Лайкова Ольга
Конспект итогового занятия по развитию речи «Пирог дружбы» в средней логопедической группе
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Пирог дружбы»
Цель: обобщение и систематизация знаний детей по развитию речи.
Коррекционно – образовательные задачи:
• Уточнение и расширение словаря по темам «Домашние животные», «Насекомые», «Овощи», «Фрукты», «Посуда».
• Совершенствование грамматического строя речи (употребление предложно – падежных конструкций, согласование числительных
с существительными мужского, среднего, женского рода, согласование прилагательных, обозначающих цвет, форму, с существительными)
Публикация «Конспект итогового занятия по развитию речи „Пирог дружбы“ в средней логопедической группе» размещена в разделах
- Дружба. Конспекты занятий о дружбе
- Дружба. Учимся дружить
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
• Стимулирование речевой активности.
Коррекционно – развивающие задачи :
• Развитие связной речи
• Развитие фонематических представлений
• Развитие слухового, зрительного внимания, умения вслушиваться в речь педагога, подбирать рифмы в двустишьях
• Развитие тонкой и общей моторики
Оборудование: запись музыки плача; пазлы - картинки с изображением посуды, предметные картинки с изображением овощей, фруктов (два-пять); картинки с изображением цвета и формы (синий квадрат, красный круг и т. д., предметные картинки с изображением домашних животных и их детёнышей; фигурки насекомых; картинки-символы гласных звуков.
Ход занятия
Л-д встречает детей, организует приветствие.
I.Организационный момент.
Л-д: Придумано кем-то
Просто и мудро
При встречи здороваться :
- Доброе утро.
Дети: - Доброе утро!-
Солнцу и птицам.
- Доброе утро!-
- Улыбчивым лицам.
Упр. «Улыбка» (мобилизация с элементами психогимнастики)
Логопед : Ребята, я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны и ласковы. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя доброту и волшебство. Выдохните через рот все огорчения и обиды, плохое настроение. Я “соберу” все огорчения в шкатулку и закрою её на ключ.
II. Введение в тему занятия :
Логопед : — Ребята, что это за звук? — Кто это плачет? – Ой, смотрите, это же пингвинёнок «Ло-ло».
Пингвинё нок: — Здравствуйте детки, я пропал! Плавал с друзьями на льдине, льдина раскололась и меня унесло течение! Я потерялся и остался без друзей, совсем один!
Логопед : — Ребята, поможем Ло-Ло вернуться домой?
Дети: - Да.
Логопед : — А, как вы думаете? Почему его льдина откололась? А где же живёт пингвинёнок?
Дети: - В Арктике. Наступила весна, стало тепло, начался ледоход.
Логопед : Ребята, пингвинёнок мне сказал, что он сможет вернуться к своим друзьям, если мы поможем ему приготовить большой пирог дружбы! Вы согласны! Тогда в путь!
— Первое задание уже ждет нас.
Давайте вспомним наше правило:
Раз, два, три, четыре, пять
Будем мы сейчас играть:
Смотреть, слушать, размышлять,
Но друг другу не мешать
Внятно, чётко говорить,
Не вертеться, не шалить (хором).
III. Закрепление ранее изученного:
Логопед : В волшебную кондитерскую ты попадёшь, если предметы одним словом назовёшь (четвёртый лишний назовёшь).
1. Д/И «Назови одним словом»
(Логопед предлагает демонстрационный материал, на котором изображены предметы, классифицированные по лексическим темам).
Логопед : - Ребята, вот мы и оказались в волшебной кондитерской фабрике. А вот и следующее задание: Кусочек пирога испечёшь, если свой предмет из частей соберёшь и ласково его назовёшь!
(Дети вытягивают разноцветные жетоны и разбиваются парами, становятся возле конверта такого же цвета, что и жетон.)
2. Игра-парами «Собери картинку - пазлы» (изображение предмета посуды)
3. Д/И «Назови ласково» (Предметы посуды).
Дети собирают вместе картинку, называют её ласково.
Логопед : Молодцы, ребята, смотрите какой чудесный кусочек у нас получился (в ценре стоит стол, на нём блюдо. По мере выполнения заданий детьми, на нём появляются кусочки «пирога дружбы»)
Логопед : Какие вы, ребята, молодцы! Так дружно выполняли задание, что сразу два кусочка испеклись.
4. Упр. «Закончи предложение». (Совершенствование синтаксической стороны речи, составление сложноподчинённых предложений со словами для того чтобы.)
Логопед : - Я начинаю предложение, а вы сочиняете вторую его часть, и начинаете свой ответ со слов для того чтобы.
- Посуда нужна …
1-…. для того, чтобы в ней готовить еду.
- Кастрюля нужна …
2-…. для того, чтобы в ней варить суп.
- Сковородка нужна …
3-… для того, чтобы жарить картошку.
