Ольга Гончаренко
Конспект интегрированного занятия по развитию речи для детей с ТНР 5–6 лет по теме «Транспорт, его виды»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект интегрированного занятия
в старшей группе компенсирующей направленности детей с ТНР
по теме «Транспорт, виды транспорта».
Авторы - составители: воспитатели Бирюкова Н. Ю., Мишина И. О.,
учитель – логопед Гончаренко О. Н.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Возраст детей: 5-6 лет (старшая группа).
Публикация «Конспект интегрированного занятия по развитию речи для детей с ТНР 5–6 лет по теме „Транспорт, его виды“» размещена в разделах
- Виды транспорта. Конспекты занятий
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Транспорт. Все материалы о транспорте и их видах
- Транспорт. Занятия по развитию речи
- Транспорт. Конспекты занятий
- Темочки
Цель: закрепление представлений детей о транспорте и видах транспорта.
Задачи:
Коррекционно - образовательные: закреплять представления детей о транспорте и видах транспорта, закреплять представления о счете в пределах 7.
Коррекционно - развивающие: развивать грамматически правильную речь детей, связную речь, внимание, мышление, мелкую моторику рук, координацию в речи с движением.
Коррекционно - воспитательные: воспитывать чувство сотрудничества и дружбы, сплоченности в команде.
Предварительная работа: 1 Беседа о видах транспорта, его назначении в жизни человека. Рассматривание картинок с иллюстрациями транспорта, наблюдение за транспортом во время прогулки, рисование транспорта.
2. Чтение художественной литературы Н. Носов рассказ «Метро», С. Михалков «Дядя Степа», С. Я. Маршак «Вот какой рассеянный», отгадывание загадок.
3. изготовление дидактического материала.
Форма деятельности: фронтальная.
Материалы и оборудование: иллюстрации транспорта, разрезные картинки с иллюстрациями транспорта для пазлов, магнитная доска, картинки с изображениями транспорта для игр, светофор, белые полоски для пешеходного перехода, картинки - фоны «небо», «земля», «вода», цифры и кирпичики – гаражи, Топ-Топ, заготовки из цветной бумаги для изготовления оригами «Кораблик», схема оригами «Кораблик»; карточки с изображением – автобус, самолет, вертолет и фломастеры –красный, синий, зеленый для характеристики первого звука; шарики су-джок на каждого ребенка.
Ход занятия:
I. Вводная часть.
Воспитатель: Доброе утро ребята! Давайте дружно за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся! (встаем в круг).
Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг!
Пожелаем друг другу хорошего настроения.
Вы готовы заниматься и играть?
- Подождите, ребята, а где же наш Топ-Топ! Давайте, позовем его, он тоже хочет с нами играть и заниматься. (зовут Топ-Топа). Появляется Топ-Топ: ребята, я так долго добирался до вас пешком. Я не знаю, на чем можно до вас доехать…
Воспитатель: Ребята, на чем можно доехать до нашего сада? (на автобусе, машине) Как можно назвать эти слова одним словом? (транспорт)
Топ-Топ: ребята, можно я с вами побуду на занятии, я так люблю играть с вами и узнавать что-то новое!
II. Основная часть
Воспитатель: Ну что ж, ребята, будем заниматься и играть? (Дети: Да). Сегодня нам предстоит отправиться по станциям на автомобиле и выполнить очень интересные задания. (Дети изображают руками руль и едут к первой станции – задание первое, и так далее по всем станциям).
2.1. Станция первая (задание первое): «Загадочная»
Воспитатель: Ребята, Топ-Топ, давайте отгадаем загадки:
1. Бежит, иногда гудит.
В два глаза зорко глядит.
Только красный свет настанет –
Он в момент на месте встанет.
Дети: Автомобиль, машина.
Воспитатель: Правильно, молодцы! Теперь еще одна загадка:
2. Без разгона ввысь взлетает,
Стрекозу напоминает,
Отправляется в полет быстроходный.
Дети: Вертолет.
