Вероника Слабко
Конспект занятия «Страна Слов» по развитию речи в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи: формировать умение обобщать и классифицировать (морские рыбы, рыбы, живущие в пресноводных водоемах). Расширять словарный запас через участие в словесно – речевых играх. Упражнять в делении слов на слоги. Развивать общие речевые навыки, зрительное восприятие в процессе игрового общения. Упражнять в координации речи с движениями.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
Формировать у старших дошкольников представление о понятии «фантазия». Учить фантазировать, развивать образное представление. Упражнять в умении рифмовать слова, согласовывая окончания.
Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, инициативность. Развивать эмоциональную сферу детей.
Словарная работа: фантазия; солнце: яркое, лучистое, светлое, горячее; облака, небо; река: течет, журчит, плывет, шумит; рыбы: сом, карась, окунь, щука, рыба-молот, дельфин, скат; улыбка: добрая, нежная, прекрасная.
Форма проведения: игра – путешествие
Материалы и оборудование: экран с проектором, камешки округлой формы, корзина с конфети, «волшебный ключик», аудиозаписи: «Волшебная музыка», «звуки реки», песня «Облака – белогривые лошадки» (муз. В. Шаинского)
Ход:
Дети входят в зал, встают полукругом.
Воспитатель. Ребята, посмотрите, сколько у нас сегодня гостей! Давайте поздороваемся с ними сначала тихо… (Здравствуйте)… Теперь громко (Здравствуйте) И весело улыбнёмся, а гости вернут наши улыбки обратно. Теперь у всех хорошее настроение. А чтобы его сохранить, я предлагаю совершить путешествие в волшебную Страну слов.
Так как эта страна необычная, то и в путешествие мы отправимся необычным образом – с помощью фантазии. А что это такое, вы знаете? (Ответы детей.)
Воспитатель. Фантазия – это наши мечты. Когда мы о чем-то мечтаем, что-то выдумываем, представляем то, чего на самом деле нет. Итак, в волшебную страну мы попадем с помощью фантазии. Закройте, пожалуйста, глаза. Представьте себе, что мы летим на воздушном шаре сквозь облака. Внизу мы видим леса, поля, слышим журчание реки, чувствуем свежий запах воздуха после дождя. (Звучит «волшебная музыка»). Вот мы и прибыли. Откройте глаза. Чтобы узнать, куда мы отправимся в гости, вы должны отгадать мою загадку:
Среди поля голубого яркий блеск огня большого
Не спеша огонь тот ходит, землю – матушку обходит,
Светит весело в оконце. Догадались? (Дети. Это - солнце)
Дети, взявшись за руки идут по «тропинке» и обращают внимание на изображение солнца на экране.
Воспитатель. Посмотрите, какое замечательное солнце! От его света мир становится прекрасней. Протяните ладони к солнышку, погрейте их. А теперь теплыми ладошками дотроньтесь до вашего лица. Давайте погладим его.
Массаж лица:
Личико солнце согрело, потеплело, потеплело. (Дети выполняют поглаживающие движения от середины лба к верхней части ушей, от носа к средней части ушей.)
Наши ручки потянулись, наши губки улыбнулись. (Медленно тянут руки вверх, улыбаются)
Воспитатель. Как можно сказать о солнышке? Какое оно? (Ответы детей.) Давайте с ним поиграем.
Пальчиковая гимнастика. Дети встают в круг.
Солнышко, солнышко, погуляй у речки… Дети шевелят пальцами обеих рук, имитируя ходьбу
Солнышко, солнышко, разбросай колечки! Быстро сжимают и разжимают кулаки
Мы колечки соберем, золоченые возьмем. Выполняют хватательные движения щепотью
Покатаем, поваляем… Круговыми движениями трут ладонью о ладонь
И назад тебе вернем. Поднимают руки вверх раздвинув пальцы.
Воспитатель. Молодцы! А что вы можете сказать о небе? Каким оно бывает? (Ответы детей) Прекрасно! А теперь присядьте, отдохните, на облака посмотрите. (Звучит аудиозапись песни «Облака – белогривые лошадки». На экране – изображение облаков)
Воспитатель. Как быстро по небу бегут облака.
Похоже одно на Конька– горбунка.
Другое распахнуто, словно пальто.
А третье похоже не знаю на что.
А вы когда-нибудь видели облака? На что или на кого они были похожи?(Рассказы детей. Воспитатель очень внимательна к детям: улыбкой, поощрительными жестами поддерживает речевую инициативу и речевую самостоятельность детей.)
Воспитатель. Ваши рассказы были очень интересными. А вы знаете, что слова можно найти везде?