- Глубокая тарелка нужна…
4-…для того, чтобы наливать борщ.
- Чашка нужна…
5-…для того, чтобы пить компот, чай.
- Чайник нужен…
6-…для того, чтобы кипятить воду, заваривать чай.
- Половник нужен…
7 -…для того, чтобы разливать борщ, суп, компот.
- Нож нужен …
8 – для того, чтобы резать продукты питания: хлеб, колбасу, овощи, фрукты и т. д.
- Ложка нужна…
9 – для того, чтобы есть суп, борщ, первые блюда.
- Сахарница нужна…
10 – для того, чтобы насыпать сахар, чтобы хранить сахар.
Логопед :- Молодцы, ребята, правильно отвечали, ещё кусочек пирога испекли.
Логопед : - Пингвиненок Ло-ло переживает, справимся ли мы! Сможем ему помочь испечь пирог «Дружбы». Ведь его льдина совсем растает, и мы не сможем его доставить в Арктику.
- Давайте скорее приступать к новому заданию, внимательно и правильно его выполнять, кусочек пирога из духовки вынимать.
5. Игра «Два-пять» (совершенствование грамматического строя речи.)
(На столе разложены карточки, на которых изображены фрукты или овощи в количестве 2 и 5 штук. Логопед просит детей поочереди их назвать и посчитать.)
Ответы детей:
1-й – У меня два помидора и пять помидоров.
2-й- У меня два банана и пять бананов.
3-й- У меня две моркови и пять морковок.
4-й- У меня две груши и пять груш.
5-й-У меня две сливы и пять слив.
6-й-У меня две тыквы и пять тыкв.
7-й У меня два кабачка и пять кабачков.
8-й У меня две редиски и пять редисок.
9-й У меня два огурца и пять огурцов.
10-й У меня два яблока и пять яблок.
Логопед : - Молодцы. Вы отлично выполнили задание. Смотрите, ещё два кусочка пирога появилось на тарелке.
6. Д/И «Северное сияние»
Логопед рассказывает детям о том, как однажды Ло-ло наблюдал в небе северное сияние. Он увидел, как из разноцветного неба падали разноцветные предметы, разной формы.
Логопед : Я вам сейчас раздам карточки. Подумайте и подберите к какой карточке относятся предметы, какие они по цвету и форме.
Ребенок: У меня желтый и овальный лимон.
Ребенок: У меня синяя квадратная подушка.
Ребенок: У меня красный, круглый помидор.
Ребенок: У меня зеленое и круглое яблоко. И т. д.
Логопед : Молодцы, вы отлично справились с заданием. Какой замечательный кусочек пирога получился.
Логопед : - Ой, ребята, пингвиненок сказал, что один его друг очень любит торт медовик.
Где же нам мед раздобыть? У кого нам медка попросить?
Дети: - У пчелы.
Логопед : На полянку цветочную отправимся мы. По тропинке друг за другом пойдём, может кого-нибудь на полянке найдём.
7. Д/И «Чьи же это малыши?»
Логопед : Ребята! Слышите, чьи-то голоса доносятся. Неужели кто- то потерялся? (Звучит фонограмма «На ферме») По-моему, это домашние животные! Мы должны им помочь. Вы должны отгадать детенышей по голосам и назвать их мам.
- И-го-го,- заржал ребенок
Значит, это (жеребенок).
Ребенок: Это жеребенок. Его мама – лошадь.
Логопед : Му – у, - мычит в хлеву ребенок
Значит, это маленький (теленок).
Ребенок: Это теленок. Его мама - корова.
Логопед : Хрю,хрю, - захрюкал ребенок
Значит, это (поросенок).
Ребенок: Это поросенок. Его мама – свинья.
Логопед : Ме-е, - заблеял вдруг ребенок
Это маленький (козленок).
Ребенок: Это козленок. Его мама - коза.
Логопед : Чей – то маленький сынок
Вдруг залаял: Гав, гав!
- Я (щенок).
Ребенок: Это щенок. Его мама – собака.
Логопед : Жалобно, спросонок,
Мяукает… (котёнок)
По мере того, как дети называют детенышей, логопед показывает им соответствующую фигурку и спрашивает: «Чей это детеныш?». Дети называют «маму».
Логопед : Молодцы, ребята! Вы хорошо справились с заданием. По-моему, в нашей чудо-печке ещё один вкусный кусок пирога испёкся. ОЙ, Целых два кусочка!
- Ребята, смотрите, вот мы и пришли к цветочной полянке.
8. Д/И «На полянке».
Логопед : На полянку посмотри, кого увидишь, расскажи. (употребление сущ. в форме вин. п.)
Дети: Я вижу бабочку, жука, гусеницу, божью коровку, кузнечика, пчелу.
Логопед : Расскажите, что делают насекомые? (Употребление простых предлогов)
Ребенок: Божья коровка сидит на желтом одуванчике.
