Пескова Ольга Алексеевна
Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время в современной педагогике вопрос о развитии и повышении познавательной активности детей дошкольного возраста стоит очень остро. Это связано с требованиями ФГОС ДО, нацеленного на обеспечение у ребенка дошкольного возраста такой компетенции, как способность к обучению.
Процесс обучения проходит эффективнее, если ребенок дошкольного возраста не просто получает знания, а проявляет познавательную активность [12].
Решение задачи эффективной организации воспитательно-образовательного процесса в дошкольной образовательной организации требует научного осмысления проверенных практикой условий и средств активизации детей дошкольного возраста.
Познавательная активность – это интерес к образовательной деятельности, к приобретению знаний, к науке [2].
Становление познавательной активности зависит от уровня развития дошкольника, в частности, его опыта, знаний, а также от способа подачи информации.
Интерес дошкольников к процессу научения – основополагающий фактор в процессе овладения ими знаниями.
Я. А. Коменский подчеркивал первостепенное значение в обучении интереса, стимула к знаниям [23].
Интересное обучение включает умение работать не только с усилием, а с факторами, способствующими данному процессу.
В связи с этим, одна из важнейших задач педагогов ДОО – это выявление имеющихся интересов, развитие и воспитание интереса к знаниям у дошкольников.
Интерес является формой проявления познавательных потребностей, которая обеспечивает направленность личности дошкольника на осознание целей деятельности, способствующих ознакомлению с новыми явлениями, наиболее полному отражению окружающей действительности [13].
К. Д. Ушинский подчеркивает в своих исследованиях, что интерес являет собой эмоционально-познавательное отношение, непосредственно мотивированное, имеющие тенденцию переходить в познавательную направленность личности [28].
Познавательный интерес определяет избирательную направленность личности дошкольника на предметы и явления, которые окружают действительность. Такая направленность отмечается активным стремлением к познанию [12].
С. А. Козлова указывает на то, что в процессе становления познавательных интересов детей дошкольного возраста происходит[18]:
1. Постепенное обогащение опыта дошкольника новыми знаниями и сведениями об окружающем, вызывающее в нем познавательную активность.
2. Постепенное расширение и углубление познавательных интересов внутри одной и той же сферы действительности.
В отношении дошкольников часто используется определение «познавательная активность».
Познавательная активность – активность, возникающая в процессе познания и выражающая заинтересованность в принятии новой информации, желании расширить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы, проявлении творческих способностей, в умении усваивать и применять способ познания [12].
Познавательная активность является разновидностью социальной активности, которая проявляется по отношению к процессу познания [12].
Формируется познавательная активность в воспитательно-образовательной деятельности и самообразовании дошкольников, обусловливает процесс научения и его результат.