Я слова найду везде – и на небе, и в воде,
На полу, на потолке, на носу и на руке.
Вы не слышали такого? Не беда! Играем в слово!
Найдите слова на небе, прохлопайте их. (На экране поочередно появляются изображения солнца, облаков) Сколько раз хлопнули? Значит, сколько слогов в этих словах? (Два, три.)
Теперь найдите слова на земле и также прохлопайте их (дети выполняют задание: называют предметы, появляющиеся на экране, прохлопывают их по слогам – камень, дерево, лес, река)
Какие интересные слова! Скажите, что делает река? (Дети. Река течёт, бежит, журчит, шумит, плещется, бурлит, волнуется, шипит и т. д. За каждое названное слово воспитатель дает детям камешки.)
Воспитатель. Какие дети у меня молодцы. Много слов назвали. А теперь поиграйте с камешками, покатайте их в ладонях. (Через минуту собирает камешки.) Вернем камешки реке и скажем ей за игру «спасибо» (Звучит аудиозапись «Звуки реки»)
А теперь представьте себе, что мы плывём по теплой речке.
Мы плывём по тёплой речке, тихо плещется река. Дети имитируют движениями рук плавание в воде.
В небе тучки, как овечки, Разбежались кто куда. Выполняют потягивания – руки вверх и в стороны.
Вот летит большая птица, плавно кружит над рекой. Выполняют движения руками, имитирующие махи крыльями.
Наконец она садится на корягу под водой. Садятся на несколько секунд в глубокий присед.
Мы из речки вылезаем, чтоб обсохнуть – погуляем. Выполняют ходьбу на месте.
А теперь глубокий вдох – и садимся на песок. Садятся на ковер.
Воспитатель. Как промолвит речка волшебное словечко – засыпают раки, позабыв о драке. (На экране – изображение раков) Как вы думаете, дети, кто еще может жить в реке? (Дети. В реке могут жить рыбы.)
Воспитатель. Ах, дети, дети, в волшебной стране слов случилась беда – в реке всех рыб заколдовали. Без вашей помощи не обойтись. Чтобы рыбы попали в реку, их нужно назвать. (На экране открываются картинки речных и морских рыб. Дети называют хором или индивидуально речных, они по мере называния исчезают. Остаются изображения морских рыб).
Воспитатель. А какие рыбы у нас остались? (Дельфин, скат, рыба-молот.)
Воспитатель. Почему они не могут жить в реке? (Педагог подводит детей к тому, что морские рыбы живут в море или в океане.)
Молодцы, ребята! Вы рыбкам очень помогли. Рыбы не умеют разговаривать, но любят улыбаться, и улыбки у них есть разные. (Построчно читает начало стихотворения, дети договаривают последние слова).
Если это рыбка – у неё улыбка, если это рыбочка – у неё…. (улыбочка),
Если это рыба – у неё … (улыба), если это рыбина – у неё… (улыбина),
Если это рыбища – у неё… (улыбища)
Вот какие улыбчивые веселые рыбки обитают в волшебной речке. (Берет корзину с конфетти)
Дует теплый ветерок, у меня есть кузовок.
В нем прекрасные слова, слова любви, слова добра.
Я знаю слово, от которого мир вокруг становится прекрасней. Это слово – «улыбка»! Вот вы и улыбнулись. А вы знаете прекрасные слова? Тогда добавьте их в мой кузовок. (Дети передают кузовок друг другу называя «прекрасные слова».)
Воспитатель. А кузовок-то мой – волшебный. Все ваши замечательные слова он превратил в частички тепла, добра и нежности. Пусть они разлетятся по всему миру. Отправьте их в путешествие: вдохните носом, губки «трубочкой», плавно выдыхайте через рот. (Дети достают из корзинки конфетти и сдувают с ладоней.)
Воспитатель. Вот наше путешествие и подошло к концу. Пора возвращаться в детский сад. Закройте, пожалуйста, глаза. (Звучит волшебная музыка) Вот мы и дома. Откройте, пожалуйста, глаза. Где вы были? Что вы узнали нового?(Дети делятся своими впечатлениями.)
Воспитатель. Теперь вы знаете, друзья, что есть чудесная страна! Я хочу вам пожелать, чтобы вы всегда радовали друг друга прекрасными и добрыми словами. А на память о нашем путешествии я дарю вам «ключики» от «Волшебной Страны слов». Возьмите эти волшебные «ключи» и фантазируйте. Уверена, что вы узнаете ещё очень много новых и добрых слов.
Попрощаемся с нашими гостями сначала тихо, теперь громко, улыбнёмся и пойдем путешествовать дальше с помощью волшебных ключиков.
Дети берут ключи и возвращаются в группу.