Ребенок: Пчела сидит под синим колокольчиком.
Ребенок: Жук сел на травинку.
Ребенок : Муравей сидит на камушке.
Ребё нок: Гусеница ползёт по листику.
Ребё нок: Бабочка летает над цветком.
Ребё нок: Кузнечик спрятался в траву.
Ребё нок: Стрекоза улетела за цветок.
Логопед : Какие вы, ребята, умнички! Смотрите, ещё два кусочка готовы! Ой, смотрите целое блюдо красивых кусочков получилось… (имитирует откусывание - пробует) Но только вот беда, они безвкусные. Давайте приготовим для них аппетитную начинку. (Под каждым кусочком наклейка фрукта или овоща, продукта.)
9. Д/И «Какой на вкус твой кусочек пирога?»
(образование относительнных прилагательных)
Миша с чем твой кусочек?
- Мой кусочек с яблоками.
Логопед : Значит он какой?
- Яблочный.
- Мой кусочек с морковкой - ….
- Мой кусочек с малиной — …
- Мой кусочек с апельсином — …
- Мой кусочек с клубникой,
- Мой кусочек со сливой - …
- Мой кусочек с рыбой - ….
- Мой кусочек с сыром - ….
- Мой кусочек с бананом -….
- Мой кусочек с персиком - …
- Мой кусочек с фруктами -.
Логопед : - Ребята, посмотрите, какие вы молодцы. Вы так старательно выполняли все задания, что получился большой красивый пирог!
- Но с горячим пирогом нельзя отправляться на льдине. Как вы думаете, почему?
Дети: Пирог горячий, льдина может растаять.
10. Упр. На развитие длительного речевого выдоха.
«Ты кружочек раскрути, пирог «Дружбы» остуди».
(Дети вместе с логопедом, пингвином и пирогом садятся на «льдину» - белую ткань на ковре.)
11. Упр. «Хлопни в ладоши, когда услышишь звук…»
12. Д/И «Символ звука рассмотри, правильно звук произнеси»
(Дети поочереди становятся на льдинки с прикрепленными на них символами гласных звуков. Пропевают гласные.)
13. Д/И «Отправь письмо» (выделение первого гласного звука в слове)
Логопед : Ребята, вот мы с вами почти и добрались до Южного полюса.
Ло-ло говорит, надо обязательно отправить заказные письма его братьям, чтобы они отправились нам на встречу!
Поможем пингвинёнку? Вам нужно собрать конверты, но они не простые.
В первом конверте отправляются письма на звук – Дети: [ а ], во 2 - на звук [ у ], в 3 – на звук [ и ].
(На магнитной доске прикреплены конверты на заданные звуки, дети их заполняют соответствующими картинками - письмами).
14. Логопед : Вот мы, ребята и добрались до Арктики. Ло-ло радуется, что вернулся домой.
Дети, Его смотрите, путь к друзьям закрыл большой айсберг! Давайте, вместе с пингвинчиками громко споём необычные песенки, и айсберг расколется.
15. Д/И «Хор пингвинов»
(Дети по карточкам – сочетаниям символов поют пары гласных звуков. Н-р: Ау, уо и т. д.)
Логопед убирает «айсберг» :
Ура! Получилось!
Пингвинё нок: Спасибо, ребята!
Логопед : Ребята, нам пора прощаться с пингвинчиками и возвращаться в детский сад.
Давайте подарим Ло-ло нашу волшебную считалку про детский сад и вернёмся в группу :
Детский сад мы очень любим,
В нем расти, играть мы будем.
IV. Подведение итогов занятия.
1. Оценка работы детей.
Логопед : Ребята, наше путешествие закончилось.
Вы сегодня все с большим желанием и интересом выполняли задания, хорошо потрудились. Какие игры и задания вам понравились?
(Логопед и дети, стоя в кругу (вокруг стола) обсуждают, что понравилось им на занятии, положительно оценивая работу каждого ребенка).
Логопед : Спасибо вам. Давайте друг друга отблагодарим аплодисментами.
1.1 Упр. «Аплодисменты»
(Способствует созданию эмоционального настроя, дает участникам возможность обменяться чувствами.)
Логопед предлагает детям поаплодировать самим себе:
«Делать это мы будем так. Миша, кому бы ты хотел поаплодировать и поблагодарить за занятие? – …. Миша подходит к выбранному ребёнку и аплодирует ему. Тот, кому аплодировали, будет вторым. Затем первый вместе со вторым подходит к тому, которого выбрал второй, и они вместе аплодируют этому ребёнку. Затем втроем аплодируют тому, которого выбрал третий, и т. д. В итоге тот, кто остался последним, получает аплодисменты всей группы».
1.2 Сюрпризный момент. «Пирог «Дружбы» для всех. (В каждом картонном кусочке пирога угощение для ребят).