Людмила Анатольевна Берлизова
Конспект индивидуального занятия «Автоматизация звука [З] по мотивам сказки Ш. Перро «Золушка»
▼ Скачать +Заказ
Конспект индивидуального занятия «Автоматизация звука (З) изолированно, в слогах и словах (по мотивам сказки Шарля Перро «Золушка»)
Публикация «Конспект индивидуального занятия „Автоматизация звука [З] по мотивам сказки Ш, Перро „Золушка“» размещена в разделах
- Буква З и звуки [З], [З’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Шарль Перро
- «Золушка»
- Темочки
Задачи: развивать артикуляционную и мелкую моторику, активизировать биологически активные зоны, фонематический слух, зрительное и фонематическое восприятие, внимание, мышление; закреплять навык автоматизации звука (З) изолированно, в слогах и словах; познакомить с иносказательными выражениями : «золотая голова», «золотые руки», «золотое сердце»; воспитывать усидчивость.
Оборудование: аудиозапись: «Песня Золушки» в исполнение Л. Сенчиной; фланелеграф, картинки для фланелеграфа: Золушка в старом платье, Золушка в нарядном платье, комар; дидактическая игра «Сказочная занавеска», «Кукурузное поле», «Незаконченные картинки»; карандаш желтого цвета, мяч.
Ход занятия
I. Организационный момент.
-Здравствуй, … (имя ребенка! ты любишь сказки? Сегодня мы с тобой перенесемся в сказку, выполняя упражнения артикуляционной гимнастки.
II. Основная часть.
Артикуляционная гимнастика
Если в сказку всем сердцем поверить,
(Приоткрыть рот.)
В мир волшебный раскроются двери!
Вы туда без труда попадете
( Удерживать широкий расслабленный язык на нижней гбе: «лопаточка».)
На волшебном ковре – самолете,
На летучем большом корабле
( Поднять боковые края и кончик языка: «чашечка».)
Или с Бабой -Ягой на метле,
( Кончик узкого языка ритмично движется вправо-влево: «часики».)
На плоту по молочной реке
( Широкий расслабленный язычок: «лопаточка».)
И верхом на Коньке-Горбунке,
( Поцокать языком: «лошадка».)
Можно в сказку влететь на Жар-птице,
( Широкий язык движется вверх- вниз: «качели».)
Можно на Колобке закатиться,
(Круговые движения кончиком языка вокруг губ.)
Можно въехать, как слон на еже.
(Покусать кончик языка.)
Ой! Мы, кажется, в сказке уже…
Включается аудиозапись «Песня Золушки» в исполнении Л. Сенчиной (прослушивается 20-30 секунд).
- Догадался, в какую сказку мы попали? (В сказку «Золушка».) Скажи, какой первый звук в слове «Золушка»? (З). Какой это звук? (Твердый согласный, звонкий.) Будем стараться правильно произносить звук (З) и помнить, что язык при этом находится за нижними зубами, а выдыхаемая струйка воздуха – холодная.
Логопед выставляет на фланелеграф картинку с изображением Золушки.
Автоматизация изолированного звука (З)
Дидактическая игра «Сказочная занавеска»
- Наша Золушка трудится с самого утра. Чтобы попасть на бал, ей нужно выполнить много работы. Сначала ей надо перестирать все занавески. Посмотри, что сделали мачехины дочки: они изрисовали все занавески. Помоги Золушке, найди все буквы и назови звук (З). (Напоминаем ребенку, что при произнесении звука (З) губы будем растягивать в улыбке, язык – за нижними зубами, добавляем голос.)
- Молодец! Золушка захотела отдохнуть, но комарики ей мешают. (Логопед прикрепляет на доску картинку с изображением комарика.) давай поймаем комариков.
Развитие фонематического слуха
- Я буду произносить слова, а ты хлопни в ладоши, как только услышишь слово, в котором есть звук (З).
Словарь: зонт, слон, забор, сахар, сушки, соль, зубы, самолет, заноза, снег, замок, дозор, кукуруза, заяц, комбинезон, арбуз, сосулька, змея, рюкзак, сок, коза.
Автоматизация звука (З) в слогах
Развитие фонематического слуха
Игра «Эхо».
Золушка предлагает тебе поиграть. Повторяй за ней:
За-за-за за-за-зы
Зы-зы-зы зы-зы-зо
Зо-зо-зо зо-зо-зу
Зу-зу-зу зу-зу-зэ
Зэ-з-зэ зэ-зэ-за
За-зы-зо аза-ызы-озо
Зы-зо-зу эзэ-узу-аза
Зо-зу-за озо-узу-ызы
За-зу-зы узу-ызы-аза
Зу-зэ-зо эзэ-озо-ызы
И т. д.
Автоматизация звука (З) в словах
Дидактическая игра «Незаконченные картинки»
-Назови все картинки и дорисуй их. (роза, звезда, змея, зонт, ваза, заяц.)
Малоподвижная дидактическая игра «Закончи строчку» (с мячом).
-Золушка ждет свою карету, а мы поиграем. Я буду читать стихотворение, а ты будешь заканчивать строчки, подбирая слова в рифму и бросать мне мяч с каждым своим словом (если ребенок затрудняется, можно подсказать первый звук или слог) :
Как хочешь – верь или не верь,
Но жил когда-то добрый … (зверь).
А у него была подружка –
Смешная, милая … (зверушка).
Родился у зверей сынок –
Забавный маленький … (зверек).
Однажды он таблетку съел
И обозлился … (озверел) :
Он стал коварным, жадным, мерзким,
Со всеми вел себя по … (зверски).
Финал истории суров:
Поймал зверька злой (зверолов).
Нет у зверей своих гостиниц,
Сдал зверя зверолов в … (зверинец).
Золушка благодарить тебя за помощь! Одна бы она не справилась! Золушка говорит, что у тебя золотые руки и золотое сердце. Что это значит? (После ответа ребенка логопед объясняет, что выражение «золотые руки» применяют, когда хотят сказать, что у человека умелые руки, а выражение «золотое сердце» - для людей с добрым, бескорыстным сердцем.)
Дидактическая игра 2Настоящие золото»
-Посмотри на картинки и скажи, что может быть по-настоящему золотым, а что – не может. Обведи золотым цветом (желтым карандашом) только то, что по -настоящему бывает золотым, и назови это. Называть нужно так: золотые запонки и т. д.
Словарь: запонки, голова, звезда, зубы, ваза, заколка, сердце, руки, камзол, узор.
III. Заключительная часть.
На фланелеграфе: картинка с изображением кареты и Золушка в нарядном платье.
- Наша Золушка отправляется на бал. Сегодня, помогая Золушке, какой звук мы старались правильно произносить в словах, в слогах? (З) Правильно. У Золушки есть для тебя подарок.