Ольга Мамонова
«Почему дует ветер». Конспект занятия для детей старшего возраста по изучению природных явлений
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: сформировать представление о ветре как элементе погоды.
Задачи:
• продолжать знакомить детей таким природным явлением, как ветер, его свойствами и ролью в жизни человека;
• развивать логическое мышление, воображение;
• воспитывать любовь к природе.
Материалы и оборудование:
схема «Движение воздушных масс», демонстрационный материал «Природные явления», изображение флюгера.
Ход занятия
Педагог: Ребята, сегодня мы продолжим знакомство с явлениями атмосферы. Отгадайте загадку:
Летит без крыльев и поет
Прохожих задирает.
Одним прохода не дает,
Других он подгоняет. (Ветер.)
Ветер - уникальное, удивительное явление природы, которое всегда вызывало у людей интерес.
А что вы знаете о ветре? (Ответы детей.)
Как много вы знаете о ветре, но это не все, на занятии вы узнаете в чем причина образования ветра, познакомитесь с видами ветров.
Люди давно заметили, что ветер управляет погодой.
Ветер - это движение воздуха в горизонтальном направлении.
Всегда ли мы можем увидеть, почувствовать ветер? Можно ли в условиях группы создать ветер и как это сделать? (Ответы детей.)
Почему же дует ветер?
Суша сильней прогревается,
Воздух над ней поднимается ввысь,
Там, наверху, он затем растекается,
Позже, остыв, опускается вниз.
Давайте нарисуем схему «Движение воздушных масс».
Педагог рисует на листе ватмана, а дети - на листах формата А4.
Солнце нагрело воздух над землей. Он становится легче и поднимается вверх. Над горами воздух холоднее, тяжелее, он опускается вниз. Потом, нагревшись поднимается вверх. А остывший с гор снова опускается вниз, туда, где теплый воздух ка как бы освободил ему место. Вот и получается ветер.
Ветер имеет 3 главные характеристики: направление, скорость и сила.
Ребята, как мы можем определить, есть ли на улице ветер?
Дети: По деревьям, дыму из труб, развевающим флажкам, но более точно это можно сделать с помощью флюгера.
Педагог: Для определения направления ветра используют флюгер, который устанавливают на высоте 10 м. Общей для флюгеров особенностью является то, что они свободно вращаются на оси и устанавливаются по направлению ветра. Название ветра происходит от названия стороны горизонта, откуда он дует. Например, если ветер дует с севера, его называют – северный, если с юга - южный и т. д. Стрелка флюгера (она называется флюгарка) свободно вращается на стержне и острым концом всегда бывает направлена против ветра. Ниже стрелки прикреплены неподвижно 8 указателей основных и промежуточных сторон горизонта. Вместе со стрелкой вращается и рамка, укрепленная выше флюгарки. В ней свободно висит металлическая пластинка, прикрепленная за верхний конец. Чем сильнее ветер, тем больше отклоняется пластинка от своего обычного положения. По отклонению пластинки и судят о силе ветра.
Дидактическая игра «Какой бывает ветер?»
Дети подбирают прилагательные к слову «ветер» (сильный, слабый, ураган, южный, северный).
Педагог: Во многих пословицах, поговорках, народных песнях, сказаниях упоминается о ветре. В них ветер называют теплым, ласковым, нежным, игривым, озорным, буйным, жестоким, отчаянным, злым.
Ветер великий в природе работник:
• ветер перегоняет тучи, облака, а иначе дождь и снег были бы только над водной поверхностью;
• очищает воздух; отработанные автомобильные газы, дым от заводов и фабрик ветер уносит из населенных пунктов;
• вырабатывает электроэнергию; полярники используют ветряные двигатели для получения тепла и света; американские фермеры тянут ветряками воду из скважин; энергию ветра используют для зарядки мобильного телефона.
• ветром на большие расстояния переносятся семена трав, кустарников и деревьев, споры грибов;
• люди еще в древности поняли, что лодка и без весел может плавать, был бы ветер;
• помогает движению или затрудняет его;
• участвует в формировании рельефа (например, таких как барханов – песчаных холмов сложенных наносами песка, создает причудливые формы в виде башни или истукана);
• ветер разрушает горы, сглаживает их, создавая причудливые формы. ;
• велико эстетическое значение ветра (ощущать в жаркий день ласковый, нежный, легкий, летний ветерок – одно удовольствие).
Расскажите какие «шутки» может сыграть с нами ветер, объясните эти шутки (Ответы детей.)
Педагог: А теперь давайте проверим, достигли мы цели нашего занятия или нет. Проверим, как хорошо вы запомнили сегодняшний материал?
Продолжите фразу:
Ветер это - … (движение воздуха).
Причина образования ветра - … (разница температуре воздух над поверхностью земли).
Прибор для определения направления ветра называется… (флюгер).
Человек использует силу ветра для… (выработки электроэнергии).
В природе ветер может создать… (новые формы рельефа).