Ольга Дикая
Конспект интегрированного занятия по экологии и художественной литературе «Лис и мышонок»
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовила Дикая О. В.
Форма проведения: беседа, инсценировка, рисование
Тип занятия : интегрированное
Цель: Расширить кругозор и представления детей о подготовке лесных жителей к зиме, узнать, что поможет хищникам (лисе) добывать пищу в зимнее время, где найдут еду травоядные (мышь).
Задачи:
1. Образовательная: Познакомить детей со сказкой В. Бианки «Лис и мышонок»; закрепить полученные ранее знания о лисе и мыши.
Публикация «Конспект интегрированного занятия по экологии и художественной литературе „Лис и мышонок“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лиса, лисичка. Литература, сказки о лисе для детей
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Мышь. Все о мышках для детей
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
2. Развивающая: Развивать интерес к объектам природы; внимание, речь детей, восприятие (зрительное, слуховое, развивать творческие способности. Развивать умение инсценировать сказку по ролям.
3. Воспитывающая: Воспитывать у детей любовь к сказкам, к родной природе; формировать умение слушать собеседника.
4. Речевая: Упражнять детей в умении отвечать на вопросы взрослого полным предложением. Обогащение словаря: кладовочка, отнорочек, мышкование. Активизация словаря: линька, иллюстрация.
Используемые методы: Эмоциональные: 1. Создание ситуации любопытства в начале занятия (отгадывание загадок). 2. Использование ИКТ- (просмотр слайдов, видеофильма, использование ТСО - музыкальное сопровождение А. Вивальди «Времена года». Осень (во время рисования) Учебные: 1. Предъявление учебных требований при выполнении задания (рисование иллюстрации к сказке). Словесные: 1. Выполнение заданий по словесным указаниям. Социальные: 1. Умение внимательно слушать своих товарищей во время драматизации 2. Развитие навыков самоконтроля при выполнении заданий. Познавательные: 1. Знакомство детей с понятиями: кладовочка, отнорочек, мышкование. 2. Расширение кругозора детей (об изменениях в жизни животных осенью).
Интеграция общеобразовательных областей:
Коммуникация: ответы детей на вопросы воспитателя.
Чтение художественной литературы : инсценировка сказки В. Бианки «Лис и мышонок», отгадывание загадок
Познание:
Экология : изменения в жизни животных осенью.
Художественное творчество : рисование к сказке.
Музыка: музыкальное сопровождение во время продуктивной деятельности.
Физическая культура: выполнение физминутки.
Ход занятия:
- Ребята, сегодня мы с вами поговорим о двух лесных жителях, о каких вы узнаете, отгадав загадки. (слайд 1) Маленький рост, длинный хвост,
Серая шубка, острые зубки.
(Мышь)
Посмотрите-ка, какая –
Вся горит, как золотая.
Ходит в шубке дорогой, Хвост пушистый и большой. Не любит семечки из шишек, А ловит бедных серых мышек. (Лиса) - Молодцы, ребята, сегодня мы поговорим о лисе и мышке, узнаем, как они к зиме готовятся. Эти звери часто встречаются в сказках, можете ли вы назвать сказки, где есть мышь? («Теремок», «Колосок», «Курочка Ряба», «Репка», «Сказка об умном мышонке», «Сказка о глупом мышонке», «Крылатый, мохнатый да масляный») Лиса(«Теремок», «Заюшкина избушка», «Лиса и волк», «Кот и лиса», «Колобок», «Лиса и журавль», «Соломенный бычок смоляной бочок», «Снегурочка и лиса»). - Молодцы, вы столько сказок назвали. А в какой сказке встречаются и лиса и мышь? ("Теремок»). Как живут они в этой сказке? (Дружно, в одном домике). Как вы думаете, а в природе могут дружит лиса и мышка? Почему? (лиса охотится на мышей).
А сейчас ребята послушайте сказочную историю которую написал детский писатель Виталий Бианки.
- Ребята, как вы понимаете, что такое отнорочек? (дополнительный выход из норки) Зачем он нужен? (чтобы спасаться от врагов) А что такое кладовочка? (место, где хранятся запасы)
- Ребята, как вы думаете, в какое время года у мышки полная кладовочка припасов? Почему? (Осенью, чтобы было чем питаться зимой, корм под снегом не найти). Что заготавливает мышь на зиму? (Летом мыши могут есть насекомых, червей, корни и стебли растений, на зиму запасают семена, орехи, зерна пшеницы, ржи, овса). Ребята, оказывается, мышка заготавливает на зиму около 3-х килограмм зерна, это вот сколько (показ зерна). Представляете сколько нужно потрудиться маленькой мышке, чтобы приготовить запасов на всю зиму. (слайд 3)
- А сейчас мы немного отдохнем. Физминутка «Лиса».
Утром лисонька проснулась,
Лапкой вправо потянулась,
Лапкой влево потянулась,
Солнцу нежно улыбнулась
В кулачок все пальцы сжала,
Растирать все лапки стала –
Лапки, ножки и бока.
Вот какая красота!
( Все массажирующие движения выполняются от периферии к центру: от кисти к плечу, от ступни к бедру и т. д.). А потом ладошкой Пошлёпала немножко. Ну, красавица – Лиса! До чего же хороша!
(Красуясь, выполнять полуобороты корпуса вправо-влево, поставив руки на пояс и выпрямив спину).
- (слайд 4) Скажите, лиса делает запасы на зиму? (Нет, она питается другими животными, а летом может есть ягоды, фрукты.) Нужно ли лисе менять окраску своей шубки? (Она и зимой рыжая потому, что ей не от кого прятаться и маскироваться, она — сама хищник.) Как же лиса готовится к зиме? (Лиса осенью линяет. У нее вырастает теплая шерсть. Зимой на ее лапках отрастает густая шерсть, чтоб не холодно было ступать по снегу. Ходит лиса как в валенках.)
- Зимой лиса в основном занимается мышкованием. Как вы думаете, что это такое? (Это способ охоты на мышей).Зимой лисица живё т в первую очередь охотой на мышей: лиса, учуяв под снежным покровом грызуна, прислушивается к его писку, а потом быстрыми прыжками ныряет под снег, или разбрасывает его лапами, пытаясь поймать добычу.
- Вы запомнили, что такое мышкование?
- С какой сказкой мы сегодня познакомились? Предлагаю вам нарисовать иллюстрации к этой сказке. Что такое иллюстрация? (дети рисуют иллюстрации)
- У вас получились замечательные рисунки, думаю из них можно сделать книжку о «Лисе и мышонке».