Анастасия Лыскова
Формирование навыков фонетического анализа у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Чтобы ребенок понял и мог применять на практике фонетический анализ, необходимо научить его:
- определять порядок звуков в словах;
- устанавливать роль звука и его качественных характеристик в слове.
Освоив эти два процесса, дошкольник на практике сможет разобрать любое слово. Работу по усвоению этих процессов можно разделить на этапы:
1. Знакомство с гласными звуками и их свойствами.
2. Знакомство с согласными звуками и их свойствами.
3. Определение последовательности звуков в слове. Для этого многократно произносят слово с последовательным интонационным выделением каждого звука.
4. Определение твердых и мягких согласных звуков. Детям объясняют, что некоторые гласные звуки дают смягчение согласным звукам. Обязательно говорят о том, что есть согласные звуки, которые всегда только твердые и только мягкие.
5. Знакомство с ударением. Детей учат выделять в слове ударный слог и ударный гласный звук, обозначать его на письме.
Игры и упражнения для формирования навыков фонетического анализа:
«Поймай звук». Педагог называет звуки (слоги, слова, а дошкольник хлопает в ладоши, когда услышит заданный звук.
Игра с мячом «Подружи звуки». Педагог бросает ребёнку мяч и говорит: «Я дам тебе звуки А, М. Что у тебя будет?» Ребёнок возвращает мяч, называя слог АМ.
«Сколько звуков в слове спряталось?». Педагог называет дошкольнику слово и просит сосчитать количество звуков в нём.
«Цепочка». Педагог называет слово (например, мыло). Следующий участник-ребенок определяет последний звук в слове, подбирает своё слово, начинающееся с этого звука. Остальные участники-дети делают то же самое, составляя цепочку слов.
«Зоркий глаз». Ребёнок должен найти в окружающем пространстве предметы, названия которых начинаются на заданный звук.
Необходимо отметить, что обучение звуковому анализу будет эффективным только при условии одновременного изучения звука и его изображения-буквы, так как у дошкольника формируется взаимосвязь между произносимым звуком и буквой.