Воспитатель: Правильно. Давайте разгадаем еще одну.
3. В поле лестница лежит,
Дом по лестнице бежит.
Дети: Поезд
Воспитатель: Правильно. Давайте разгадаем еще одну.
4. Вот стальная птица
В небеса стремится.
В небе быстро летает,
Ей пилот управляет.
- Догадались, что это?
Дети: Самолет.
Воспитатель: Правильно. Давайте разгадаем еще одну.
5. Распрекрасный дворец
по морю плывёт,
Белеет на волнах гигант.
Дети: Теплоход
Воспитатель: Вы разгадали все загадки. Это: автомобиль, вертолет, поезд, самолет, теплоход. А как всё это можно назвать одним словом?
Дети: транспорт.
Воспитатель: правильно. Молодцы! А для чего человеку нужен транспорт? (чтобы перевозить грузы, ездить на транспорте).
Воспитатель: Продолжаем играть, Едем (дети изображают руль руками) на вторую станцию.
2.2. Станция вторая (задание второе): «Математическая - Поставь машину в гараж»
Воспитатель: Ребятки, Топ-Топ, на этой станции вам предстоит решить пример и поставить машину в гараж, а так же рассказать назначение этого транспорта.
Вот смотрите, стоят гаражи – кирпичики, на них цифры от 1 до 7. Итак, готовы, начинаем:
1+0= 1 (ставим в гараж 1 машину Пожарная – тушит пожар)
1+1= 2 (ставим в гараж 2 машину Полиции – помогает людям соблюдать правила общественного порядка)
2+1=3 (ставим в гараж 3 машину Скрой помощи – везет больного в больницу, оказывает медицинскую помощь)
3+1=4 (ставим в гараж 4 легковую машину – возит людей)
4+1=5 (ставим в гараж 5 Трактор – пашет землю)
5+1= 6 (ставим в гараж 6 Самосвал – перевозит тяжелые грузы)
6+1=7 (ставим в гараж 7 Автобус – перевозит людей)
Воспитатель: правильно. Молодцы! Продолжаем играть, Едем (дети изображают руль руками) на третью станцию.
2.3. Станция Третья (задание третье): «Собери пазлы»
Воспитатель: Ребята, Топ-Топ, на этой станции вам предстоит собрать пазлы, собрать воедино части пазлов в картинки с изображение различных видов транспорта и рассказать, что вы собрали. Итак, приступим. Молодцы! Все картинки собрали правильно и правильно рассказали о том виде транспорта, который каждый из вас собрал!
А сейчас, немного отдохнем, давайте подвигаемся и выполним физминутку.
2.4. Физминутка «Самолет»
Самолет построим сами,
(изображаем, как стучим молоточками (кулак об кулак)
Понесемся над лесами,
(руки в стороны, изображаем крылья самолета)
Понесемся над лесами,
(наклоны вправо – влево)
А потом вернемся к маме.
(опускаем руки вниз)
Воспитатель: Молодцы! Продолжаем играть, Едем (дети изображают руль руками) на четвертую станцию.
2.5. Станция Четвертая (задание четвертое): «Речевая – Говори правильно»
Логопед: Ребята, Топ-Топ, на этой станции вам предстоит выполнить следующие задания. На доске выставлены картинки, выберите транспорт и посчитайте его от 1 до 5. Не забывайте контролировать поставленные звуки.
Игра «Посчитай от 1 до 5» - Посчитайте от 1 до 5, подставляя следующие слова: автобус, самолет, теплоход, корабль, вертолёт.
Логопед: правильно. Молодцы! Продолжаем играть, следующая игра на этой станции.
Д/и «Назови первый звук» - на карточках изображены: автобус, самолет, вертолет, дирижабль, велосипед. Вам, ребята, необходимо определить первый звук в названии каждого слова, дать его характеристику и закрасить его нужным цветом (синий, зеленый, красный). Если это гласный звук, какой возьмем фломастер? (красный) Если твердый согласный? (синий) Если мягкий согласный (зеленый)
Логопед: правильно. Молодцы! Продолжаем играть, следующая игра на этой станции.
