Лана Лебедева
Сценарий интегрированного занятия в подготовительной к школе группе «На помощь Айболиту»
▼ Скачать + Заказать документы
Интегрированное занятие «На помощь Айболиту!».
Цель (основная идея) :организовать деятельность детей по усвоению ими знаний о Африке, содействовать развитию нравственно, развивать навыки совместной деятельности.
Тип занятия : обобщающее
Вид занятия : интегрированное
Форма: игра-занятие
Технология: развивающее обучение
Группа : подготовительная к школе
Публикация «Сценарий интегрированного занятия в подготовительной к школе группе „На помощь Айболиту“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Чуковский. Сценарии развлечений
- «Айболит», Чуковский К.И.
- «Айболит». Конспекты занятий
- «Айболит». Сценарии развлечений
- Темочки
Задачи занятия :
Образовательные.
- Организовать деятельность детей по усвоению ими знаний об Африке;
- закреплять умение «расшифровывать» текст, используя предложенный шифр;
- Развивать умение рисовать декоративную птицу по воображению, используя различные изобразительные материалы
- Закреплять основные движения: подлезание под дугу, ходьба по канату цепочкой, взявшись за руки, парные прыжки
Речевые.
Создать условия для обогащение словаря: географические названия- Килиманджаро, Нил, Средиземное море, Сахара; пупуасы.
Создать условия для активизации словаря.
- Маршрут, пальмы, африканские животные, названия животных и птиц африканского континента (носорог, жираф, бегемот, ленивец, обезьяны и др.)
- глагольные формы: произрастает, протекает, пресекает, перебрались
- прилагательные: экзотические, диковинные, африканские, нильские, пустынные, речные и др. (словообразование)
Развивающие.
- Развивать знаково-символическую деятельность детей; способность к замещению действий и предметов знаками;
- Развивать внимание, умение замечать несоответствия, исправлять их;
- Развивать воображение, творческое мышление; умение находить выход в сложившейся проблемной ситуации;
- Развивать аналитические способности детей; умение выбирать оптимальный вариант из нескольких имеющихся;
Воспитательные.
- Воспитывать умение действовать коллективно, выносить единое решение на основе нескольких мнений;
- Воспитывать интерес к интеллектуальной творческой деятельности.
Формирование компетенций (планируемый результат занятия).
- Способность детей к анализу и оценке собственной деятельности и деятельности сверстников (регулятивные);
- Способность к обобщению, классификациям, аналитико-синтетической деятельности, решению проблем (интеллектуальные);
- Осознанные представлений об особенностях Африканского континента (познавательные);
- Целеустремленность, взаимовыручка, взаимопомощь и поддержка (личностные).
Ведущие методы:
- Проблемно-поисковые, создание нестандартных (проблемных) ситуаций, наглядные (знаково-символическая деятельность, наглядность, практическая деятельность детей (мыслительная, речевая, двигательная, художественно-эстетическая)
Материал к занятию :
- Интерактивная доска, слайды презентации об африканском континенте, игра «Что возьмем с собой в путешествие?».
- «Волшебный монитор» - ноутбук с «электронным письмом», в котором зашифрован текст: «Помогите, заблудился», дан шифр кода.
- Карта Африки.
- Картинки с изображением животных и птиц Африки.
- Листы бумаги А4 по количеству детей, разные изобразительные материалы (восковые мелки, фломастеры, краски гуашь, акварель, карандаши, сангина и др.).
- Физкультурное оборудование: дуги для подлезания, канат, поролоновые «кочки» для перепрыгивания разной высоты.
- Магнитная доска, маркер для рисования
Количество детей:
20-25 человек.
Ход сценария.
1часть. Мотивация (3 минуты)
Воспитатель обращает внимание детей на то, пришло электронное письмо. Включает его. В письме закодированный текст.
Вопросы «Что это?» (Шифровка, «Можно ли прочесть?», «Как быть?». Обращает внимание детей на знаки с левой стороны.
