Сакердонова Ульяна
Конспект открытого занятия «Постановка звука [Ш]»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по постановке звука “Ш”.
Цели:
1) Образовательные: учить правильно произносить звук Ш, выделять звук Ш из ряда слов;
2) Коррекционно – развивающие: формирование длительной направленной воздушной струи, развитие артикуляторного праксиса, развитие мелкой моторики пальцев рук, внимания и памяти, развитие фонематического слуха; автоматизировать звук в открытых слогах, в начале слова;
Публикация «Конспект открытого занятия „Постановка звука [Ш]“» размещена в разделах
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Темочки
3) Воспитательная: воспитывать старательность при выполнении заданий. воспитание интереса к занятию, воспитание самостоятельности.
Оборудование: презентация «Артикуляционная гимнастика», ватный шарик, картинки на звук «ш», разрезная картинка «Змейка», картинка «Шар», трубочки, коробочка с манной крупой, сенсорная коробка с песком, где будут игрушки со звуком «Ш».
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Вот занятие началось, все в порядок привелось, (сложить руки на парту)
Раз, два, три, четыре, пять, будем думать, отвечать! (выпрямить спину)
Соберите картинку и узнаете, над каким звуком мы будем работать сегодня. Собирают картинку шара.
2. Артикуляционная гимнастика.
Логопед: «Каждое наше занятие начинается с выполнения артикуляционной гимнастики. Презентация на слайде.
«Улыбка-трубочка». Чередование положений губ: в улыбке - трубочкой. Упражнение выполняется ритмично, под счёт до 5-10.
«Месим тесто». Давай покажем, как готовят тесто для блинов и пирогов: улыбнись, открой рот и покусай язык зубами: ТА-ТА-ТА-ТА-ТА., пошлё пай язык губами: ПЯ—ПЯ—ПЯ.
«Парус». Покажи, какой бывает парус. Улыбнись, широко открой рот, язык под-ними вверх и кончик прижми к верхним «бугоркам» за верхними зубами. Удерживай язык в таком положении на счёт восемь-десять. Повторить 2-3раза.
«Накажем непослушный язычок (самомассаж языка)». Широко улыбнитесь. Положите широкий язык на нижнюю губу и, слегка покусывая его зубами, произносите «та-та-та» в течение 5—10 секунд. Затем пошлепайте язык губами, произнося «пя-пя-пя» в течение 5—10 секунд.
«Лопатка». Рот откройте, улыбнитесь. Положите широкий расслабленный язык на нижнюю губу и удерживайте его в таком положении 5—10 секунд. Затем уберите язык, закройте рот. Повторите упражнение 2 — 3 раза.
«Качели». Рот откройте, улыбнитесь. Выполните следующие движения языком вверх-вниз: 1) широкий язык поднимается к носу и опускается к подбородку; 2) широкий кончик языка прикасается к верхним резцам, затем к нижним. Движения выполняются в спокойном темпе 5—10 раз.
«Чашечка». Рот откройте, улыбнитесь. Язык высуньте и придайте ему форму ковша: боковые края и кончик подняты, средняя часть прогибается книзу. Удерживайте язык в таком положении 5—10 секунд. Затем уберите язык и закройте рот. Повторите упражнение 2 — 3 раза.
«Фокус». Удерживая язык в положении «Чашечка», подуйте на кончик носа так, чтобы ватка, положенная на кончик носа, подлетела вверх. Повторите упражнение 3—5 раз.
3. Работа над дыханием.
Логопед: Я приготовила вам картинку, но она спряталась. Давайте попробуем на нее подуть и посмотреть, что же там было нарисовано». (На картинке изображена змейка, ассоциирующаяся со звуком «ш»). Дети дуют, через трубочки на манку, где спряталась змейка.
4.«Поймай звук «ш» :
Логопед: «Кто получился на картинке? (Это змея). Молодцы! А давайте с ней поиграем. Все змейки издают такой звук : ш-ш-ш. Приготовьте свои ладошки и слушайте меня внимательно, если услышите песенку змейки ш-ш-ш, тогда хлопайте»
М-Ш-К-Ш-Т-Н-Ш-Д-П-Ш-Ц-С-Ш
ХА – ША – ЛА – ПА – ША, ШАПКА – ОСЕНЬ – ШУБА – КОШКА - ОСЁЛ
5. Постановка звука «ш» :
Логопед: «Давайте мы тоже с тобой попробуем пошипеть, как змейка. Открой «окошко», сделай «чашечку», спрячь ее за верхние зубы, губы округли и подуй (можно надавить на щеки). Воздушная струя должна быть теплой. Молодец!»
2. вариант. Посмотри, такое положение принимают язык и губы при произнесении звука «ш» (картинка)
- Теперь произнеси звук «С», а затем подними язычок к нёбу и так же произнеси звук «С», чтобы пошел теплый воздух.
- Давай покажем как шипит змейка. (ш-ш-ш… .)
6. Пальчиковая гимнастика «Змейка» :
Логопед: «Змейка немного устала и хочет отдохнуть. Давайте и мы немного отдохнем»
Между кочек по тропинке (соединить ладони)
Проползает змейка Динка! (изображать движение змеи)
7. Автоматизация звука «ш» в открытых слогах :
Логопед: «Как поет змейка? (ш-ш-ш). Дети подходят по одному к экрану произносят звук «ш» непрерывно соединяя два звука в слог, получилось «ша», аналогично «шо», «ши», «ше», «шу».
Ш___А
Ш___О
Ш___И
Ш___Е
Ш___У
8. Автоматизация звука «ш» в начале слова. Логопед предлагает ребенку картинки, начинающиеся на звук «ш» : шуба, шипы, шина, шапка, шкаф.
9. Игра «Чего не стало?»
Логопед предлагает ребенку запомнить четыре картинки: шапку, шубу, шину, шею. Затем логопед убирает одну картинку, ребенок определяет, чего не стало. (Например, не стало шапки).
10. Игра «Сенсорная коробка».
В емкость (тазике) с песком спрятать игрушки со звуками Ш.
Обобщение:
Логопед: «С каким звуком мы сегодня играли? Кто к нам приходил на занятие? Какие слова со звуком «ш» вы запомнили?