ирина лысенко
Конспект индивидуального занятия «Постановка звука [Ж]» для старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект индивидуального занятия по логопедии
«Постановка звука Ж» для детей старшего дошкольного возраста
Цели -занятия :
- своевременное и целенаправленное устранение нарушений речи детей;
- повышение уровня развития речи детей;
- коррекция звукопроизношения;
Задачи:
- развитие фонематического восприятия и фонематического анализа;
Публикация «Конспект индивидуального занятия „Постановка звука [Ж]“ для старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- уточнение артикуляции звука «ж»;
- развитие речевой моторики;
- постановка звука «ж» и закрепление нормальной артикуляции;
- развитие общей и мелкой моторики;
- развитие речевого выдоха;
- развитие слухового, зрительного восприятия через нахождение картинок с заданным звуком;
Материал и оборудование: картинки с изображением жука, паука, кошки, пожара, лужи, жасмина, жабы, пижамы, желудей, пиджака, пчелки, стрекозы, муравья, компьютер и программа по развитию речи «Учись говорить правильно» авторы Л. Е Шевченко, Г. О. Аствацатуров; схемы на которых отмечен звук в начале, в середине, в конце слова
Ход игры- занятия :
1. Стук в дверь. К нам пришел почтальон он принес письмо, а в письме загадка
2. логопед читает загадку:
Жу- жу –жу, я на ветке сижу
Я на ветке сижу, букву ж все твержу
Зная твердо букву эту,
я жужжу весной и летом.
– Кто это жужжит на поляне? Найдите картинку (жук) да, это жук, а каких еще насекомых ты знаешь? (пчелка, бабочка, стрекоза, муравей)Кто из этих насекомых умеет жужжать (пчелка и жук)
Сегодня мы будем учиться произносить звук ж. Этот звук напоминает жужжание жука ж- ж- ж- ж- ж. Для этого надо, чтобы губы и язычок хорошо работали.
3. Артикуляционная гимнастика: «Лопаточка»- рот открыт, положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу; «Чашечка»- рот открыт, широкий, расслабленный язык поднять к верхней губе. Прогнуть среднюю часть языка, загнув кверху боковые края; «Качели»- открыть рот, как при произнесении звука А языком тянуться попеременно то к верхней, то к нижней губе. «Наказать непослушный язычок» - положить широкий язык на нижнюю губу, пошлепывая его губами, произносить: пя- пя-пя… «Лошадка» - щелкать языком медленно и сильно. Нижняя челюсть должна быть неподвижна. «Грибок»- улыбнуться, приоткрыть рот, присосать широкий язык всей плоскостью к небу и открыть рот. «Почистить зубки» кончиком языка верхние зубы с внутренней стороны (слева – направо, сверху вниз). Нижняя челюсть неподвижна.
4. На улице холодно, давайте согреем ладошки, подуем на них, щеки не надувать.
5. А теперь поиграем с пальчиками: 1, 2, 3, 4, 5, - будим листья собирать листья березы, листья рябины, листики тополя, листья осины, листики дуба мы соберем маме осенний букет принесем.
6. Постановка звука ж. Используется прием постановки путем озвончения звука ш
- Приложите руку к горлышку. Произнесите звук ш, а теперь скажите его громко так, чтобы горлышко дрожало. Получается звук ж
После длительного произнесения уточняется, что так жужжит жук. Ребенок произносит этот звук, логопед поправляет и уточняет артикуляцию звука. В случаи затруднения одна рука ребенка прикладывается к горлу логопеда, другая кладется на облость гортани ребенка. Логопед воспроизводит звук ж, ребенок имитирует, тактильно вибрационные ощущения.
7. Уточнение артикуляции звука ж.
- произнесем еще раз звук ж. в каком положении губы при произнесении звука ж?
- губы вытянуты вперед (ребенок повторяет)
- где находится кончик языка?
-кончик языка приподнят кверху, но не касается верхних зубов (ребенок повторяет). Кончик языка и боковые края загнуты и имеют форму чашечки. Логопед показывает положение языка с помощью кисти руки.
- Покажи рукой, какой язычок? (ребенок показывает)
- Что напоминает язычок?
- Чашечку.
Логопед в целом описывает артикуляцию звук ж, сопровождая ее движением кисти руки, изображающей форму чашечки. Ребенок повторяет.
8. Игра «Распредели картинки». На столе выкладываются картинки: пожар, лужа, жасмин, жук, жаба, лыжи, пижама, желуди, пиджак. Ребенок должен распределить картинки на две группы: слева положить картинки, в названии которых звук ж в начале слова, а справа те картинки, в названии которых звук ж в середине слова. Логопед при этом четко называет сначала все картинки, выделяя голосом звук ж в слове.
9. Работа с компьютером длится не более 10 минут, в соответствии с требованиями СанПиН. Ребенок нажимает на мешочек, когда услышит звук ж, произносимый диктором.
10. Подведение итогов занятия
-К акой звук мы учились произносить?
- Звук ж
- Как произносится звук ж? ретенок повторяет артикуляцию звук ж