- «Что это?» (Код шифра). Давайте попробуем расшифровать письмо!
Дети с воспитателем, пользуясь шифром, расшифровывают текст, воспитатель записывает расшифрованные детьми буквы на магнитную доску.
- «Что получилось?»
Дети читают: ПОМОГИТЕ, ЗАБЛУДИЛСЯ! ДОКТОР АЙБОЛИТ.
- Что будем делать? (Нужно помочь). Как мы можем помочь доктору
Айболиту? (Советом). Я думаю, что у Айболита есть с собой айпод или планшет. Я предлагаю передать ему наши советы через ноутбук по интернету. Вся информация, помещенная нами на монитор, через секунду высветится у него.
. Основная часть (20 минут)
2.1 «Письмо Айболиту»
С чего начнем?
Я думаю, что не случайно Айболит закодировал своё письмо! Может быть, его подстерегают враги. Давайте подумаем, как кратко и понятно можно передать информацию Айболиту, чтобы её не прочитали чужие люди? (С помощью знаков).
Что нам нужно знать, чтобы помочь Айболиту? (Нужно выяснить обстоятельства, в которые он попал. Ведь мы ничего о нем не знаем).
Как вы думаете, что нам нужно узнать, для того, чтобы помочь Айболиту справиться с бедой? (Знать в каких условиях он находится). Что для этого нужно? (Задать вопросы Айболиту). Предлагайте ваши варианты вопросов, и из всех предложенных вариантов мы выберем главные.
Воспитатель с детьми выбирают главные вопросы, воспитатель записывает их на доске.
Примерные вопросы Айболиту :
1. Где Вы находитесь?
2. Как Ваше здоровье?
3. Есть ли у Вас горячая еда?
4. Как Ваше настроение?
5. Есть ли поблизости люди?
- Я записала все вопросы, которые нужно задать Айболиту. Попробуем превратить их в знаки.
На доске дети рисуют варианты знаков. Совместно выбирается лучший знак. Зашифрованный вопрос отправляется Айболиту. Приходит ответ который, как и вопрос имеет форму знака.
- Ответ получен мгновенно, как мы и ожидали. Но он тоже зашифрован. Давайте подумаем, что может обозначать знак. Почему вы так думаете?
Воспитатель делает обобщение:
- Все понятно. Доктор Айболит находится в Африке, у горы Килиманджаро. Он здоров. Горячей еды у него нет, как нет и поблизости людей. Он испуган тем, что заблудился. И ждет, что мы придем к нему на помощь и поможем ему вернуться домой.
2.2 «Отправляемся в путешествие».
- Ну что, отправимся в Африку за доктором Айболитом?
Что мы возьмем с собой в путешествие? Интерактивная игра на доске : дети из множества предметов выбирают нужные. Воспитатель задает вопрос «Почему ты это хочешь взять с собой?». Ребенок аргументирует свой выбор.
- Чтобы не заблудиться, я предлагаю проложить наш маршрут по карте!
Дети предлагают свои варианты маршрутов. Из нескольких вариантов проложенных маршрутов дети с воспитателем выбирают наилучший: самый короткий и менее опасный.
- Итак, путь мы наметили. Отправляемся на помощь Айболиту.
(Включается тихая музыка).
На чем будем добираться до Африки? (На самолете). Почему не на поезде? Почему не на корабле? (До Африки нужно лететь через море, поезд не пройдет).
Включается музыкальное сопровождение полета, на доске слайды с изображением Средиземного моря, Африки. Дети «летят» на самолете.
Пролетаем над Средиземным морем. Смотрите, нам на встречу летит стая голубей! (Дети должны заметить и сказать о том, что голуби над морем не летают). Почему? (Голубь - городская птица). Кого мы можем встретить над морем? А какие птицы живут в Африке.
На слайдах показаны африканские птицы: колибри, тукан, попугаи и др.
Какие они красивые, яркие! Вам нравятся?
