подскоки)
Приседать, стоять… (Приседания)
Вот какое мое тело!
С ним все делаешь на «пять»!
Воспитатель: А сейчас я хочу пригласить вас в одно очень интересное место. Именно там ученые экспериментируют, проводят различные исследования и опыты. Как вы думаете, как называется это место? (Ответы детей)
Воспитатель: Правильно, это лаборатория. И сейчас мы с вами тоже будем, как настоящие ученые проводить опыты, наблюдать, делать выводы. Проходите в нашу лабораторию. В лаборатории есть правила, которые необходимо обязательно соблюдать:
1. внимательно слушать;
2. точно выполнять все указания;
3. аккуратно работать с оборудованием;
4. в конце опыта делать выводы.
Воспитатель: Кто запомнил правила? Повтори, пожалуйста. Посмотрите вокруг, что вы видите на столах? Как вы думаете, для чего нужно все это оборудование? (Ответы детей)
Воспитатель: Возьмите стакан с водой и трубочку. Что вы будете делать дальше? (Предположения детей)
Воспитатель: Результат опыта вам нужно будет отметить на карточке. Проведение опыта детьми самостоятельно.
Воспитатель: Что у вас получилось? (Ответы детей)
Воспитатель: Какой можно сделать вывод? (Ответы детей)
Вывод: Мы выдыхаем воздух, который виден в воде в виде пузырьков.
Результат опыта отметьте на карточке.
Воспитатель: Как можно еще узнать, что в нашем организме есть воздух? (Ответы детей)
Воспитатель: Интересные предположения. Я предлагаю вам подуть на ладошку. Что вы почувствовали? (Ответы детей)
Воспитатель: А как вы думаете, почему мы выдохнули теплый воздух, ведь мы вдыхаем холодный? (Ответы детей)
Вывод: Попадая в организм, холодный воздух нагревается и, поэтому мы выдыхаем теплый воздух.
Воспитатель: Что мы с вами узнали с помощью опытов? (Ответы детей)
Воспитатель: Правильно, мы узнали, что наши легкие при вдохе наполняются воздухом и расширяются, а при выдохе – сжимаются; мы выдыхаем воздух, который виден в воде в виде пузырьков; попадая в организм человека, холодный воздух нагревается.
Воспитатель: Перед вами на столах лежат различные картинки. Ваша задача – выбрать только те картинки, где человек заботится о своем здоровье, укрепляет дыхательную систему.
Воспитатель: Давайте посмотрим, что у вас получилось. (Объяснения детей)
3. Заключительная часть
Подведение итогов по теме. Обобщающие вопросы по теме.
Воспитатель: Что делали на занятии? (Ответы детей)
Воспитатель: Кто запомнил, как воздух попадает к нам в организм? (Ответы детей)
Воспитатель: Как человек должен заботиться о своей дыхательной системе? (Ответы детей)
Воспитатель: В какие игры играли? (Ответы детей)
Воспитатель: Что нового вы узнали? (Ответы детей)
Рефлексия.
Воспитатель: Вам понравилось занятие? (Ответы детей)
Воспитатель: Что вам больше всего понравилось на занятии? (Ответы детей)
Воспитатель: Что было сложным? (Ответы детей)