Игра «Путаница» Я говорю вам предложение, а вы руками показываете и хором отвечаете: Да -Да или Нет-Нет:
- Птиц всех быстрее летят автомобили.
- На работу всех с утра нас развозят доктора.
- К морю Черному мы в мае полетели на трамвае.
- В детский сад сегодня нас привезли в автомобиле – просто класс!
Логопед: правильно. Молодцы! Продолжаем играть, следующая игра на этой станции.
Игра «Что было бы?» Я вас спрашиваю, а вы отвечаете. При ответе пользуемся полным предложением! Что было бы:
- если у машины пропал бензобак? (Мы не смогли бы заправиться бензином и поехать)
-если у велосипеда пропали педали? (Мы не смогли бы на нем кататься)
- если у самолета пропали крылья? (Мы не смогли бы полететь)
- если у грузовика пропал кузов? (Мы не смогли бы перевозить грузы)
- если у лодки пропали весла? (Мы не смогли бы на ней поплыть по реке или озеру).
Воспитатель: правильно. Молодцы! Продолжаем играть, Едем (дети изображают руль руками) на пятую станцию.
Станция пятая (задание пятое): «ПД – дэйка!»
Воспитатель: Ребята, Топ- Топ, давайте поиграем в игру «ПД- дэйка!», узнаем, как вы помните и соблюдаете правила дорожного движения.
Скажите, пожалуйста, для чего необходим светофор? (Дети: он регулирует движение на дороге) Расскажите, что означают его цвета? (Красным – стоим, желтый – приготовились к движению, зеленый – двигаемся).
Воспитатель: на поле выставлены фоны: «Воздух», «Вода», «Дорога». Вы знаете, что транспорт бывает разных видов. Разложите все картинки по видам транспорта…
Правила игры: Дети – мальчики превращаются в бравых автомобилистов, выбирайте любой наземный транспорт. Девочки у нас будут пешеходами. На перекрестке стоит строгий инспектор ГАИ, он смотрит, соблюдаем ли мы правила дорожного движения. Кто будет инспектором Гаи? Инспектору помогает наш друг – светофор.
Воспитатель: что делать автомобилистам, если горит красный свет светофора? (они останавливаются перед пешеходным переходом, а девочки изображают пешеходов и переходят дорогу. Игра повторяется несколько раз (ребята меняются ролями, распределяя роли сами.
Воспитатель: правильно. Молодцы! Продолжаем наше путешествие. Топ -Топ так радуется, что узнал много нового. Ему хочется сделать что-нибудь на память.
Станция шестая (задание шестое): «Рукодельная - оригами»
Воспитатель: А давайте попробуем сложить оригами, давайте разомнем наши ладошки и пальчики. (Каждый ребенок получает Су-Джок, катает его и говорит слова)
Давай, дружок,
катай Су-Джок,
Катай Су-Джок,
И будешь сильным, ты дружок!
Воспитатель: Вот мы размяли наши ладошки и пальчики, а теперь отгадайте загадку и узнайте, что мы будем складывать в технике оригами.
Это что за чудеса:
Дует ветер в паруса?
Ни паром, ни дирижабль —
По волнам плывет. (Корабль)
Воспитатель: Да, ребята, Топ-Топ, сегодня мы будем складывать Кораблик. Воспитатель показывает схему складывания кораблика поэтапно. А дети поэтапно выполняют. Молодцы! У вас получились отличные кораблики. Покажите их друг другу. Организуется выставка.
III. Итог занятия (рефлексия)
Воспитатель: Ребята, Топ – Топ, вы молодцы! Понравилось ли вам наше занятие? Что было интереснее всего? Что было сложным? Вам понравилось работать в команде?
Воспитатель: Давайте возьмем кубик эмоций и расскажем, какое у нас настроение и почему…
Топ – Топ: у меня удивленное настроение, ведь я узнал так много нового и ребята порадовали меня своими ответами.