Для того, чтобы у нас остались впечатления от встречи с ними, я предлагаю вам нарисовать африканских птиц. Хотите? Тогда выбирайте нужные вам материалы и рисуйте! Если вам будет нужна моя помощь, я рядом!
2.3 Изобразительная деятельность.
Дети рисуют африканских птиц по замыслу или с опорой на картинки на слайде.
После того, как дети нарисовали птиц, воспитатель предлагает прикрепить их к карте Африки.
-Итак, мы на втором в мире по величине материке под названием Африка. Перед нами раскинулась самая большая в мире пустыня Сахара (изображение на слайде).
Чувствуете, как жарко? Температура воздуха здесь до + 50 С. Давайте спрячемся от жары вон в той березовой роще и искупаемся в прохладной реке. Можем ли мы спрятаться среди берез? Почему? (В Африке не растут Березы). Кругом пустыня. Идти долго. На чем мы можем пересечь ее? (На верблюде). Почему не на машине? (Машина увязнет в песке).
На экране – изображение верблюдов.
- Сели на верблюдов, поехали! Пустыня осталась позади. А перед нами самая длинная река в мире - Нил. Там водится много крокодилов. Как нам перебраться через Нил?
Я предлагаю встать и разделиться на две команды. Каждая команда должна переправиться через реку и не потерять ни одного своего участника.
2.4. Эстафета.
Дети двумя командами перепрыгивают через кочки, подлезают под дугами и идут по канату, держась за руки.
2.5. «Зададим вопрос с помощью жестов и знаков».
Перебрались через Нил. Теперь перед нами тропический лес. А вот и гора Килиманджаро. Помните, Айболит посылал нам сообщение, он должен быть где-то рядом. Но что-то его не видно. Смотрите, идут какие-то люди. Как их называют? (Папуасы).
Папуасы изображены на слайде.
- Давайте спросим у папуасов про доктора Айболита. (Дети спрашивают, папуасы молчат). Почему же они не отвечают? (Они не знают русского языка, нас не понимают).
Как можно спросить о докторе Айболите без слов? (Жестами, знаками). Дети спрашивают где доктор Айболит с помощью жестов и знаков. Папуасы показывают на пальму. Из-за пальмы выходит доктор Айболит.
2.6. «Встреча с Доктором Айболитом. Африканские животные».
Наконец - то мы тебя нашли! Здравствуй, доктор Айболит!
- Здравствуйте! Спасибо вам, друзья, за помощь! Я рад, что вы меня нашли.
Я вылечил в Африке всех больных зверей, подскажите, как они называются, я не помню. (Доктор Айболит показывает «фотографии» животных, дети называют их).
. Заключительная часть. Рефлексия.
Спасибо, мои дорогие! Расскажите, как вам удалось справиться с такой сложной задачей! Я не мог послать вам обычное письмо, вынужден был зашифровать.
Как вам удалось разгадать, что я написал?
(Дети рассказывают о том, как разгадали текст письма с помощью шифра).
Воспитатель: А ты, Доктор Айболит легко разгадал то, что мы тебе написали? Ты ответил на все наши вопросы!
Доктор Айболит : Да, я разгадал ваши знаки, вы очень четко отразили в них суть вопросов.
Взяли ли вы собой все необходимое, когда отправлялись в путешествие?
(Ответы детей).
Что интересного вы увидели по пути в Африку, с чем необычным вы встретились?
Дети рассказывают о том, как они добирались до Африки, показывают птиц, которых нарисовали, рассказывают о том, какие препятствия преодолели.
А теперь помогите мне вернуться домой, в Россию (Дети «прокладывают» маршрут по карте; летят на «самолете» под тихую музыку, приземляются).
Воспитатель предлагает детям оценить насколько понравилось детям путешествие, выбрав для этого кружок соответствующего цвета: красный – очень понравилось, все задуманное получилось, синий – понравилось, но не все получилось, зеленый – были значительные затруднения.
Доктор Айболит дарит детям на память о путешествии интересный кроссворд, посвященный Африке.